закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


28 ноября 2024 14:39   Москва 

Мухаммадолим Мухаммадсидиков: время требует, чтобы мы не отставали от молодежи, прислушивались к ним, понимали их проблемы

Большую часть населения Узбекистана составляет молодежь – около 27% жителей в возрасте от 14 до 30 лет. Молодежная политика является одним из приоритетных направлений страны. Как в эпоху глобализации воспитать всесторонне образованную молодежи, невосприимчивую к идеям и разрушительным идеологиям, противоречащим традициям и ценностям узбекского народа? Об этом и других моментах нашему корреспонденту на полях ХХ Международного мусульманского форума «Путь мира: диалог как основа гармоничного сосуществования» 21 сентября 2024 года в Москве рассказал заместитель председателя Управления мусульман Узбекистана, ректор Ташкентского исламского института имени Имама Бухари, доктор политических наук профессор Мухаммадолим Мухаммадсидиков.

 

- Уважаемый профессор, Вы представляли на ХХ Межународном мусульманском форуме не только Управление мусульман Узбекистана, но и Ташкенсткий исламский институт имени Имама аль-Бухари. Это высшее учебное заведение хорошо известно и весьма почитаемо в нашей стране, ведь его выпускниками являлись и являются многие мусульманские лидеры современной России. Какова роль института в укреплении взаимосвязи с мусульманской уммой РФ на современном этапе? В каких областях налажено сотрудничество?

- Роль Ташкентского исламского института, а также бухарского медресе “Мир Араб” в развитии отношений между Узбекистаном и Россией в религиозной сфере очень высока. Во времена Советской власти мусульманские религиозные ценности были дискредитированы или подорваны, религиозное образование было запрещено, многие религиозные памятники были уничтожены, а многовековые мечети и медресе пришли в запустение.

Создание Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в 1943 году, в разгар Второй мировой войны, стало первым шагом на пути к восстановлению религиозных ценностей. Медресе "Мир Араб" в Бухаре, начавшее свою деятельность в 1945 году, считалось единственным религиозным учебным заведением на всей территории бывшего Советского Союза, причём медресе имело статус среднего религиозного учебного заведения.

Благодаря инициативам и усилиям улемов во главе с муфтием Зияутдином Бабахановым (1908-1982), председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, в 1971 году в Ташкенте открылось первое высшее религиозное медресе. В 1974 году оно получило название Ташкентского исламского института имени Имама аль-Бухари. И это учебное заведение также считалось единственным высшим религиозным учебным заведением в области религиозного образования на территории бывшего Советского Союза.

Ташкентский исламский институт и медресе “Мир Араб” - это священные места не только для мусульман среднеазиатских республик, но и для мусульман всех регионов бывшего СССР. В этих учебных заведениях готовились религиозные кадры, в том числе для духовных управлений мусульман Кавказа, Северного Кавказа, европейской части СССР и Сибири. Улемы, получившие образование в Узбекистане, на протяжении многих лет занимались и продолжают заниматься религиозной деятельностью в нескольких странах.

Такие улемы и государственные деятели, как председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, бывший муфтий и учёный Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (1952-2015); председатель Управления мусульман Кавказа Шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде; председатель Управления мусульман Узбекистана муфтий Усманхан Алимов (1950-2021); государственный деятель, президент Чечни Ахмад Кадыров (1951-2004); председатель Центрального духовного управления мусульман России шейхуль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области муфтий Умар Идрисов (1954-2020); председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации главный муфтий шейх Равиль Гайнутдин; председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа и Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики Исмаил Бердиев (1954-2024) были выпускниками медресе «Мир Араб» и Ташкентского исламского института.

Сегодня Ташкентский исламский институт поддерживает отношения и развивает сотрудничество в образовательной и научной сферах с рядом российских вузов, в том числе с Московским исламским институтом, Российским исламским институтом в Казани, Булгарской исламской академией, местной религиозной организацией мусульман имени Имама Бухари в городе Москве. Основные сферы сотрудничества с религиозными учебными заведениями Российской Федерации - повышение квалификации преподавателей, научных сотрудников и студентов, проведение совместных научных исследований, научных конференций и т.д.

- Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, о котором Вы упомянули, существовало почти 50 лет. И вся его деятельность на протяжении полувека советской истории связана с представителями одной семьи – Бабахан, которая хорошо известна в России и очень уважаема. Духовное управления мусульман России – чуть моложе, оно отметило свое 30-летие. Его главой все эти годы, очень непростые, был шейх Равиль Гайнутдин. Вы назвали и другие имена выпускников и медресе, и института в Ташкенте. Узбекистан «выращивает» мусульманских лидеров – Вы согласны с этим

- Узбекистан издавна считается родиной великих учёных. На протяжении веков земля Мавераннахра была центром науки, который воспитал крупных улемов не только из числа местного населения, но и из числа тех, кто приезжал из других стран и получал образование на нашей земле. С внедрением ислама в нашей стране были открыты медресе и сформирована научная среда, необходимая для дальнейшего роста учёных, что в значительной степени способствовало развитию ислама. Сегодня о лидерстве Узбекистана в области религиозного образования можно судить по тому, что, как я сказал, в нашей стране обучались ряд влиятельных улемов и муфтиев мира. Одним из них является председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации главный муфтий шейх Равиль Гайнутдин.


Без преувеличения можно сказать, что муфтий шейх Равиль Гайнутдин – настоящий лидер российских мусульман, один из символов межрелигиозного согласия в стране. За свое столь продолжительное пребывание на посту председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации он проявил такие качества, как настойчивость, верность ценностям, решение проблем на основе науки, пропаганда межрелигиозной толерантности, широта взглядов.


Эти качества являются примером для мусульманских улемов России и других стран. Стоит отметить, что за время своей многолетней работы он внёс большой вклад в поддержание единства мусульман России и обеспечение их процветания.

Роль муфтия Гайнутдина в обеспечении эффективного сотрудничества между Духовными управлениями Узбекистана и России несравнима ни с чем. Он был и остается сторонником единства мусульман мира.

Более того, учёный, муфтий, шейх, получивший религиозное образование в Узбекистане, несомненно, любит нашу страну как свою вторую родину. Инициативы муфтия шейха Равиля Гайнутдина, направленные на сохранение истинных исламских ценностей, укрепление мусульманской солидарности и содействие мирному диалогу и сосуществованию между различными религиями, всегда актуальны.

 

- Вы являетесь заместителем муфтия Узбекистана по работе с молодежью. В Ташкентском исламском университете Вам, наверно, тоже приходится много общаться с молодыми людьми. С какими проблемами Вы сталкиваетесь? Как обезопасить современную молодежь от пагубных и опасных влияний?

- Не будет преувеличением сказать, что вся моя работа связана с молодежью. За свою многолетнюю педагогическую деятельность мне приходилось постоянно с ней общаться. Кроме того, я работал заведующим отделом по работе с религиозными образовательными учреждениями и научно-исследовательскими центрами в Комитете по делам религии, а также проректором по работе с молодежью в Международной исламской академии Узбекистана. В настоящее время работаю в Управлении мусульман Узбекистана заместителем муфтия по делам молодежи.

Каждый день я общаясь с молодежью, изучаю их проблемы. Ко мне приходят много молодых людей с обращениями по разным вопросам. Кроме того, мы часто встречаемся с жителями, особенно с молодежью, в различных городах, селах и махаллях Узбекистана. Безусловно, во все времена возникали противоречия и разногласия между старшим поколением и молодежью. Потому что у каждого поколения свои условия, свои возможности и свои технологии. Сегодняшняя молодежь хочет быстрых перемен. В век, когда ускоряется жизнь, а информация распространяется с небывалой скоростью, время требует, чтобы мы не отставали от молодежи, прислушивались к ним, понимали их проблемы и указывали им правильный путь, основываясь на своем опыте.

Поскольку большую часть населения Узбекистана составляет молодежь (около 27% жителей Узбекистане в возрасте от 14 до 30 лет), молодежная политика является одним из приоритетных направлений нашей страны. На сегодняшний день в эпоху глобализации приобретает важное значение воспитание всесторонне образованной молодежи, невосприимчивой к идеям и разрушительным идеологиям, противоречащим традициям и ценностям узбекского народа. Ни для кого не секрет, что сколь пагубно влияет на молодежь массовая культура, радикальные и экстремистские идеологии, противоречащие нашим национальным традициям. Для борьбы с идеями радикальных группировок необходимо просвещение и пропаганда национальных ценностей. Наше спасение в образовании и в воспитании.

Ташкентский исламский институт проводит важную работу в этом направлении. Помимо медресе и институтов, готовящих профессиональные религиозные кадры, учитывая широкие потребности населения, особенно  молодежи, в приобретении религиозных знаний, в Узбекистане действуют  образовательные курсы «Коран и Таджвид». Кроме того, имамы более чем двух тысяч действующих в Узбекистане мечетей регулярно проводят религиозно-просветительские пропагандистские мероприятия по защите молодежи от пагубного воздействия деструктивных идей.

- Поделитесь своими впечатлениями о XX Международном мусульманском Форуме и его основной проблематике. В чём Вы видите важность этого мероприятия?

- XX международный мусульманский форум, организованный Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Советом муфтиев России, был посвящён теме "Путь мира: диалог как основа гармоничного сосуществования". Она чрезвычайно актуальна в настоящее время. 

Работу XX юбилейного форума отличает то, что в нём принимают участие не только лидеры и представители международных религиозных организаций, но и ведущие учёные научно-исследовательских и образовательных организаций, представители органов власти и общественных организаций из стран исламского мира и традиционных мировых религий.

Знаменательно и то, что в сложный период, когда в разных регионах мира разгорается пожар войны, наблюдается напряжённость в международных отношениях и прогнозируется социально-экономический кризис в мире, в Москве проводится международная конференция по вопросам мира, а руководителями международных религиозных организаций, ведущими учёными и экспертами разрабатываются совместные конкретные предложения по их разрешению. 

Идея мирного сосуществования также отражена в концепции общности судьбы человечества, выраженной в рамках Самаркандской декларации ШОС. Ислам известен как религия мира, несущая спокойствие человечеству. Слово "ислам" в переводе с арабского означает "мир" и "покорность". Отношение ислама к миру подтверждается аятами Корана, хадисами и историческими примерами.

В Коране сказано: "Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он — Слышащий, Знающий" (8:61). Божественное благословение мира также упоминается в следующих хадисах Пророка Мухаммада (мир ему): "Просите у Аллаха прощения и благополучия, потому что после твёрдой веры никому не было даровано нечто лучшее, чем благополучие".

Ислам призывает людей к взаимному уважению, толерантности и справедливости, которые являются основой мира и стабильности в обществе.

В современном мире важно демонстрировать и пропагандировать мирный характер ислама. Задача религиозных деятелей заключается в том, чтобы осознать, объяснить и донести до людей, каким должен быть путь к миру в наше время. Аяты Корана о мире и хадисы Посланника Аллаха (саллалло?у алай?и васаллам) особенно актуальны в контексте глобального кризиса, который ведёт к крупномасштабной войне.

Особое значение имеет также то, что форум был приурочен к 1200-летию со дня рождения Имама Тирмизи, к 200-летию Исторической мечети Москвы, к 165-летию со дня рождения муфтия Ризаэтдина Фахретдина, к 120-летию Московской Соборной мечети, к 30-летию Духовного управления мусульман Российской Федерации и Московского исламского института, а также к Году семьи в России.

Учёные похожи на звёзды. Если они будут видны, люди найдут с ними верный путь. В этом смысле развитие нашей религии, увековечение памяти учёных, внёсших большой вклад в духовное просвещение мусульман, изучение и популяризация их жизни и деятельности относятся к числу похвальных и благородных деяний.

- Узбекистан является членом ООН, Организации исламского сотрудничества и других международных организаций. Какие пути к миру он предлагает международному сообществу? Расскажите о мирных инициативах Республики?

- Узбекистан считается одной из немногих стран, обладающих многовековым положительным опытом в области межэтнического согласия и религиозной толерантности. В настоящее время Узбекистан является общим домом для представителей более, чем 130 национальностей и народностей, которые являются приверженцами 16 религий.

Исторические корни религиозной толерантности в нашей стране уходят в далёкое прошлое – в тот период, когда представители разных религий, национальностей и культур жили вместе на одной земле, мирно стремясь к единой благородной цели. В каждом уголке страны с давних времён представители мусульманской, христианской, иудейской и других религий в своих храмах беспрепятственно совершали свои религиозные обряды, между ними никогда не возникало разногласий на религиозной почве.

Благодаря глубоко продуманной национальной и религиозной политике, Узбекистан сегодня является образцом для стран всего мира как государство, воплощающее образцы толерантности. Этот многовековой опыт Узбекистана служит примером для Центральной Азии и других развитых стран.

В последние годы проекты президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, а также масштабная работа, проведённая под личным руководством президента Республики Узбекистан в целях дальнейшего укрепления религиозной толерантности, заслуживают особого внимания. В частности, инициативы, которые президент представляет вниманию мирового сообщества с трибуны таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединённых Наций, также служат важным ориентиром в этом отношении.

В своём выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году президент заявил, что считает важнейшей задачей донести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть ислама:


"Мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных ценностей. Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопролитием. Ислам призывает нас к добру и миру, сохранению подлинного человеческого начала".


В своём выступлении глава государства рассказал о значимости книги "Сахих аль-Бухари" и подчеркнул важность распространения знаний о просвещённом Исламе. Специальная резолюция Генеральной Ассамблеи "Просвещение и религиозная толерантность", которую выдвинул наш президент, была единогласно принята всеми странами-членами Организации.

19 сентября 2023 года в своём выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Ш.Мирзиёев выдвинул предложение о создании в Узбекистане под эгидой ЮНЕСКО Международного центра межрелигиозного диалога и толерантности.  Цель этого Центра - пропаганда существующих в нашей стране традиций религиозной толерантности на местном и международном уровнях, выведение дружественных отношений между различными конфессиями и сотрудничества между ними на новый уровень, доведение до широкой общественности позиции религий в отношении современных угроз, таких как экстремизм, радикализм, безнравственность, преступность, наркомания и охрана окружающей среды.

В этом году первый заместитель председателя ДУМ РФ, доктор теологии профессор Дамир Мухетдинов принимал участие в работе VIII Международного конгресса «Наследие великих предков – основа III Ренессанса». На ней международному научному сообществу был представлен наш мегапроект по созданию Центра исламской цивилизации в Узбекистане.

 

- Вы являетесь доктором политических наук. Какова была тема Вашей докторской диссертации? Расскажите о своих научных трудах и над чем сейчас работаете?

- Моя научная деятельность охватывает такие вопросы, как проблема политизации религии, влияние политизации религии на общественно-политические процессы, проблемы безопасности, роль и значение ислама в общественно-политических процессах, этнополитические и этнорелигиозные проблемы, в условиях глобализации, исламский фактор во внутренней и внешней политике мусульманских стран, баланс между религиозностью и светскостью, вопрос религиозной толерантности, проблемы воспитания молодежи и религиозного воспитания. За свою карьеру опубликовано более 100 научных статей, 4 монографии, 12 учебных пособий и учебников.

Тема моей докторской диссертации - «Политизация религии в арабских странах Африки и ее влияние на политические процессы». Хотя в качестве основного объекта исследования были выбраны страны Магриба, его результаты важны в контексте политических процессов, происходящих в странах Центральной Азии в последние годы, взаимоотношений государства и религии, роли религии в обществе.

Поскольку проблемы мусульманских обществ близки друг другу, тенденции развития требуют научных исследований и правильных выводов. Кроме того, в эпоху глобализации ускорение информационного обмена и развитие средств связи требуют защиты общества от различных информационных атак и постоянной бдительности. В Узбекистане в области политологии сформирована крупная школа по научному исследованию политических и социальных процессов во всех регионах и странах мира.

- Благодарю Вас и желаю успехов.

Беседовала Ольга Семина

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.