Муфтий Равиль Гайнутдин: Со стороны государства внимание к разным конфессиям должно быть пропорциональным
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин |
Председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин ответил на вопросы корреспондента ВГТРК. В интервью он поделился своим мнением о создании партий или народных дружин на конфессиональной основе, выразил свою позицию относительно строительства храмов в столице.
- Здравствуйте уважаемый Равиль-хазрат! Вот уже 25 лет как вы представляете интересы мусульман в Москве. Если обернуться назад, как бы вы сейчас оценили, когда было сложнее работать: в самом начале или сейчас в современной Москве?
- Сейчас сложнее стало работать по сравнению с тем, что было тогда. Когда я начинал в качестве имама, было время, когда в мечети были прихожане определенного возраста - люди, знающие свои традиции, у которых была своя традиционная религия, вера, направление, и они выполняли свои обязанности. Поэтому с ними было легко работать. Они понимали, они выполняли то, что требуется от них, и они слушали своего духовного наставника.
Сегодня жизнь настолько изменилась и состав мусульманской религиозной организации настолько изменился: нам приходит сегодня молодежь. Молодежь - самая активная часть нашего общества. У них свои вопросы. Они ставят очень много вопросов, может быть даже, неудобные для духовного наставника вопросы, на которые надо отвечать. И эти люди - образованные, они хотят, чтобы на их уровне был и священнослужитель.
Но мы прошли не так много пути. Ведь в начале, когда мы получили религиозную свободу, это как раз примерно 22-23 года тому назад, у нас ведь не было ни одного исламского учебного заведения в Российской Федерации. Мы получили религиозную свободу, но у нас не было кадров священнослужителей.
Общество наше меняется. В обществе есть разные тенденции и отношение к исламу к мусульманам, изменилось. Это уже не те времена Советского Союза, когда относились ко всем религиям одинаково. Сегодня все-таки есть самосознание народа. Люди, которые считают, что своя рубаха ближе к телу, своя культура, своя религия ближе к телу. И в обществе есть те, которые считают, вот моя религия, мое государство, а есть другие, с другой культурой и они не являются «нашими», они - чужие. В этом обществе стало намного сложнее работать.
Необходимо сегодня, чтобы те люди, которые навязывали определенное мнение об исламе, о мусульманах, они давали объективную информацию об исламе и те средства массовой информации, которые в течении двух десятилетий говорили негативно об исламе и мусульманах, они говорили объективно о нашей религии, так как религия не виновата в тех грехах, ошибках, преступлениях, которые совершаются людьми разных вероисповеданий.
- Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов сказал, что и мусульмане и христиане должны защищать свои святыни, ценности. Были такие случаи, вы знаете о них? Какой ущерб приносят такие действия?
- Да, безусловно, мы стоим именно на таких позициях, чтобы наши народы не только православные христиане и мусульмане, но и представители других традиционных религий - они должны защищать свои святыни. К сожалению, бывает, что относятся крайне негативно к мусульманским кладбищам, нашим могилам, бывают случаи нападения на мечети. Бывает, что появляются на стенах наших храмов оскорбительные надписи. Иногда и забрасывают зажигательные смеси, разбивают окна. Все это заставляет нас мусульман защищать свои святыни, мечети, свои кладбища. Поэтому мы поддерживаем стремление представителей Русской православной церкви, которые выступают за защиту своих святынь. И это правильно. Общество должно понимать, что наши религиозные ценности, духовные святыни очень близки религиозным, верующим людям и если кто-то совершает нападение и оскорбляет, то это, безусловно, нанесение серьезного оскорбления чувствам верующих.
- Как вы относитесь к созданию христианских православных дружин? Нужны ли они и могут ли появиться, скажем, мусульманские дружины?
- Мы мусульмане говорим, что наша страна - многонациональна и если мы будем делить сейчас правоохранительные органы, армию и тем более тех, кто на улице поддерживает порядок, по конфессиональной принадлежности, я считаю, это будет не единое государство, которое защищает интересы всех своих граждан, не разделяя их по национальному, религиозному признаку. Нам необходимо, чтобы правоохранительные органы несли свою службу и в них были представители разных религий и они совместно защищали наших граждан, исповедующих разные религии, принадлежащих к разным культурам.
- Вот, кстати, в Казани был убит видный религиозный деятель Валиулла Якупов, совершенно покушение на собственно муфтия Татарстана. Пока следствие ничего конкретного не говорит. Есть ли у вас какие-то у вас, версии того, что произошло и почему, самое главное?
- Я думаю следственные органы разберутся по какой причине было покушение на муфтия Татарстана и по какой причине был убит экс-заместитель муфтия Республики Татарстан. Моя версия такова: к сожалению, в течение последних двух лет в республике было очень много недовольных действиями нынешнего руководства Духовного управления мусульман. Были со стороны Духовного управления допущены серьезные ошибки по отношению к своим единоверцам и, возможно, это тоже повлияло на настроение определенное.
Я считаю необходимо очень серьезно разобраться и подумать, чтобы Республику Татарстан не охватила та волна, которая была поднята в республиках Северного Кавказа, особенно в Дагестане. Когда дагестанское Духовное управление вместе с правоохранительными органами начали борьбу под так называемой борьбой с ваххабитами, салафитами, с теми, кто не находится в идеологии, которую ты исповедуешь, в том мазхабе, в котором ты находишься. Сегодня в республиках Северного Кавказа ситуация нормализуется и перекидывать ту сложную обстановку в центр России ни в коем случаем нельзя. И мы считаем, возможно, есть определенные силы, которые хотят дестабилизации в центре России, особенно в такой республике как Татарстан, которая в принципе по межконфессиональному, межрелигиозному миру является примером для всех регионах России.
- Что касается области фобий, религиозных фобий. Вот в России уже укоренилось такое понятие как ваххабизм, что вы об этом думаете, какое ваше отношение?
- Мы считаем, если под словом ваххабизм, исламизм принимаются крайне негативные явления, то для нас это неприемлемо. А если исламизм, ваххабизм, салафизм в понимании того, что это искреннее исповедование своей религии и следование по пути тех последователей Пророка, то это совершенно другое понятие. Поэтому необходимо определиться с понятиями «-измов». Если эти «-измы» негативные, то, безусловно, они для нас неприемлемы.
- Вы уже говорили о том, что мусульманам Москвы нужны новые мечети. Сколько, по вашему, должно быть их в столице.
- На сегодняшний день в Москве действует всего четыре мечети. Есть еще одна мечеть, которая принадлежит посольству Исламской Республики Иран. И это шиитская мечеть. В России, в основном, проживают мусульмане-сунниты, шиитов у нас в России очень мало. Но на почти два миллиона мусульман четыре действующих мечети – это крайне мало. Если в городе проживает более 12 миллионов человек, получается у нас на миллион населения даже нет одной мечети. А миллионный город, я считаю, имеет право иметь у себя хотя бы одну мечеть. И поэтому Совет муфтиев России - Московский муфтият ставит перед властями Москвы о необходимости выделения участков хотя бы для строительства одной мечети в округе города Москвы. Не ставим вопрос сегодня о выделении сразу нескольких участков для строительства мечетей. Мы ставим вопрос: давайте подберите для строительства мечети один участок, мы этот участок освоим, построим мечеть, далее выделите второй участок, мы будем строить вторую мечеть. И мы не требуем, чтобы нам выделили в каких-нибудь привилегированных местах, в каких-то бульварах и парках. В тех местах, где будет удобно мусульманам приходить и чтобы эта мечеть, строительство этой мечети не вызывало никаких споров со стороны жителей нашего города.
Мы обратились к новому мэру и нашли понимание, что необходимо выделять земельные участки и подали новую заявку. Наши предложения сегодня изучаются. Мы надеемся, что мусульмане - полноправные граждане нашего государства, мусульмане-москвичи, они имеют полное право, как и православные христиане, иметь свои храмы.
- Как вы считаете, кто должен финансироватьь строительство культовых сооружений? Верующие? Государство? Религиозные организации?
- Все наши мечети строим мы сами мусульмане на добровольные пожертвования. Государство на строительство наших мечетей не выделяет средств - ни из местного, ни из федерального бюджета. По другим конфессиям: конечно, мы видим - оказывается помощь. Я вам назову одну цифру: на Храм Христа Спасителя выделяется в этом году 372 миллиона для содержания храма. Безусловно, зная об этом, мусульмане очень обижены. Почему, например, на строительство Соборной мечети не выделяется ни копейки за все годы от начала строительства Соборной мечети? Ни на строительство других наших мечетей. А ведь Храм Христа Спасителя строили мы всем миром. Мы выделяли средства, мусульманские организации направляли средства на строительство Храма Христа Спасителя. Мусульмане-бизнесмены направляли миллионы на строительство Храма Христа Спасителя.
Поэтому мусульмане считают, что если мы строим наше демократическое государство, наше государство по Конституции - светское государство и перед Конституцией все наши народы равны, должно быть и равное отношение ко всем народам, ко всем конфессиям. Да, есть пропорциональность, есть, безусловно, православное большинство, но есть ислам, который занимает второе место по численности в нашем государстве, есть другие традиционные религии. Здесь необходимо внимание со стороны государства пропорциональное. Мы хотим, чтобы наше государство было единое, мы хотим, чтобы мы разные народы - были единым российским народом, чтобы наша страна была целостна и неделима и мы все вместе строили наше будущее.И мы хотим чтобы наши дети были уверены в завтрашнем дне, что в России нам все жить спокойно и комфортно. Вот эти условия мы должны создавать все вместе.
- Что касается завтрашнего дня. Новый закон о партиях позволяет любой общественной силе приобрести официальный политический статус. Вот недавно появилась информация, о том, что создается православная партия. Нет ли подобных планов у мусульман?
- Пример заразителен, мусульманские деятели мы также слышим мнения о том, что необходимо создавать свои исламские партии. Но мы знаем, была Партия исламского возрождения Таджикистана, в конце концов, которая привела к гражданской войне в Таджикистане. Были и другие партии, которые привели или к расколу или к разделу единого государства. Например, взять Республику Кипр, где митрополита избрали президентом страны, что привело к разделению единого государства на две части и созданию двух государств. Таким образом, не приведет ли это в дальнейшем к расколу, к разделению по религиозному признаку?
Я считаю, что наши верующие могли бы состоять в разных партиях, будучи представителем своей религии: быть в «Единой России», быть в «Справедливой России » или в других партиях. Таким образом представлять интересы мусульман в различных партиях, но создавать партию на именно религиозной основе, мне кажется, это все-таки приведет к и противостоянию между религиозными партиями, и приведет к определенному разделению нашего общества. Я опасаюсь поддерживать тех религиозных деятелей, которые поддерживают создание партий на религиозной основе.
- Я надеюсь, что так в дальнейшем и будет. Уважаемый Равиль-хазрат я благодарю вас, что вы нашли время и ответили на наши вопросы.
- Благодарю вас