Халит Велемеев: Проповедь и наставления должны быть основной целью маджлиса
Халит Велемеев |
Возрождение исламской жизни, становление исламского общества невозможно представить без дагвата (призыва людей к Исламу). В этой связи религиозные деятели постоянно должны проводить работу с людьми. Одним из направлений такой работы являются маджлисы, являющиеся традиционными для татар. Редакция попросила имам-хатыба Соборной мечети Тауба в Нижнем Новгороде Халита Велемеева рассказать об этой традиции:
Действительно, маджлисы являются одним из видов направлений работы имамов с людьми. Проведение маджлисов является традицией мусульман России и бывших союзных республик. Они проводятся по разным случаям: ифтар (разговение) в месяц Рамадан, маджлисы приуроченные к Курбан-байраму, мавлиду в месяце рождения пророка Мухаммада (мир ему), а также в связи с никахом (бракосочетанием) и имянаречением. Но наиболее распространенными являются маджлисы по поминанию умерших.
Насколько эта традиция укоренилась в сознании нижегородских мусульман? Как часто приходится посещать такие мероприятия?
Мне довольно часто приходится посещать маджлисы и большая часть из них связана с поминанием умерших (7, 40 дней, годины). Этот вид маджлисов семьи умерших стараются провести обязательно. Маджлисы по случаю ифтара, курбан-байрама или мавлида также проводятся, но надо учитывать, что они привязаны к определенному времени. Ифтар маджлисы, как всем нам известно, проводятся в месяц Рамадан, и в сравнении с прошлыми годами их становится меньше. Это связано с тем, что пост приходится на лето, когда разговение происходит в позднее время. Курбан маджлисы проводятся в месяц зу-ль-хиджа после праздничных дней Курбан-байрама. Маджлисы по случаю мавлида проводятся в рабиу-ль-авваль – в месяц рождения пророка Мухаммада (мир ему).
Какую роль несут в себе маджлисы. Какие обязанности возложены в этой связи на имамов?
Маджлисы – один из удобных случаев для призыва людей к Исламу, для объяснения основ веры, передачи людям знаний, побуждения к одобряемому. На имамов, мулл, абыстаев возлагается огромная ответственность донесения слов Аллаха до людей. Цель маджлисов состоит не только в красивом чтении суры «Йасин», «Табарак» или других аятов из Корана, но и толковании их, а также объяснении людям основ веры и призыв к ним. На маджлисах должно присутствовать не только угощение на столах, подаваемая хозяевами, но должна быть и духовная атмосфера, создаваемая имамом. И главная задача религиозного деятеля здесь состоит в том, чтобы присутствующие получили полезные знания и наставления.
Халит-хазрат, Вы уже длительное время посещаете подобные мероприятия. Не могли бы Вы рассказать, кого обычно приглашают на маджлисы, люди каких возрастов посещают их, много ли молодых?
На маджлисы обычно приглашаются родственники, близкие, друзья, среди которых преобладают люди старшего поколения. Бавает и молодежь, но, к сожалению, в процентном соотношении их мало на таких мероприятиях. А ведь именно им – молодому поколению – более всего нужна духовная поддержка и наставление религиозных лиц. Поэтому надо чаще привлекать молодежь на маджлисы.
В какой степени сегодня имамами используются маджлисы как возможность для объяснения людям основ веры?
Приходится иногда слышать жалобы, что мулла пришел, поел-попил, прочитал аяты, дуа, садака в карман положил и ... и все! Нет, надо постараться несколько минут посвятить проповеди-ваазу – это должно быть основной целью маджлиса.
Удается ли при помощи маджлисов привлечь людей, традиционно являющимися мусульманами, в мечети, к религиозной практике?
Да, альхамдулиллях, для некоторых наставления не проходят мимо ушей. Они начинают приходить на пятничные молитвы, ходить в мектебе (начальную мусульманскую школу), совершать молитву, соблюдать пост, и, наконец, оставлять дурные привычки.
Вопросы какого содержания обычно задают на маджлисах?
На маджлисах задают вопросы различной направленности: и по вопросам религии, и по разным жизненным ситуациям. Обычно вопросы бывают по теме вааза (проповеди), произнесенной на маджлисе.
При вашей службе и занятости Вы постоянно находитесь с людьми, проводя разные обряды – никах (бракосочетание), имянаречение, джаназа (похороны) и др. – что требует от имама не только религиозных знаний, но и моральной и психологической подготовки. Эти мероприятия настолько разносторонни, что в разных обстоятельствах религиозный деятель должен найти нужное слово, подход: уметь утешить, поддержать человека, дать мудрое наставление. В этой связи возникает вопрос – а какими качествами должен обладать имам и чем он руководствуется в этих ситуациях?
Имам должен быть разносторонне развитым человеком и обладать многими качествами. Он должен быть проповедником, психологом и педагогом, а также обладать другими подобными качествами. Но прежде всего, он должен быть примером для всех остальных.
Еще в советское время, не говоря уже о дореволюционной России, мусульмане очень трепетно и ответственно подходили к вопросу никаха (бракосочитание) и выполнению всех его условий. Насколько ответственно и сознательно молодежь решает этот вопрос сегодня?
К сожалению, внимание молодежи к никаху, к семье, как таковой, к семейным ценностям становится все меньше. Глобализация дает свои плоды, в том числе и негативные. Недаром говорят, что дурной пример заразителен. Среди этнических мусульман есть немало людей, живущих в гражданском браке без никаха. Сегодня телевидение, интернет преподносят плохие уроки совместного проживания без никаха, и это не остается бесследно. Но, хвала Всеышнему, есть среди молодежи и те, кто ответственно относится к вопросам семьи и никаха. И принимая такое важное решение в своей жизни, они получают благословение от своих родителей, приходят в мечеть, узнают у имамов как правильно проводится обряд бракосочетания и только после этого, собрав самых близких и родных людей, проводят никах. Такой молодежи становится с каждым годом больше. Дай Аллах, чтобы наша молодежь была ближе к традициям Ислама!
Продолжая тему никаха, хотелось бы узнать у Вас, какие преобладают сегодня браки: смешанные или же все-таки традиционные, когда оба супруга являются представителями одной нации и религии.
Лично в моей практике преобладают традиционные браки, когда супруги являются мусульманами и являются представителями одной национальности. Бывают и смешаные браки, в основном они совершаются приезжыми из Средней Азии и Кавказа.
Какими именами чаще всего называют своих детей современная семья?
В современных семьях детей чаще всего называют по-современному, но слава Творцу, многие внимают наставлениям, советам и дают своим чадам красивые мусульманские имена с хорошим смысловым значением.
«Мусульмане России» - Dumrf.ru