закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


4 мая 2025 12:12    

Жафяр Фейзрахманов: общение с ветеранами расцениваю как дар

Интервью директора медресе Московской Соборной мечети, председателя Центральной ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Российской Федерации Жафяра Фейзрахманова.

 

– Жафяр-хаджи, Ваша судьба с 1987 года связана с Московской Соборной мечетью, с Духовным управлением мусульман России. Тогда, сорок лет назад, в числе прихожан было много участников Великой Отечественной войны. Я знаю, что Вы много с ними общались, помогали, опекали этих людей. Поделитесь своими воспоминаниями: каким оно было, поколение победителей?

– Слава Всевышнему, действительно в 80-е годы еще было много ветеранов войны среди прихожан. Общение с ними я расцениваю как подарок судьбы. Я к ним относился как к родным: они мне напоминали о моем деде, который тоже был участником войны.

В Коране есть сура «Ас-Сафф» – «Ряды». В ней Всевышний говорит: «Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они – прочное строение» (Священный Коран, 61:4). Понятие «ряд», или «строй», очень важно в исламе, и не только во время молитвы. Выходишь из ряда вперед, сражаешься и погибаешь за правое дело – попадаешь в рай. Отступил назад, предал, струсил – попадаешь в ад. Мусульмане-фронтовики понимали это абсолютно четко. Они знали, что, когда защищаешь Родину, в случае гибели, их ждет рай, а измена, бегство, трусость, малодушие – это путь в ад. Каждый родившийся человек обречен на смерть. В жизни каждого есть начало и конец. Так что я должен выбрать, если моя Родина оказалась в опасности? Конечно, как человек верующий, я выбираю рай. Если суждено остаться в живых, слава Всевышнему. Если суждено погибнуть, окажусь в раю. Так рассуждали фронтовики. Эти люди преодолели страх. Они шли на смерть осознанно, зная, что за ними – семья, родной дом, родное село, родная земля, Родина. Они на первое место ставили не свою жизнь, а Всевышнего, свою веру в него. Поэтому, вернувшись домой победителями, для них главным было посещать мечеть, находиться в доме Аллаха. Ведь многие из них родились еще в дореволюционное время, соответственно, обучались в медресе. Они впитали веру, как говорится, с молоком матери, поэтому вера у них была настоящая!

Ветераны Великой Отечественной войны из числа прихожан Московской Соборной мечети

Один из ветеранов каждую пятницу обязательно заходил ко мне просто пожать руку, поздороваться, расспросить о делах. Когда началась война, ему было 22 года. Он рассказывал, что дважды ходил в штыковую атаку. Первый раз – обошлось. Второй раз – получил тяжелое ранение. И он дал тогда себе слово: если останется жив, сразу, после возвращения пойдет в мечеть! Когда война закончилась и его демобилизовали, он действительно первым делом не домой отправился, а в нашу мечеть. И с тех пор каждую пятницу был здесь, в рядах молящихся.  В жизни, слава Всевышнему, у него все сложилось: семья, дети, работа. Он был прекрасным спортсменом (занимался борьбой), судил соревнования. Очень сдержанный, спокойный человек. Да и все они были простые, скромные, абсолютно не горделивые и не высокомерные люди. Они никогда не выпячивали себя, но обладали чувством собственного достоинства.

Конечно, они внесли огромный вклад в сохранение мечети, которая никогда, даже в годы войны, не закрывалась. Они поддерживали имамов, в том числе материально. Приводили в мечеть своих жен и детей. На праздники – Ураза-байрам и Курбан-байрам – мечеть всегда была полной, причем 95% прихожан составляли татары. Благодаря им, их дуа, их напутствиям мечеть продолжала жить.

Мы получали от них какую-то особую энергию. Их доверие было ценно для нас, и мы этим очень дорожили. Их очень не хватает сегодня. Я иногда спрашиваю себя в той или иной ситуации: как бы они поступили на моем месте? То есть я стараюсь мысленно сверять свои действия, свои поступки с их оценкой.

Слава Всевышнему, и сегодня в числе наших прихожан осталось несколько человек из поколения победителей.  Им, конечно, очень много лет, они – рядом с нами. Мы их чтим, опекаем, ценим.

Ветеран Касым Люкманов среди других участников Великой Отеечственной войны - прихожан Московской Соборной мечети

– Вы застали то время, когда имамом Московской Соборной мечети был Ризаутдин-хазрат Басыров, ведь он тоже был участником Великой Отечественной войны?

– Да, конечно, застал. Это был удивительный человек. Во время войны он был тяжело ранен под Кёнигсбергом. Был награжден орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги». После войны, когда ему было уже за тридцать, он поехал учиться в медресе «Мир-и Араб» в Бухаре. Когда в 1986 году имам-хатыб Московской Соборной мечети Ахметзян-хазрат Мустафин умер, нового, молодого имама Равиля-хазрата Гайнутдина прихожанам представил именно Ризаутдин- хазрат Басыров (1907–1994). Они по очереди по пятницам читали в мечети проповеди. Можно сказать, что он стоял у истоков возрождения религиозной жизни мусульман Москвы.

Ризаутдин-хазрат был очень спокойным, порядочным, добрым человеком, с ним было очень приятно разговаривать. Он никогда не афишировал то, что был на фронте. Прихожане к нему относились с большим уважением.

– А другие прихожане-фронтовики часто ли делились своими военными воспоминаниями? Рассказывали о своих фронтовых буднях?

– Приведу пример своего деда. Он говорил: война – это страшно. Война – это смерть. Если бы на войне было хорошо, все бы хотели туда попасть. Больше он о своем пребывании на фронте не распространялся. Так же и наши прихожане: очень скупо и немногословно говорили о военном прошлом. А ведь среди них были настоящие герои, необыкновенно мужественные люди! Например, Касим Люкманов, разведчик, который не раз ходил за линию фронта брать «языка». Он, слава Всевышнему, дожил почти до ста лет, сохранив ясный трезвый ум. Очень скромный человек. Или Анвар Хайдарович Чанышев, полковник, одно время он был начальником ЦСКА (с 1968 по 1971 г.). Он форсировал Днепр, освобождал Молдавию, Болгарию. Был награжден орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени. Постоянно посещал мечеть, участвовал в наших мероприятиях. Тоже большую жизнь прожил (умер в 2017 году в возрасте 93 лет).  Примечательно, что фронтовики, даже не зная человека, сразу по каким-то своим признакам определяли, кто воевал, а кто нет. Своих узнавали с полуслова.

В жизни ничего случайного не бывает. Поэтому повторю еще раз: я благодарен судьбе, что мне довелось с нашими ветеранами соприкоснуться. Какой у них был сабр, какая манера разговаривать с людьми, какое внутреннее спокойствие и достоинство – очень многому я научился у них.  Пусть Всевышний будет милостив к ним!

Сегодня в Московскую Соборную мечеть приходят внуки тех, кто защищал наше Отечество в годы войны. Приходят участники СВО. Преемственность сохраняется!

– Жафяр-хаджи, а женщины – участницы Великой Отечественной войны были среди прихожанок?

– Да, и достаточно много. Часть из них воевала, другие были труженицами тыла. Они совершенно по-особому смотрели на жизнь! Когда ты прошел через такое пекло, когда ты видел столько смертей, столько крови, у тебя другие интересы и другие ценности. Эти женщины были довольны малым. Всевышний  дает, но он может и отобрать. Мы сегодня об этом забываем, а их война научила помнить об этом всегда. Они были сильны духом и довольны тем, что им дал Всевышний. Не просили большего. Главное, чтобы хуже не стало. Так они рассуждали.

– Вы уже не раз в нашем разговоре вспоминали о своем деде. Расскажите о нем подробнее.

– Мой дед со стороны отца – Фейзрахман Алеев, уроженец села Красный Остров Нижегородской области – участник трех войн: Первой мировой, Гражданской войны (он сражался в составе дивизии Чапаева) и Великой Отечественной. Защищал Сталинград, участвовал в битве за Кавказ. Он был наводчиком пулемета. Воевал в составе 18-й отдельной зенитно-пулеметной роты 4-й воздушной армии Белорусского фронта. В 1945-м получил ранение и до 1957 года был прикован к постели. Я родился в 1958 году, так что знаю о нем только по рассказам. Отец родился в 1930-м, он –участник трудового фронта. Его старший брат, то есть мой дядя, тоже участник войны.

Всего из нашего рода было призвано 30 человек. Из них 15 остались на поле боя, домой не вернулись. У моей бабушки четыре двоюродных брата погибли. Все, кто вернулся с фронта, имеют награды: у одного дяди – три ордена Красной Звезды, у другого – два. Война самым серьезным образом коснулась нашего рода, поэтому главными праздниками для нас являются два мусульманских и День Победы. Всех погибших родственников я знаю поименно. Когда на день Победы посещаем кладбище, читаем за них молитвы. Это наш долг. 

В течение семи лет я занимался поисками данных об уроженцах нашего села, ушедших на фронт, выяснял, кто и когда был призван, кто погиб, кто вернулся. Список получился внушительный  – 1309 человек.

– Важным этапом в истории мусульманской общины Москвы стало открытие Мемориальной мечети на Поклонной горе. Она создавалась в память обо всех мусульманах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Вы помните тот день?

– Да, конечно, мечеть «Шухада» торжественно открыли 6 сентября 1997 года. Большую помощь в том, чтобы она появилась, оказал мэр Москвы Юрий Лужков. На церемонию тогда приехали ветераны с разных мусульманских регионов нашей страны – из Ингушетии, Чечни, Татарстана, Башкирии… Эта мечеть стала местом поклонения Всевышнему для всех мусульманских народов Советского Союза.

Я убежден, что войну выиграл советский народ и советский солдат. Сейчас очень остро стоит национальный вопрос, но мы все – россияне. Мы – единое целое, российский народ. И если мы это будем осознавать, а не разделяться на нации и выяснять, какая из них главнее, мы будем сильны, и никто нас не одолеет.

Возложение венка к Могиле неизвестного солдата в Александровском саду делегацией ДУМ РФ во главе с муфтием Гайнутдином

– Жафяр-хаджи, сегодня много говорят о патриотическом воспитании. Это одно из приоритетных направлений в системе образования. Вы много лет возглавляете медресе при Московской Соборной мечети. Что нужно сделать, чтобы воспитать патриота, Ваше мнение?

– Я считаю, что патриотизм – это твое отношение к природе, к соседям, к старшим, к своей работе, к людям – любой национальности. И главное – в душе должна быть вера. Я не раз слышал от православных братьев такие слова: нам мусульмане ближе, чем безбожники. Если ты по-настоящему веришь, ты своим примером будешь показывать всю красоту своей религии. Всевышний даровал человеку жизнь. Если ты сам ее не бережешь, тратишь на пустое, бессмысленно проводишь дни, преступаешь закон, зачем тогда она нужна кому-то другому? Ведь Всевышний, даровав тебе жизнь, спросит, когда ты предстанешь перед Ним: на что ты ее потратил? Что ты сделал доброго, полезного, нужного для себя, для своих близких, для знакомых и не знакомых тебе людей, для своей страны? Если человек задумается над этими вопросами, найдет на них правильные ответы, из него вырастет настоящий патриот!

Беседовала Ольга Семина

Из книги "Мужество останется в веках. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне"

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2025 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.