Заместитель муфтия Черногории Джемо Реджематович: ХХ ММФ – это еще одна надежда на то, что мусульмане объединятся
Фото vijesti.me |
В беседе с нашим корреспондентом на полях ХХ Международного мусульманского форума «Путь мира: диалог как основа гармоничного сосуществования» 21 сентября 2024 года в Москве глава мусульманской общины Подгорицы, советник главы управления по делам вакфов, заместитель муфтия Черногории Джемо Ахмад Реджематович рассказал об исламе и мусульманах как в своей стране, так и на Балканах в целом, ознакомил с системой исламского образования и просвещения, поделился своим мнением о значении форума в деле достижения мира.
– Джемо, Вы представляли на Международном мусульманском форуме в Москве мусульманскую общину Черногории. Расскажите подробнее, чем и как живет сегодня община этого балканского государства.
– Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Я являюсь заместителем муфтия Черногории и главой мусульманской общины Подгорицы, столицы Республики. Кроме этого, работаю в Управлении по делам вакфов.
Согласно официальным статистическим данным, которые были обнародованы в октябре прошло года, мусульмане составляют около 23 процентов населения Черногории. Есть города, в которых преобладает мусульманское население. Например, на юге, на побережье, находится город Улцинь, основная часть его населения – албанцы, мусульмане. На востоке расположен город Рожае, более 90% которого составляют бошняки. Но из-за постоянной миграции населения в Черногории нет городов, которые можно было бы назвать чисто мусульманскими или чисто православными. Слава Всевышнему, люди разных вероисповеданий у нас живут бок о бок, и проблем между ними не возникает.
– А сколько мечетей насчитывается в республике?
– Этот вопрос заслуживает внимания. В Черногории более 150 мечетей. Кажется, что это совсем немного, но этот показатель – самый высокий на Балканах. То есть в Республике Черногория самое большое число мечетей среди всех государств Балканского полуострова. У нас больше мечетей, чем даже в Боснии. На каждые 900 мусульман приходится 1 мечеть. Соотношение очень показательно!
В Подгорице было 5 мечетей, но в 90-е годы, во время войны, часть из них была разрушена, осталось две мечети, мы строим третью. А самой старой мечети города – 270 лет, т. е. ей уже почти три века.
Некоторые считают, что в Черногории нет ислама. На самом деле ислам исповедует пятая часть населения страны, и мечети возводятся, и исламские культурные центры открываются. И мы этим гордимся. Но не надо забывать, что в Черногории очень много и церквей: после войны 1995 года в стране их насчитывалось 16 440! То есть у черногорцев достаточно высокий уровень религиозного сознания. Культура, цивилизационные ценности, нравственные основы религии – это те сферы, по которым мы осуществляем взаимодействие с православной общиной, ведем просветительскую работу, чтобы сделать жизнь людей лучше и духовно богаче.
– Насколько разработана и эффективна система исламского образования в Черногории?
– У нас действует одно образовательное исламское учебное заведение, ему более ста лет. Это гимназия, которая располагается в Тузи, недалеко от Подгорицы. В этом учебном заведении обучается около 400 человек. Преподаются языки, светские и религиозные науки. Пока в ней учатся только мусульмане, но мы хотим ее сделать открытой для всех. И это нормально: ислам не признает разделения людей по расовому, религиозному или национальному признаку и не содержит запрета на то, чтобы немусульмане, православная молодежь не допускались к обучению вместе с мусульманами.
Отрадно то, что эта гимназия реально поддерживается государством. Ежегодно 500 тысяч евро выделяется на ее практические нужны – оплату электроэнергии, света, зарплату преподавателям и т. д. То есть это государственное учебное заведение, элемент общенациональной системы образования.
Что касается религиозных организаций, то они поддержки от государства не получают, поскольку у нас религия отделена от государства. Может быть оказана разовая помощь, но целевой государственной программы поддержки нет.
У нас есть большие культурные проекты. Например, издательство «Горизонт», которое издает и распространяет книги и другую печатную продукцию, причем не только об исламе. Собрание сочинений палестинского поэта Махмуда Дервиша (1941–2008), стихи которого я перевел, выпущены как раз этим издательством.
Фото: Preporod.info
– Но прежде чем переводить Махмуда Дервиша, Вы должны были познать все тонкости арабского языка. Где вы его учили и почему выбрали этот путь служения исламу? У вас в семье были религиозные деятели?
– Нет, никого не было. Но семья была глубоко верующей, интеллигентной, хранящей и придерживающейся исламских традиций, исламских норм поведения. Так что на мой выбор прежде всего повлияла семья, воспитание.
Арабский язык я изучал в средней школе. Но этого, конечно, было недостаточно для того, чтобы говорить на нем и знать все его нюансы. Я отправился в Египет, поступил в Аль-Азхар. Изучал шариатские науки. Окончил в 2003 году отделение тафсира. По милости Всевышнего хорошо освоил арабский. Первой книгой, которую я перевел, была книга моего учителя Джамаля Мустафы Абдель Хамида ан-Наджара по толкованию Корана. Это был мой первый опыт перевода. Книгу я опубликовал, когда вернулся в Черногорию, она помогла очень многим мусульманам и тем, кто изучает ислам.
Потом я обратился к арабской поэзии. Перевел очень много стихов, не только Махмуда Дервиша, но вообще арабской поэзии сопротивления, поэтов Шама.
– Может быть, Вы тоже поэт?
– Нет, я не пишу стихов, я переводчик. В собрание сочинений Дервиша, которое издано в прошлом году, вошло 500 его стихотворений из нескольких сборников. Это поэзия борьбы против оккупации палестинских земель, против агрессивной политики, которая проводится в отношении палестинцев и других народов.
Мне захотелось показать эту грань арабской культуры своим соотечественникам. Я перевел Дервиша на сербскохорватский: этот язык называют по-разному – хорватский, сербский, боснийский, черногорский, но в основе – это один язык, у него одни и те же правила, так что его понимают все (народы бывшей Югославии).
– Джемо, мусульманская община Черногории, и да и в целом Балкан, имеет богатую и очень насыщенную историю. Ее современное состояние как бы Вы охарактеризовали? Какие проблемы Вы считаете наиболее актуальными?
– Это очень важный вопрос. У меня серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что силы извне, прежде всего из стран Западной Европы, стремятся внести раскол в единство нашего народа. Мы живем в мире бок о бок с православными, у нас много общих традиций, у нас – один язык, и мы - против разъединения и разобщенности нашего народа, мы против того, чтобы разрушали единство, – ни в Черногории, ни в Сербии, ни тем более в Боснии, где эта проблема очень чувствительна. Силы извне стремятся именно к расколу наших народов. Ну, в этом и заключается их обязанность – создавать нам проблемы!
– Международный форум в Москве на этот раз посвящен поиску путей для достижения мира, в том числе и на Ближнем Востоке. Многие участники говорили об объединении усилий исламских государств, об исламском единстве…
– К величайшему сожалению, исламское единство погибло, умерло.
При этом в исламском мире есть государства, которые оказывают влияние на остальной мир. Например, Саудовская Аравия, Египет, Алжир – они влияют, и существенно, на мировую экономику. Особенно Королевство Саудовская Аравия. Наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман выдвинул не так давно замечательный проект развития страны, который получил название «Видение – 2030». Но есть в исламском мире и бедные страны.
Я вижу несколько причин нестабильности на Ближнем Востоке. Первая – присутствие Запада в регионе и его безграничная поддержка Израиля. Вторая – полное молчание арабского мира. Все это закрывает пути к миру и прогрессу арабских государств.
Мы видим также, что вся политика Запада, начиная с подписания соглашения «Осло» между ООП и Израилем в 1993 году и до настоящего времени, лжива и агрессивна. Политика США и Запада построена на слезах детей, женщин, стариков. Цивилизованный мир не может и не должен ее принимать! Мы не можем смириться с тем, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, на палестинской земле!
И любой разумно мыслящий человек с этим никогда не смирится! Он не примет политики США и Запада. Они действуют как фашисты, точнее, остаются фашистами. В Германии, Италии, Австрии пропаганда фашизма запрещена, но на деле-то они продолжают ту же политику: они относятся к неевропейцам, к арабам, в частности к палестинцам, как к животным! Как будто они не люди!
Поэтому форум в Москве – это еще одна надежда на то, что мусульмане (да и не только они) объединятся, придут к согласию в отношении того, какими путями им достичь мира. В Москву приехало множество делегаций – и из республик бывшего СССР, и с Балкан, и из Юго-Восточной Азии, и из Европы, и из арабских стран. Это открывает путь к взаимодействию. Если этого не сделаем мы, то кто это сделает? Кто?? Поэтому я очень надеюсь, что Московский форум окажет серьезное влияние на умонастроения людей и в России, и в других странах мира.
– Но для достижения мира нужны конкретные шаги, конкретные действия. Какие бы предложили Вы?
– Да, я бы не хотел ограничиваться только теоритическими рассуждениями, но вспомните, сколько в ООН принято резолюций по ближневосточному урегулированию и политике Израиля в отношении палестинцев? Более 50! Хоть одна из них выполнена??? Поэтому какие конкретные шаги? Главное – чтобы эти резолюции ООН был реализованы! В Священном Коране сказано: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?»
У шейха Равиля Гайнутдина – благие намерения в отношении ближневосточного региона, его стабильности и установления там мира. Мир нужен и Украине, и России, и Ближнему Востоку, и Балканам. Да, и балканским народам тоже!
Знаете, у нас бытует мнение, что мусульманские ученые есть только в арабских странах. Это ошибка. Выдающиеся мусульманские мыслители есть России, на Кавказе, в Татарстане. Я считаю, что в нашем научном сотрудничестве есть большие недоработки. Мы бы очень хотели, чтобы шейх Равиль Гайнутдин посетил Балканы – и Боснию, которая считается оплотом ислама на Балканах, и Черногорию, и Сербию, и Хорватию… Мы – за усиление его влияния, за присутствие мусульманских ученых России в нашем интеллектуальном пространстве. Их влияние на общественное мнение должно быть более мощным и действенным. Особенно в нынешних условиях. Это очень важно для нас.
Наши отношения с Россией должны стать более глубокими, над этим надо работать. В нашем сотрудничестве много аспектов. Нас многое связывает, наши языки очень похожи. Поэтому – наука, образование, культура, просветительство, издательские проекты – это те сферы, где мы могли бы сотрудничать. Наше сотрудничество должно нарастать и расширяться. Потому давайте начинать и добиваться каких-то результатов! Главное начать! Надеюсь, что этот форум станет первым действенным шагом в этом направлении. Я был на прошлом форуме, однако после него дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Нужен обмен визитами, нужно движение, в движении – благо, как говорят арабы. Нужна работа.
– Полностью Вас поддерживаю в этом вопросе. Джемо, Вы в Москве не первый раз?
– Третий. И я вижу, как меняется город, становится все лучше и краше. Изменения налицо. Надеюсь, что они будут и в наших отношениях – и экономических, и культурных, и религиозных.
– Благодарю вас за беседу.
Беседовала Ольга Семина