Муфтий Литвы Ромас Якубаускас: «Российские мусульманские учебные заведения перспективны для получения образования нашей молодежью»
Муфтий Литвы Ромас Якубаускас |
27 ноября 2012 года в Москве прошел VIII Мусульманский форум «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели». Одним из участников мероприятия был муфтий Литвы Ромас Якубаускас, который выступил в приветственной части форума и принял участие в заседании муфтиев стран евразийского пространства. Также он ответил на вопросы специального корреспондента портала «Мусульмане России».
— Чем интересен для Вас нынешний Форум?
На подобном Форуме я присутствую впервые. Несомненно, тут есть чему поучиться. Здесь присутствуют видные мусульманские лидеры России и стран СНГ. Люди с глубокими знаниями и опытом во многих важных вопросах, в том числе в исламском образовании. На форуме представлено много известных учебных заведений. Отрадно, что мусульмане стремятся к консолидации и сотрудничеству. Для меня это большой и важный положительный опыт.
— Велика ли мусульманская умма Литвы. Кем она представлена?
По статистике на сегодняшний день в Литве проживает более трех тысяч мусульман. Фактически, число мусульман достигает десяти тысяч. В Литве официально зарегистрировано и действует 7 мусульманских религиозных общин. Наши мусульмане – это люди разных национальностей, часть из них проживает в стране временно. Но основная часть «коренного» мусульманского населения Литвы, проживающая на этих землях давно — преимущественно потомки татар, поселившихся здесь более шестисот лет назад. Литовские князья приглашали их для защиты от вторжений крестоносцев и давали татарам-рыцарям земли на границе, рядом с городами и замками. Мусульмане массово селились близ Вильно возле реки Ваки, а также в Лидском, Трокском, Ошмянском, Новогрудском, Брестском уездах и на Волыни. Князья предоставили татарам полную свободу вероисповедания, различные привилегии, приобретая себе верных воинов.
В землях Великого княжества Литовского татары нашли вторую родину, сохраняя все черты своей этнокультуры. Важным фактором поселения мусульман явилось сохранение сословных привилегий, то есть званий эмиров, князей, мурз, а в последующем присвоение шляхетства (дворянства) всем татарам с правом иметь родовые гербы, передаваемые по наследству. Мусульманам разрешили строить новые мечети, татары-дворяне уравнивались в правах с польской и литовской элитой.
Во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века потомки военных стали выбирать и другие профессии. Они становились врачами, адвокатами, учеными, государственными служащими. В Европе этих потомков татар-военнослужащих часто называют куманами.
— Как литовские татары на протяжении столь долгого времени, пребывая в окружении христианского населения, сохранили свою веру?
У нас – литовских татар – всегда была свобода выбора веры. Ведь нас призвали как защитников от тех, кто нападал на Литву. Великий князь литовский Витаутас доверял татарам даже то, что иногда не доверял представителям своей национальности. Его личная охрана состояла сплошь из татар. Поэтому нашу веру уважали. Конечно, в советское время отношение к религии было иное. Но так было во всем Советском Союзе. Вера передавалась, в основном, из поколения в поколение – от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Мы жили вдали от «мусульманского мира», и на тот момент это был единственно возможный способ. Со временем – это естественно приводило к определенным проблемам – знаний становилось меньше.
Однако литовские татары держались веры, осознавали себя мусульманами, даже если не всегда знали язык предков. Так было до двадцатого века. В это время путешествовать стало проще, даже чисто технически. Люди отправлялись в исламские страны, чтобы получить образование. Большой урон повсеместно нанесла война. Многие погибли, многие оказались в ссылке. Количество татарского населения сократилось.
Что касается мусульманских учебных заведений, то их никогда не было на территории Литвы. Наш муфтият располагается в Каунасе. Там есть мечеть, построенная в 1930 году литовскими архитекторами в восточном стиле. Это единственная каменная мечеть в Литве. В ней не так давно был проведен ремонт. Мы надеемся, что у нас будет мечеть и в столице – Вильнюсе. На сегодняшний день в Литве есть четыре мечети: в Каунасе, Алитусском районе (деревня Райжяй), и две – в Вильнюсском районе (в селе Сорок татар и деревне Немежис). Так же как и раньше, средних и высших исламских учебных заведений на территории Литвы сейчас нет.
— А что происходит в мусульманской общине Литвы в наши дни? Хотят ли, например, литовские татары получать исламское образование в России?
Мой заместитель, который ранее исполнял обязанности муфтия, учился в России. Я сам получил мусульманское образование в Ливане. Я имею диплом бакалавра исламских знаний Университета Джинан города Триполи. Для нас не принципиально, в какой стране будет учиться наша молодежь – лишь бы это были правильные исламские знания. Образованные в исламском плане кадры нам нужны. Мы стараемся давать начальные знания, благо такая возможность у нас есть. Однако открывать собственные мусульманские учебные заведения пока не реально – у нас не будет необходимого количества студентов.
У наших мусульман есть возможность получения образования в Великобритании и Франции. Я считаю, что наилучшим вариантом будет Россия или Турция. Как я уже сказал, на этом Форуме присутствует много представителей российских исламских учебных заведений. Мы постараемся установить с ними контакты. В первую очередь, с Московским исламским университетом. Я надеюсь, что там мы найдем то, что нам нужно, то, что мы ищем в плане получения образования. Мы постараемся наладить более тесное общение, чтобы иметь возможность отправить сюда на учебу наших студентов.
— Вас зовут Ромас Якубаускас. На слух – абсолютно «литовские» имя и фамилия?
Так у нас было принято с послевоенного времени. В паспорте записывается одно имя, а во время имянаречения дается мусульманское. Так что для татар я Рамазан Якуб оглу, как принято в Крыму. Ведь многие литовские татары, в том числе и мой прадед, происходят от крымских татар. Для многих из нас Крым – это прародина, о которой в сердце хранится память.
Беседовала Нина Зотова