Муфтий Фарид Мингалеев: Мы непременно поддержим единство мусульман
Иркутск – один из немногих городов России, где намазы в исторической мечети продолжались и в советское время. Несмотря на партийный пресс, репрессий, антирелигиозные компании, периодически вспыхивавшие с новой силой, мусульмане города смогли отстоять мечеть. Как ислам развивается сегодня в Иркутской области, рассказывает в интервью нашему корреспонденту муфтий Фарид Мингалеев, глава регионального Духовного управления мусульман «Байкальский муфтият».
- Первая централизованная мусульманская структура образовалась в Иркутской области в 2000 году. Учредителями Байкальского казыята, который в 2005 году был преобразован в Байкальский муфтият, стали три мусульманские организаций - городов Иркутск, Черемхово и Усолье Сибирское.
На то время в области было только две мечети – историческая в Иркутске и небольшая мечеть, организованная в частном доме в Черемхово еще в 50-60-х годы. В последующие годы мы создали еще несколько общин, открыли новые мечети - в городах Ангарск, Тайшете, Зима, Усолье-Сибирское, поселке Новонукутский Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На стадии регистрации сегодня мусульманские организации в Осинском районе, Нижнеудинске.
Города Иркутской области – небольшие, за исключением Иркутска, Ангарска и Братска. В областном центре сегодня кроме исторической по пятницам работает еще одна мечеть, организованная на территории частной оптовой плодоовощной базы в районе Жилкино. Построил ее хозяин базы Мухаммад, мы назначили туда грамотного имама.
В Братске три намазханы (молитвенных помещения), в праздники для проведения коллективных намазов в этом городе приходится арендовать Дом культуры. В Ангарске лет пять назад администрация города предоставила мусульманам заброшенное одноэтажное здание без окон и дверей на улице Восточной для организации в нем мечети. Силами общины был проведен ремонт, но это здание слишком маленькое для удовлетворения потребностей мусульман города. К сожалению, попытки общины расширить площадь молитвенного дома, пристроить к нем дополнительные помещения, встретили сопротивление со стороны некоторых местных жителей. Дважды неизвестные пытались поджечь молитвенный дом и стройматериалы, украли оргтехнику.
- А нашли ли этих воров и поджигателей?
- Не нашли… В настоящее время решается вопрос предоставления мусульманской организаций Ангарска земельного участка для строительства соборной мечети.
- Татары живут в иркутских краях со времен освоения этих земель Российской империей. Как известно, в царское время мечети были и в татарских селах Иркутской губернии. Сохранились ли они? Остались ли в Иркутске потомки купцов Шафигуллиных, построивших каменную мечеть, потомки указного муллы Гарифа Беймуратова?
- Беймуратовых достаточном много в Иркутске. Они участвуют в мусульманской жизни, проводят положенные религиозные обряды. Один из потомков указного муллы, молодой парень, обучался у нас арабскому языку и основам ислама. В 90-е годы была жива внучатая племянница Шафигулиных, она приходила в мечеть на намазы. Как сложилась судьба потомков меценатов в сталинское время, эмигрировали ли они, мне неизвестно. Старые мечети в деревнях не сохранились, к сожалению.
- Вы сами к какой волне татарской эмиграции в Восточную Сибирь принадлежите? Как пришли в ислам?
- Мой дед и отец были сосланы в Иркутскую область 1931 году из Башкирии. Отцу тогда было 26 лет, он окончил медресе в Башкирии, семья была крепкой, состоятельной, за что и подвергалась высылке. Я родился в Черемхово в мусульманской семье, которая придерживалась всех традиций. Родители соблюдали уразу, проводили хатымы в мусульманские праздники. Отец писал свободно по-арабски, читал намаз, и я с детства все это видел. Какого-то внезапного озарения религией у меня не было, я рос, зная, что я мусульманин. С детства знал, что такое халяль, питался халялем, потому что мы жили в своем частном доме, держали хозяйство: коров, овец. В детстве отец брал меня с собой в мечеть Черемхово, я знал всех бабаев. Татарская община в моем родном городе всегда была крепкой, такой она остается и сегодня. В 2007 году в Черемхово построили новую мечеть.
В начале 90-х годов, когда шло возрождение национальных традиций, религии, я стал посещать Иркутскую мечеть, работал в то время инженером на заводе стройматериалов. В 1995 году по направлению нашей общины поступил в медресе «Мухаммадия» в Казани. После окончания медресе в 1997 году меня избрали имамом мусульманской общины Иркутска.
- Чем в настоящее время живет община исторической мечети?
- Сейчас мы ремонтируем нашу мечеть, ее второй этаж. В 2005-2006-е годы был проведен ремонт цокольного этажа, сейчас приводим в порядок верхнюю часть, восстанавливаем минарет в первозданном виде. Минарет будет, инша Аллах, таким, каким его видели иркутяне сто лет назад. Меняем потолок, окна. Буквально на днях провели в мечети мавлид. Конечно, и у нас есть противники проведения мавлидов, их немного, и мы стараемся не обострять с ними отношения. В нашей мечети традиционный ислам и этим все сказано.
Община живет обычной размеренной жизнью. Издается информационный бюллетень Байкальского муфтията «Иман». Проводятся уроки по основам ислама и арабскому языку. В женской группе ведет занятия моя супруга Рахима Хафизовна, в мужской - я. Кроме мечети, я преподаю арабский язык при организации «Полиглот» в институте иностранных языков. Уроки арабского языка в мечети в свободное время ведет студент из Йемена, он учится в Иркутском техническом университете, аспирант.
Периодически бываю в районах области, создаем новые организации. Сегодня количество общин дошло до тринадцати. Важно не просто создать общину, надо зарегистрировать ее как юридическое лицо, тогда и с органами власти полное взаимопонимание при обращении по землям для мечетей.
Работаем мы с исправительными учреждениями. В колонии поселка Вихоревка рядом с Братском осенью прошлого года заложили первый камень будущей мечети. Открытием молитвенных помещений по линии УФСИН занимается мой помощник Абдулмалик Урумбаев, благодаря его активной деятельности молельные комнаты сегодня работают в колониях поселка Марково, Ангарске, Пришкино, Усть-Куте.
На Курбан-байрам в прошлом году, кроме областного центра, мы распространили жертвенное мясо нуждающимся в Ангарске, Нижнеудинске, Усолье-Сибирском, поселке Чуна. Много татар проживает в селах Усть-Ордынского Бурятского округа. Есть там и абыстаи, и муллы из коренных татар. Количество мусульман в Иркутской области растет, я, как коренной житель, вижу как с годами меняется этноконфессиональная ситуация за счет притока мусульман из Средней Азии и Кавказа. В Иркутске несколько кафе халяльного питания.
- Байкальский муфтият является самостоятельной организацией, она не входит ни в одну из общероссийских мусульманских структур. Нет ли у Вас желания присоединиться к какой-либо из них?
- Мы за единство мусульман, и если возникнет вопрос объединения всех мусульманских организации в общее Духовное управление мусульман России, мы непременно поддержим. А сейчас, на данной стадии, нам удобней работать самостоятельно. При этом мы не закрыты от других мусульман, сотрудничаем с соседями, особенно с Духовным управлением мусульман Красноярского края, которое возглавляет муфтий Гаяз Фаткуллин. Я участвую в мероприятиях и Совета муфтиев России и Центрального духовного управления, самостоятельный статус позволяет сотрудничать со всеми здоровыми силами - Москвой, Уфой, Казанью. Год назад по приглашению муфтия Султана Мирзаева был в Чечне. Само собой участвую на форумах татарских религиозных деятелей в Казани, на Булгар-джиенах.
- Несколько слов о последних мероприятиях?
- Вчера вместе с лидерами других конфессий был на приеме у губернатора по случаю Дня защитника Отечества, состоялось возложение цветов к Вечному огню, в театре прошло праздничное представление. 25 февраля планируем провести в Братске заседание совета Байкальского муфтията. Совет образуют имамы всех мусульманских организаций области. Они отчитаются о проделанной работе, мы обсудим проблемные вопросы и дальнейшие планы деятельности.
Калиль Кабдулвахитов