Дамир Мухетдинов: Понятие о роли ислама в жизни твоего народа прививается через национальный язык и традицию
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, член Общественной палаты Российской Федерации прокомментировал «Русской службе новостей» свою позицию касательно преподавания национальных языков в школах:
М.ЧЕЛНОКОВ: Дамир, в живом журнале своем вы пишите, что число сторонников радикальных течений ислама в России растет. И связано это с тем, что их обучают в школах на русском языке.
Д. МУХЕТДИНОВ: Если мы говорим о традиционном исламе, то мы должны всегда понимать, что традиционный ислам в РФ всегда развивался в рамках национального языка национальных республик в русле- татарский, аварский, чеченский и т.д. Такая вещь, как ваххабизм – последователи Муххамада Абд аль-Ваххаба уже в мире существует порядка 300 лет. И мы что-то не помним из истории Российской империи и не слышали со стороны мусульман подрывников, смертников, террористов. И только после того, когда мусульман Российской Федераыии, России от национального языка перевели, они стали соучастниками этих банд формирований. Поэтому через язык, через традицию прививается само понятие этой культуры, роль и место ислама в жизни своего народа.
М.ЧЕЛНОКОВ: Это ваша личная точка зрения или еще кто-то также думает?
Д. МУХЕТДИНОВ: Даже такие люди, как господин Тишков. И то уже стали призывать к тому, чтобы в национальных республиках все-таки обучали национальному языку. Кто разделяет мою точку зрения? Я думаю, что большое количество экспертов, исламоведов, специалистов также мою точку зрения разделяют.
М.ЧЕЛНОКОВ: Я так понял, что вы предлагаете вообще отказаться от русского языка в тех же республиках мусульманских?
Д. МУХЕТДИНОВ: Нет. Наоборот, чтобы начальное образование, как и раньше, даже в раннюю сталинскую эпоху в национальных школах было на татарском языке. До 1953 года, возможно, и чуть позже в национальных школах, в той же Нижегородской области, в Татарстане, в Башкортостане преподавали на национальном языке. И через принадлежность к национальному языку люди понимали принадлежность к некой традиции. И тоже самое было и в татарских мектебе, медресе. Они полностью оторвались от традиции.
М.ЧЕЛНОКОВ: Получается, сейчас в Татарстане вообще практически не преподается национальный татарский язык. Или он есть в школах?
Д. МУХЕТДИНОВ: Я, прежде всего, привел пример Дагестана. И речь все-таки идет, прежде всего, о начальных классах. И надо второй момент не забывать, что все наши дети сдают ЕГЭ на русском языке. И, слава богу, дети в состоянии и знают русский язык в достаточном объеме. Поэтому мы за то, что начальные классы формируют личность человека, ребенка, там использовать национальные языки с русским языком, а не только однобоко ущемлять свою традицию, традиционные языки, национальные языки.
М.ЧЕЛНОКОВ: На ваш взгляд, педагогов национального языка хватит в том же Дагестане, педагогов аварского языка?
Д. МУХЕТДИНОВ: В советскую эпоху было достаточно. Я сам уроженец Нижегородчины и прекрасно помню, когда еще в начале 90-х годов почти во всех татарских школах Нижегородской области преподавали на татарском языке в начальных классах. И только последние тенденции такого наступления на национальный язык привели к русификации национальных школ. Уже встречаем в татарских деревнях татарские дети не в состоянии прочитать на родном языке газету. И они, естественно, читают литературу в тех же интернет-ресурсах на русском языке. А русский язык у нас очень хорошо освоен, прежде всего, радикалами и экстремистами, которые через это и формируют свою повестку дня. Если будет воля государства, будет здравая политика в отношении национальных языков, то с этим проблем не станет. Татарстан и другие республики готовы предоставлять и квоты, и возможность поступить педагогам из регионов, где компактно проживают татары, но они в меньшинстве, или башкиры, допустим, чтобы в Уфе, в Казани преподавать в университетах тот же татарский язык и готовить педагогов татарского языка.
М.ЧЕЛНОКОВ: Вы ограничитесь только информацией в живом журнале своего мнения, в интервью или все-таки будет обращаться в Министерство образования, куда-то еще?
Д. МУХЕТДИНОВ: Я сейчас хочу понять, какая будет реакция в обществе. Если религиозные, общественные организации, образовательная структура эту тему подхватят, я почувствую, что она наболела, ее необходимо развивать дальше, я подниму эту тему как член Общественной Палаты РФ, в рамках Общественной палаты, в рамках круглого стола, слушаний. Возможно, и дальше.