«В исламе у женщин прав больше, чем у мужчин»
Ильяс Кадыйров |
Недавно у благовещенских мусульман поменялся духовный лидер — новым имам-хатыбом стал 25-летний Ильяс-хазрат Кадыйров. Сразу после его прибытия возобновились разговоры о строительстве первой в Приамурье мечети, а в конце месяца, впервые за два года, областную столицу планирует посетить с визитом дальневосточный муфтий.
— Ильяс-хазрат, опишите вкратце нынешнее состояние мусульманской общины в Амурской области.
— Сейчас только в Благовещенске живет примерно 8—10 тысяч этнических мусульман, а на фард — обязательную пятничную молитву — собирается больше двухсот прихожан. Но плохо, что нет нормального места, где можно было бы собираться. Мы бы организовали учебу, воскресную школу, где будут преподавать основы ислама и правильное чтение Корана. В нашей религии необходимо читать Коран на арабском языке, если он в переводе — это уже не Коран. Это просто толкование, перевод. К тому же порой подходят люди и говорят: «Я хочу похоронить по мусульманским традициям». Нет такого места. Захочет человек в будние дни пойти куда-то — подумать, помолиться. Нет места. Бывает так, что человек всю неделю работает, и в выходные ему хочется пойти помолиться. Нет места.
— Где вы сейчас молитесь?
— На стройке, возле кольцевой развязки в микрорайоне, точного адреса не знаю. Там установили тепловую пушку, но все равно холодно. Вообще это странно, что в целой области нет мечети. В Хабаровске есть, в Чите есть, даже в Биробиджане есть — а тут целая область без мечети. В чем причина? Явно не в православных, у нас с ними всегда отличные взаимоотношения. В Ноябрьске я преподавал в их школе историю ислама, мы часто виделись с батюшкой. В Татарстане у нас, несмотря на то что там в основном мусульмане, возле новой мечети всегда строится новая православная церковь. Мы надеемся, что в ближайшее время власти пойдут нам навстречу и помогут с выделением земли для строительства мечети. Построим на деньги прихожан, есть фонды в Татарстане, готовые финансировать стройку, но этого не произойдет, пока не выделят землю. А покупать ее — очень дорого, одна сотка стоит миллион рублей.
— Скажите, а соблюдает молодое поколение заветы Корана? Не раз приходилось видеть молодых мусульман, которые едят сало и пьют водку.
— Я буду брать относительно Татарстана, так как сам оттуда недавно прилетел. Так вот там молодежь сильнее придерживается религии, чем старое поколение. Старики могут позволить себе чуть-чуть выпить. Они выросли в Советском Союзе, и не все они искренне верят, а вот молодые придерживаются правил и верят искренне. И если человек кушает свинину и пьет водку, это не значит, что он не мусульманин, он просто становится грешным мусульманином.
— Сталкивались вы с предубеждением, что все мусульмане — террористы и убийцы?
— Раньше, 5—6 лет назад, такое мнение было. Но сейчас уже все стало по-другому. Например, моя жена ходит в хиджабе, и во время перелета в Хабаровск мы провели в Москве двое суток. Когда мы с женой гуляли по столице, то на улицах встретили очень много женщин в хиджабах. Здесь, в Благовещенске, пока еще люди чужды этому. Здесь очень мало практикующих мусульман, которые живут религией. ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман. — АП) России и верховный муфтий России направили меня сюда в том числе для того, чтобы таких стало больше. Люди путают, часто не зная, что практикующие мусульмане — они не такие, они миролюбивые. Ислам — это мир. Все предубеждения из-за ваххабизма. Они взрывают от имени Аллаха, мусульман. Но ведь Аллах создал всех людей, зачем ему убивать то, что создал?
— Есть различия между мусульманами-татарами и мусульманами, например, с Кавказа или из Китая?
— Внутри религии нет различий. И если запрещено курить, водку пить, наносить вред здоровью — то это запрещено всем: китайцу, кавказцу, татарину. Есть такие люди, которые называют себя мусульманами, а они ни разу в жизни намаз не читали, даже имя нашего пророка не знают. И они говорят, что они мусульмане! Кстати, порой говорят, что в нашей религии у женщин нет прав. В исламе у женщин гораздо больше прав, чем у мужчин. Она не обязана работать, кормить, готовить, хотя если она это делает, то это все благие дела. Мужчина должен содержать семью, а женщина может дома сидеть.