Имам Самарской соборной мечети Иршат Сафин: «Лучше по ошибке простить, чем по ошибке казнить»
Имам Самарской соборной мечети Иршат Сафин. Фото http://parkgagarina.ru |
Ислам овеян различными мифами, большинство из которых заставляют воспринимать эту религию неправильно и даже в негативном свете, что в нашем многонациональном и межконфессиональном регионе довольно опасно. Поэтому мы решили развеять самые известные из них вместе с имамом Самарской соборной мечети Иршатом Сафиным.
- Иршат-хазрат, идет пост Ураза, в который днем нельзя пить даже воды. Вы, конечно же, поститесь, но как выдерживаете такой напряженный образ жизни в жару, и допускает ли ислам здесь какие-то послабления?
- С одной стороны, пост – один из столпов ислама, и то, насколько он будет крепким, зависит от степени соблюдения всех канонов. В священном Коране сказано, что «от поста могут устраниться больные и те, кто в пути». Исходя из этого, богословы пришли к выводу что, кроме названных в Коране, если пост принесет вред здоровью в будущем, не соблюдать его имеют право беременные женщины, кормящие матери, дети, престарелые, подневольные. Для остальных пост - это воспитание души и тела, своего эго, это усилие – джихад, направленный против своих недостатков. Пророк, мир ему, прекрасно понимал, что будут какие-то условия, которые усложнят воздержание, но быть мусульманином и добиваться уголка в Раю нелегко.
- Наш поволжский ислам в этом смысле как-то отличается от канонов, которых придерживаются мусульмане в других регионах?
- Здесь никаких отличий нет.
- А в чем же тогда особенность поволжских мусульман, о которых так часто и много упоминают представители конфессии?
- Скажем так, мы - приверженцы ханафитского мазхаба или правовой школы в исламе. Это как в христианстве есть разделение на православие, католицизм и так далее, так и в исламе: существуют шииты, сунниты, которые в свою очередь еще на 4 школы делятся. Так вот ханифиты - это в основном не арабы, а те мусульмане, которые живут на периферии исламского мира и каждый день сталкиваются с другими культурами. Поэтому мы более либеральны в некоторых вопросах.
- Например?
- Есть такой современный богослов Юсуф Карадави, который критиковал авторитетного богослова - ректора всемирно известного Аль-Азхарского университета в г.Каир шейха Ат-Тантави за то, что тот разрешал банковские сделки. Но когда его самого пригласили возглавить Комитет по вынесению фетв (вердиктов) «Союза мусульман Европы» и он стал сталкиваться с реалиями западной жизни, точка зрения этого человека изменилась. И Юсуф Карадави разрешил мусульманам, скажем, работающим за станком в Европе в летний сезон, когда день очень длинный, не поститься или поститься, ориентируясь на часовой пояс Мекки, где день короче, чем, например, в Швейцарии. То же самое было и с имамом Абу Ханифой (699-767 годы – Ред.), который разрешал мусульманам, живущим в немусульманском мире, брать в долг у немусульман под проценты, когда ислам стал выходить за пределы Аравийского полуострова и проникать в иранскую, византийскую, африканскую культуры. То есть как таковых расхождений нет, но в умеренном исламе больше всего сделана выборка именно на правила взаимодействия с представителями другой культуры и цивилизации.
- Арабские мусульмане не критикуют вас за это?
- Бывает и такое, ставят в упрек, что Абу Ханифа был не арабом, а иранцем, выходцем из-под Кабула, поэтому он не мог точно понимать всех тонкостей языка Священной книги.
- Но дикой ненависти все равно нет между вами, как, например, между шиитами и суннитами в некоторых странах?
- Конечно же, нет. Это крайняя степень проявления агрессии, которая должна быть чужда мусульманину.
- Звучит немного странно, потому как ислам воспринимается именно как воинствующая религия.
- Это очередной миф. Не будем сейчас называть тех, кто за ним стоит, но в Коране сказано: «Война это скверно для вас». Пророк говорил о войне только как об оборонительном мероприятии, мусульманин не должен проявлять агрессию первым. Долгое время вооруженная борьба вообще не предписывалась Пророку. Парадоксальная вещь: в Коране 114 глав, и каждая из них начинается со слов «Во имя Аллаха милостивого и милосердного», однако в главе, где есть стих с разрешением мусульманам воевать, нет заглавного стиха! Аллах, говоря о войне, скрывает свое имя и милосердие, значит, считает несколько нелогичным присутствие в одном месте и Своей милости, и войны. Война - это крайняя мера, и если мусульмане к ней прибегли, то в правилах ведения боевых действий и поведения на территории противника есть масса ограничений: воевать можно только с вооруженными мужчинами-воинами, нельзя трогать женщин, детей, причем неважно, какой они веры. Ни в коем случае нельзя трогать монахов, духовенство, даже скот – его следует убивать столько, сколько нужно для пропитания, а деревья рубить вообще запрещено.
- Тогда кто же такие неверные и почему к ним такое пренебрежительное отношение?
- Согласно Корану, понятие неверный, в сочетании с оттенком «враг», возникает только во время войны – это враг, не мусульманин, воюющий с мусульманами за веру, за возвеличивание Слова своего Бога, который, как сказано в Коране, первым «начал сражаться, выгнал мусульман из их жилищ». Но в мирной жизни «неверный» - это только идейный враг. На самом деле кораническое слово «кяфир», обозначающее немусульманина, почему-то переводится как «неверный» с оттенком унижения, хотя по-арабски это слово переводится как «скрывающий (истину)», а в переносном значении как «неблагодарный (Богу)». А сегодня в это понятие негатив заложили средства массовой коммуникации, очень сильно постаралось кино. В Коране есть такое понятие как «люди Писания»: это иудеи, христиане и сабейцы (звездопоклонники). Так вот Пророк говорил: если вы решили зайти в неизвестную вам (с точки зрения религиозной принадлежности) деревню, ждите времени азана. Если в ней прокричали азан (в исламе призыв к молитве) - это мусульманское селение, и вы сабли не поднимайте; если азан не провозглашён – держите сабли наготове, но не поднимайте. Если столкнулись с немусульманами, но людьми Писания, предложите им принять ислам. Если они откажутся, то пускай остаются при своей вере и идут свободно. Если встретите язычников, предложите им принять ислам, если откажутся - то одну из религий людей Писания, если откажутся - то пускай отдают за себя откуп.
В Коране сказано: «Нет принуждения в вере». Поэтому убийство возможно только во время войны. Интересный факт: перед вторжением в Египет Пророк сказал, что «скоро вы войдёте в Египет, там живут сородичи вашей матери Марии. Обходитесь с ними подобающе». У Пророка Мухаммада (мир ему) одна из жён была египетской христианкой-коптянкой.
- Откуда же тогда берутся все эти ваххабиты, если все предельно просто и ясно?
- Во-первых, не все так просто. «Новоявленные» аравийские богословы говорят, что любой может читать Коран и делать выводы. Мы, так же как и все мусульманские богословы-классики, с этим не согласны. Комментировать Коран, выносить из него решения может тот, кто знает все исламские дисциплины, связанные с Кораном, начиная от всех нюансов арабского языка. К одному богослову, который 20 лет занимался мусульманскими науками, пришли и попросили написать комментарий к Корану, к которому он до сих пор не приближался. Так вот он ответил: «Если я это сделаю даже в сотрудничестве со всеми остальными богословами мира, то этот комментарий будет пригодным лишь для моего времени». Получается, данный комментарий через столетие следует пересматривать. Персональная колокольня каждого небольшая, а в исламе она очень высокая.
Во-вторых, что касается ваххабитов. Это пуритане ислама. Они пытаются дословно следовать Корану и хадисам Пророка. Например, у Пророка не было четок, так они возмущаются, почему некоторые мусульмане при чтении молитвы используют четки. Пророк Мухаммед же, да благословит его Аллах и приветствует, славословя Аллаха, водил по суставам пальцев. Чего нет в Коране, не должно быть у мусульманина, так они говорят. Но мы им говорим, давайте тогда ездить на ишаках и верблюдах, ведь в Священной книге нет упоминания о машинах или мобильниках, которыми они охотно пользуются. И Пророк (мир ему) также ездил на этих животных. А они в ответ: «Нет – это благо Аллаха». И после таких споров мы понимаем - они трактуют хадисы, как им выгодно. Или еще один пример, Пророк сказал: «То из одежды, что ниже щиколотки (штаны), то в аду». Но он это сказал на счёт тех, кто следовал за модой тогдашней иранской элиты, у которой длинные полы одежды считались признаком высокого статуса, то есть высокомерия. И Пророк был именно против высокомерия! Однако ваххабиты понимают все буквально. И вот эта простота – чего нет в Коране, того не должно быть в жизни мусульманина, привлекает молодежь, в которой всегда были сильны революционные настроения: что-то сломать, построить новый мир и так далее. К тому же движение ваххабитов поддерживается где-то зеленой бумажкой, в итоге мы получаем ярых сторонников консервативного понимания ислама, которыми кто-то умело управляет. Но, слава Аллаху, после 11 сентября 2001 года движение ваххабитов пошло на спад. В той же Саудовской Аравии многие имамы лишились должностей, потому что не хотели преподавать по-новому, чего от них стали требовать власти. Кстати, причиной покушения на жизнь муфтия Татарстана Ильдуса Файзова во многом является именно его непримиримая борьба с ваххабитской идеологией. А следственные органы и официальное руководство Татарстана после покушения стараются сделать акцент на коммерческой подоплеке покушения преступления. Хотя СМИ все время твердят именно об идеологических причинах.
- Когда мы слышим о ваххабитах, мы, прежде всего, представляем людей, которые силой оружия судят других, беря на себя право решать: что правильно, а что нет, кому жить, а кому умирать. Под какую статью они попали, если бы их судили по законам Шариата, или они были бы оправданы?
- Следовать Корану в мелочах не запрещается, если мы говорим просто о людях, которые никому не мешают, носят штаны до щиколотки и не бреют бороды. Если мы говорим об убийстве, то это серьезное преступление, лишать жизни человека только на основании того, что он не мусульманин, категорически нельзя! В Коране сказано: «Есть два братства: по вере и по сотворению. Мы все дети одного Адама и одной Евы». Те же люди Писания, находящиеся «под покровом мусульман», находящиеся на территории мусульман – неприкосновенны. Пророк говорит: «Кто обидит находящегося под опекой мусульман немусульманина, тот обидит меня, поэтому не переходите грань эту». Ошибочно считается, что Шариат - очень жестокая система наказаний, однако, чтобы вынести приговор, судья должен обладать исключающей всякое сомнение доказательной базой. Например, чтобы обвинить супругу или супруга в измене, нужны 4 свидетеля. Причем они должны доказать факт не просто каких-то там поцелуев или обнимания, а именно должны видеть сам акт. А привести сразу 4-х «праведных свидетелей», о которых говорит Коран, и видевших всё это, то есть смотревших на прелюбодеяние, тогда как это является большим грехом, почти что невозможно. Получается, что этот закон Шариата не действует, то есть закон мёртворожден. И если же обвинитель не привел 4 свидетелей, то его самого наказывают 80 ударами, и он лишается права выступать в суде и подписывать какие-либо договоры, так как он, получается, оклеветал человека и оказался ненадежен. Но если все-таки смертный приговор вынесен, то первым бросить камень в преступника должен судья, если же откажется, то приговор не вступает в силу. В отношении выносящих приговор Пророк говорил: «Лучше по ошибке простить, чем по ошибке казнить». Также одна женщина не может давать обвинительные показания, их должно быть обязательно две (голоса двух женщин приравниваются к голосу одного мужчины), но никакого принижения перед мужчинами здесь нет, просто слабый пол легче запугать, и они очень эмоциональны. Когда же две дамы дают показания, то судья может сравнить их, тем самым быть более объективным. Если вспомнить приговор за воровство, то по Шариату его нельзя применять во время голода, нельзя практиковать в отношении детей, умалишённых. Также нельзя судить по мусульманским законам не мусульман, для них свое право. Поэтому, когда вникаешь в суть исламского права, понимаешь известный эпитет к Шариату, «расщепляющему волосок на 40 частей».
- Но ведь и мужчину можно запугать?
- Все может быть на свете, и двух мужчин можно запугать. Не теряя адекватности, исламские правоведы старались как можно более правильно выстроить судебный процесс, с целью максимально объективно разобраться в ситуации. Но там есть еще много разных предохранительных инструментов, о них можно очень долго говорить.
- А вообще, каков статус женщины в Коране?
- Не ниже, чем у мужчины, это точно. А порой, читая Священную книгу, кажется, что и выше. Допустим, в отношении первородного греха - вина большая лежит на Адаме, так как он мужчина, а значит, сильнее и умнее, и мог бы подумать, прежде чем поддаться на уговоры. Очень сильно статус женщины поднимает материнство. Хадисы Пророка полны таких высказываний, как: «Рай находится под ногами матерей»; «Если отец и мать, находящиеся в разных местах одновременно, позовут тебя, первым должен прийти к матери. Она слабее от природы и требует помощи в первую очередь»; «Будьте милосердны к домочадцам, будьте милостивы к своим женам» и так далее. То есть известное заблуждение о том, что ислам считает женщину человеком второго сорта, опять же миф. Например, Пророк сам гладил, сам чистил свою обувь, а выходя на молитву, целовал жену. Также в изречении Пророка (мир ему) есть высказывания о женской природе, например то, что, если женщина создана из ребра, то не пытайтесь ее переделать. Если вы попытаетесь, то она, как и ребро, просто сломается. А чтобы брак был счастливым, мужчине надо быть немножко слепым, а женщине немного немой.
- Но все-таки можно ли женщине заниматься бизнесом, стремиться к знаниям и не носить хиджаб?
- У Пророка первая жена была богатейшей женщиной, купчихой, поэтому бизнес вести не запрещено, а приобретение знаний, наоборот, приветствуется. А на счет хиджабы… Аллах в своей книге предписал, а Пророк велел своим женам закрываться (улыбается). Но самой лучшей женщиной он называл ту, которая, когда ты открываешь в свой дом дверь, радует тебя, когда ты берёшь её за руку, у тебя наступает облегченность, а когда ты оставляешь дом, то спокоен за нее, она верна тебе. Мужчина ведь чаще за порогом, там камень об камень ударяется, конкуренция, конфликты, и женщина должна быть очень знающей, чтобы дать мужчине полноценный отдых дома, не зря же говорят: за каждым преуспевающим мужчиной стоит женщина.
- Говоря о бизнесе, вернемся к началу разговора, где речь шла о ростовщичестве. Почему ислам запрещает ссудный процент?
- Потому что это закабаление человека, мы много знаем историй, когда, не выплатив долг, люди лишали себя жизни, а то и жизни своих детей и супругов. А по исламу, любой человек должен быть свободным. То же самое и с азартными играми, во время которых люди забывают о молитве, семье, обо всем и становятся рабами своих страстей. Кстати, первый свободный рынок в Медине, где отсутствовала плата за место, организован именно Пророком. Налог брали только с прибыли. И туда теперь мог прийти любой человек, пусть даже с малым количеством товара.
- И последний вопрос, который не могу не задать. В интернете появились ролики «Моджахедов Татарстана», которые берут на себя ответственность за покушение на муфтия Татарстана и убийство его зама. Вы слышали о них раньше?
- Такого названия не слышал, но мне кажется, эти люди просто хотят заработать какую-то известность для своей организации, используя громкое преступление. Я думаю, они к этому никакого отношения не имеют.
Беседовал Руслан Шарипов