закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


8 февраля 2013 12:19   Москва 

Если донести до людей истинные ценности ислама, они поразятся, насколько это прогрессивно, актуально, интересно

Имам-хатыб Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов. Фото: umma.ru
Имам-хатыб Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов. Фото: umma.ru

Имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов является одним из самых узнаваемых и уважаемых религиозных деятелей постсоветского пространства. Для многих верующих его книги являются настольными.

Шамиль-хазрат, вы столько лет отвечаете на религиозные вопросы, поступающие от верующих. Наверное, вам уже впору писать диссертацию по социологии относительно социального портрета современного мусульманина и динамики трансформации его интересов?

Я отвечаю на вопросы религиозного характера со студенческих времен – примерно с 1994 года, когда я уже сформировался как студент университета «аль-Азхар». В качестве имама я отвечаю на вопросы с 1997 года, с 1998 года стал отвечать на вопросы, поступавшие через Интернет. Уже в 1999 году мы открыли свой сайт umma.ru. Когда мне поступали те или иные вопросы, я глубоко изучал многие темы, работая с богословской литературой в оригинале. В 1999 году я написал книгу «Путь к вере и совершенству», но в силу определенных обстоятельств с изданием книги произошла задержка. Позже выяснилось, что в этом была Божественная милость: на тот момент стали проявлять себя различные идеологические течения, появилась своеобразная конкуренция, и я понял, что мне начнут задавать вопросы по содержанию книги и говорить, что я написал свое личное, ничем не обоснованное мнение. Тогда я вернулся к работе над книгой и по всему тексту проставил ссылки на богословские источники. Это очень укрепило мой авторитет и позиции моего мнения в просвещенной среде – среди людей, имеющих богословское образование, или студентов, которые имеют доступ к первоисточникам. В Интернет-среде «болтунов», незнающих канонических азов и разговаривающих на религиозные темы, с первоисточниками, как правило, даже не работают, а если и ссылаются, то на источники узкой идеологической направленности. Я всегда обращаюсь к трудам, которые являются общемусульманским наследием и авторы которых не относятся к какому-либо идеологическому течению. Эти труды есть в любой богословской библиотеке мира, некоторые из них написаны 800, а порой и более 1000 лет назад и являются фундаментальными трудами. Это многотомники по тафсиру Корана, своды хадисов, многотомные комментарии к ним, богословская литература отдельных правовых школ, а также сравнительный фикх. Я понял, что если не стану указывать ссылки на источники в своих статьях и исследованиях, несмотря на то, что это отнимает много времени, то недоброжелатели (а они есть у любого более или менее заметного человека) будут интерпретировать по-своему и искать изъяны.

Бывали и бывают случаи, когда наши соотечественники звонят какому-нибудь, например, саудийскому шейху, чтобы задать вопросы по проблемным ситуациям, происходящим в России. Местный ученый, конечно, что-то отвечает, но он вообще не знаком с темой в контексте российской действительности. Как он может дать грамотную богословскую фетву по вопросу, когда он вообще не знаком с теми реалиями, о которых идет речь, и живет в обществе с иной культурой, традициями, менталитетом? Многие крупные ученые, когда начинали ездить по миру и знакомиться с совершенно другими реалиями, меняли свое изначальное мнение и смотрели на аяты и хадисы в более широком ракурсе, и причем это со времен основателей четырех мусульманских богословских школ.

Поэтому мой подход к ответам на вопросы таков – опора на общерелигиозный базис, работа с источниками и знание российской действительности. Когда приходили интересные и многочисленные вопросы на какую-либо тему, я изучал ее более подробно и в итоге писал по ней целое исследование.

5–7 лет назад я понял, что трачу очень много времени на Интернет-вопросы, а они не меняются, все те же. По характеру этих вопросов можно поделить людей на определенные группы или этапы развития – новички в исламе или те, кто практикует второй, третий год – у них вопросы типичные, из года в год повторяющиеся. Темы, которые требовали подробного изложения, я изучил и раскрыл досконально, эти материалы доступны на многих видах информационных носителей.

Иногда в качестве ответа на вопрос я отсылаю человека на ту или иную свою книгу, и некоторые тогда начинают возражать: «Нет, вы мне ответьте прямо». Люди недопонимают, что вопросы приходят тысячами и нет смысла тратить свое время на то, чтобы отвечать на одно и то же. Иногда требуют односложного ответа – да или нет. Если вам тема важна и интересна, прочитайте исследование, в нем указаны все ссылки на источники, приведены различные мнения с разъяснением. Вы сможете всесторонне понять ее и найти ответ на свой вопрос.

Нужно ли богословам давать шариатскую оценку таким современным явлениям как генная инженерия, современные медицинские разработки?

И Коран, и Сунна остаются актуальными до Конца Света. Ученые же “являются наследниками пророков”, о чем говорится в хадисе. И их обязанность – проводить параллели между аятами, хадисами и современностью, их обязанность – отвечать на вопросы современности. Кто-то проведет одну параллель, кто-то другую. Кто-то сделает акцент на запрет, кто-то – на разрешенность. Мнения могут быть разными. Все зависит от угла зрения, жизненного опыта, эрудированности и богословского образования. Ничего сложного в тех вопросах, о которых вы говорите, нет, нужно суметь внимательно изучить их, обратившись к специалистам данной области, и грамотно провести параллели.

На фоне остальных ваших книг перевод смыслов Корана стоит особняком…

Пятнадцать лет назад я думал, что никогда не возьмусь за перевод Священного Корана. Но шесть лет назад я взял один из подстрочных переводов, выполненный арабистом советского периода, мне было интересно посмотреть, как там переведен определенный аят. Тема этого аята тогда была на слуху – джихад, шахиды и вся эта тематика. Я прочел перевод, и мой внутренний голос сказал: «Шамиль, да это же настольная книга террориста! Люди, которые смотрят телевизор, не знают настоящего ислама, и они именно так этот аят и поймут». СМИ цитировали вырванные из контекста фрагменты, они многократно тиражировались. Я был поражен, для меня это стало последней каплей. После этого я решил, что если сам не напишу именно богословский перевод, никто другой не сделает (“если не ты, то кто?”). И взялся за перевод. Более чем на два года я отключился от вопросов, поступавших по Интернету.

На тот момент имелось много наработок – я переводил отдельные аяты, готовясь к проповеди либо занимаясь написанием нового материала. Шаг за шагом, используя данные наработки, я начал переводить суру за сурой. В мае 2012 года я завершил этот труд, по Божьей милости и с Его благословения.

В современной действительности есть вопросы, которые касаются специфики бывшего Советского Союза либо России, есть вопросы, касающиеся стереотипов, утвердившихся за последние 10–15 лет из-за неграмотного освещения в СМИ. Учитывая многолетнюю работу с вопросами русскоязычной аудитории бывшего СССР, я, когда занимался переводом текстов Священного Писания, старался в пояснениях к аятам уже отвечать на многие вопросы, давая подробные комментарии в квадратных скобках, сносках или через звездочку.

Непосвященные читатели нуждаются в увязке одного аята с другим, в проведении параллелей между аятами и хадисами. Не обладая специальными знаниями, можешь оказаться совершенно беспомощным в манипуляциях людей, которые захотят использовать твои религиозные чувства ради своих корыстных целей. Это может быть и радикальная секта, и манипуляции в семейных отношениях, а потому правильная осведомленность дает нам возможность более комфортно и свободно жить и созидать.

Насколько известно, на данном этапе вы приступили к работе над переводами хадисов…

Подстрочные переводы хадисов совершенно незаслуженно дискредитируют Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Переводились они до последнего времени не богословами, а переводчиками, которые не учитывали многих нюансов касательно личности Пророка, коранических нюансов. В результате люди без специальной подготовки при прочтении подстрочных переводов воспринимают их буквально, верят тому, что написано (ведь это же все-таки хадис!), но абсолютно не учитывают, что перевод выполнил филолог, у которого нет знаний о тонкостях мусульманской культуры того времени, мусульманского богословия и личности заключительного Божьего посланника. При таком подстрочном переводе хадис теряет очень многое из своих смыслов. Это тоже меня беспокоило и беспокоит.

Когда я сталкивался с тем или иным хадисом, я переводил его и откладывал в отдельную папочку, затем возвращался и дорабатывал. Сейчас идет процесс окончательной доработки материалов. При рассмотрении хадиса я указываю несколько источников из сводов хадисов, степень достоверности, даю пояснения в квадратных скобках, чтобы у человека, неработающего с арабскими первоисточниками, была возможность правильно понять хадис, а студенты и те, кто имеет возможность пользоваться первоисточниками, смогут найти его в самых разных сводах, поработать с ним. Этот труд будет называться «Высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)». Надеюсь, Творец будет миловать и позволит довести его до конца.

Как вы пришли к идее проведения тренингов? Что послужило импульсом к этому?

С момента появления сайта umma.ru ко мне приходило немало обращений от людей с просьбой стать их наставником. Я никогда не реагировал на эти просьбы, ведь есть мои проповеди и информация, доступная на самых разных информационных носителях. Мне не раз говорили о том, что люди, слушающие мои проповеди и читающие мои книги, меняются в лучшую сторону, преображаются, становятся верующими и более осознанно относящимися к предоставленным нам Творцом земным ресурсам. То есть труды мои ненапрасные и приносят пользу.

Я уже долгое время читаю разную литературу – по вопросам психологии, здоровья, самосовершенствования – и понимаю, что все это есть и в аятах, и в хадисах, нужно просто правильно провести параллели и придать этому доступную и понятную словесную форму, чтобы тем самым суметь убедительно вещать на широкие массы, в том числе и на аудиторию, которая редко бывает в мечети, не доходит до мечети, а может, никогда и не дойдет. Тем более если учитывать, что им 25 лет и последние 10 из них они видели и слышали все только плохое об исламе. В некоторых регионах родители боятся отпускать своих детей в мечеть, потому что это ассоциируется у них с чем-то опасным и страшным. У многих современных 30–40-летних в подсознании уже отложилось много негативных представлений об исламе. Мы теряем огромное количество людей, которые формально – мусульмане (татары, башкиры, чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы), но из-за информационного прессинга они очень далеки от религии. Только последние 2–3 года ситуация начала меняться к лучшему, а до этого преступления против человека и человечности напрямую связывали с исламом. К сожалению, сами же некоторые так называемые мусульмане пропагандировали это в Интернете.

Я понимал, что нужно выходить за границы мечети и постараться, чтобы тебя услышало большее количество людей. И мне интересна была работа с теми, в том числе и из моей читательской аудитории, кто хочет расти духовно, интеллектуально и двигаться дальше. Я для себя закрыл тему обсуждения таких, например, вопросов, как можно ли употреблять кефир, квас, дозволено ли слушать музыку и т. п., так как в книгах мной об этом уже написано, на сайте информация также имеется. Думаю, все, что от меня требовалось по богословскому освещению этих тем, я сделал пред Всевышним. Теперь я намерен работать с теми, кто желает двигаться дальше в вопросе самосовершенствования, становления счастливым в земном и в вечном. Время жизни ограничено, и не хочется тратить этот бесценный ресурс на одно и то же.

Работая над переводами Корана и хадисов и вообще находясь в религиозной среде с 1987 года, я вижу, сколько различного рода тормозящих факторов присутствует, в том числе факторов «канонически обоснованных», и вижу, насколько прогрессивна сама тематика священного текста и хадисов заключительного Божьего посланника. Нужно эту прогрессивность открыть, донести до людей, и люди поразятся, насколько все это актуально, современно, интересно.

Что для вас успешность и каковы критерии успешности для религиозного человека?

В свое время я написал материал «В поиске смысла» (он вошел в книгу «Мир души») – достаточно важный, и советую прочитать его всякому, кто дезориентирован в жизни из-за возникшей душевной пустоты либо появившихся «непреодолимых» проблем. Успешность – это умение найти себя и стать профессионалом. Важна успешность в работе над собой, над своими духовными, интеллектуальными, физическими качествами. Очень часто бывает, что люди отвлекаются от важного и нужного на критику или оскорбления, где-то случается психологический надлом: «Наверное, я не смогу», «Думаю, мне не дано», «Я не потяну», «Не хватит сил и возможностей», «Да кому это вообще нужно». Успешность – это в том числе и понимание, что милость Творца безгранична, а в этой связи и возможности человека безграничны, нужно пользоваться ими, веря в безграничность этих возможностей. Успешность – это профессионализм, постоянное совершенствование, стремление стать лучшим. В кораническом аяте говорится: «Опережайте друг друга в совершении благих дел» (см. Св. Коран, 5:48). Показатели успеха – это гармония с самим собой, умение понимать себя, трансформировать себя в лучшую сторону, избавляясь от различного рода вредных стереотипов и навязанных кем-то парадигм, которые тормозят развитие человека, не дают ему стать лучшим.

Вера по определению должна укреплять человека, но часто мы видим, что религия для человека становится фактором слабости, уязвимости. Почему так происходит?

Часто люди становятся религиозными, убегая от какой-то проблемы (душевной, материальной, в отношениях с другими людьми), но, став религиозными, они не изменяются, не совершенствуются, не становятся лучше, а лишь стараются прикрыть религией свое безволие, немощность и слабость. Они не используют каноны религии, чтобы решить проблему. Иные религию воспринимают как таблетку, полагая, что после ее приема проблемы у них исчезнут. Они начинают молиться, менять внешние атрибуты, внутренне при этом также не меняясь. Через некоторое время приходит понимание, что проблемы остались, они не исчезли. Когда проходит эффект новизны молитвы, поста, некоторые люди начинают поддерживать свою слабость и безволие радикальными размышлениями, выходками, действиями, стараются поддержать себя неким противостоянием, борьбой против выдуманного ими врага либо – просто перестают практиковать религию.

А успешность – это когда ты решаешь свои проблемы, достигаешь, преодолеваешь, и религия тебе в этом помогает.

Мнение кого из современников-богословов вам особо авторитетно?

В работе и в повседневной жизни я делаю акцент не столько на конкретном богослове, сколько на изучении им интересующей меня темы и убедительности аргументации, на которой он основывает свое мнение. Но если все же говорить о личностях, то это, например, покойный Мухаммад аль-Газали, которого я считаю очень грамотным богословом прошлого столетия. Масштаб его мысли, к сожалению, недооценен современниками. Из здравствующих это, например, ‘Али Джум‘а и Юсуф аль-Кардави. Относительно последнего можно сказать, что авторитетным для меня является его мнение в богословских вопросах, а не в политических.

Как вы относитесь к понятию «фикх меньшинств»?

Больше 10 лет назад я прочитал книгу Юсуфа аль-Кардави «Фикх меньшинств», мне она показалась очень актуальной и полезной. Многие, например, арабские ученые не смогли бы ее написать, потому что мало выезжают за пределы родного государства, большую часть которого составляют мусульмане. Они могут заявить, что «закон один для всех: Коран и Сунна», но проблема в том, что они не знают всех культурных и ментальных нюансов тех обществ, где мусульмане составляют меньшинство, а потому взгляд этих ученых на священные тексты ограничен их местными традициями, менталитетом и стереотипами. Для лучшего понимания того, о чем я сейчас говорю, полезно прочитать хотя бы одну книгу по нейробиологии.

Например, в одной из моих книг есть исследование «Если жена стала мусульманкой…». То есть если муж и жена из числа немусульман, но жена стала мусульманкой, сохраняется ли ее брак с мужем? Обычно отвечают: «Брак автоматически расторгается». Юсуф аль-Кардави в своей книге «Фикх меньшинств» пишет, что в 70-е гг. прошлого столетия, будучи достаточно молодым, он присутствовал на крупном мусульманском форуме в США, и на нем один из ученейших богословов того времени, доктор богословия Хасан ат-Тураби, заявил о том, что жена может оставаться в браке со своим мужем после становления мусульманкой, даже если супруг не примет Ислам,  причем он убедительно аргументировал свое мнение. Аль-Кардави пишет, что это произвело эффект разорвавшейся бомбы, подавляющее большинство с ат-Тураби не согласилось, следуя устоявшемуся в их обществе мнению. И лишь много лет спустя аль-Кардави понял правоту того ученого, смог посмотреть на Коран и Сунну должным образом, изучив в том числе подробное исследование имама Ибн Кайима по данному вопросу. У многих ученых, которые живут в арабских странах, есть определенные стереотипы, уже на подсознательном уровне они считают, что брак в данном случае автоматически расторгается. И вся причина в том, что в их обществах подобных случаев не бывает, так как на 90–99% оно состоит из мусульман, и именно из-за этого данную тему никто практически скрупулезно не изучал, кроме как в последние десятилетия, когда началась серьезная миграция. На самом же деле семья не разрушается, брак сохраняется, и это – в соответствии с Кораном и хадисами.

Как вы относитесь к стремлению создать отдельную инфраструктуру, в которой мусульманам было бы комфортно и была бы возможность соблюдать все религиозные предписания?

Мы недавно летали в Казахстан, в меню на борту самолета не было халяльных блюд. Это не стало проблемой, так как мы пообедали рыбой, но для себя я отметил, что если один, второй, десятый пассажир спросит о наличии халяльного питания на борту, авиакомпания задумается об этом. Она сопоставит данные о том, скольким людям этот сервис нужен, своей экономической выгоде и примет решение. Если же кто-то из мусульман с целью удобства для верующих решит организовать авиакомпанию, в которой будет именно халяльное питание, то эта затея не станет успешной, так как потребует неимоверно огромного количества денежных средств, которые не окупятся из-за малочисленности клиентов, нуждающихся в данной услуге. Некоторые люди обманываются, говоря себе: «Аллах мне поможет, у меня же благие намерения». Экономический расчет должен быть, тем более если ты привлекаешь чужие финансовые средства. Считаю, что не нужно обосабливаться, необходимо, напротив, на свою сторону привлечь госорганы и коммерческие организации. Они должны увидеть в этом выгоду.

Что касается детских садов и школ, то думаю, что мусульмане должны их открывать для всех, без приставки «мусульманский» и без специального обучения детей религии. Нужны садики, где соблюдается культура взаимоотношений с детьми, гигиена, дозволенность питания, нормы нравственности, учат, например, дисциплине и ответственности за свои поступки пред Богом. К сожалению, в современных садах буквально в двух метрах от детей воспитательницы на Новый год ставят на стол алкогольные напитки и «отмечают» праздник.

Государство последнее время вкладывает огромное количество сил и средств в пропаганду здорового образа жизни, дабы росло здоровое, воспитанное, образованное молодое поколение, и в этом ракурсе мусульмане должны искать в его лице, в лице родного государства, союзника.

Беседовала Диляра Ахметова

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.