Мусульманская община Тверской области
Соборная мечеть в Твери |
Важным объединяющим началом мусульманской общины Тверской области стала соборная мечеть в региональном центре. Решение о ее строительстве было принято местными мусульманами в 1905 году. В то время в целом по Твери в строительстве мечети испытывали необходимость около 300 человек. Сбором документов для получения разрешения на строительство занимался Ф.И. Алышев; он же взял на себя ответственность перед властью губернии за строительство здания как доверенное лицо мусульманской общины города.
17 апреля 1906 года в губернское правление поступило прошение от Ф.И. Алышева, содержащее просьбу утвердить проект и разрешить возведение мечети. К проекту прикладывался документ, на основании которого еще 12 августа 1905 года городская управа выделила под строительство участок земли напротив Земской больницы в конце Миллионной улицы площадью 150 квадратных саженей (315 квадратных метров). После подтверждения согласия о строительстве мечети со стороны различных ветвей власти документы поступили в строительное отделение губернского правления и были рассмотрены 11 июля 1906 года. К тому времени строительство было уже развернуто: с конца апреля 1906 года началось возведение каменных стен, а 3 октября того же года строительство было полностью завершено.
Здание выполнено по образцовому проекту 1844 года в новомавританском стиле. Архитектор – Б.Г. Поляк. Длина здания – 12 метров; протяженность его подчеркнута с помощью членения 6 оконными проемами с подковообразными арками. Зрительному уменьшению массива здания служат звездчатые восьмиконечные окна, а также карниз с элементами местного зодчества. По углам крыши расположены маленькие купола, соединенные зубчатым гребешком, растянутым по всему периметру. В северной части, в углу над входом, расположен минарет – цилиндрическая башня высотой 16,3 метров с куполом; на минарете расположен шпиль здания высотой до 4,5 метров.
Крыша северного объема украшена кирпичным узором в восточном стиле. Вокруг окон располагалась лепнина, которая почти целиком была утрачена по прошествии времени и сегодня подлежит реставрации. Рустовка – чередование горизонтальных полос в два цвета: белого и красного – придает облику мечети особую выразительность и по стилю роднит здание с мечетями Владикавказа и Потсдама. Зал для молитвы имеет вместительные хоры и галереи на уровне второго этажа, куда ведет маршевая лестница. В 1913 году вокруг мечети появилась каменная ограда с металлическими стрельчатыми секциями, соединенными каменными столбами.
На строительство мечети собирала средства вся община (было собрано по подписке в Твери и других городах около 2500 рублей), но основную часть расходов взял на себя Ф.И. Алышев. В целом постройка обошлась в 15 тысяч рублей, оборудование здания – в 2 тысячи.
Торжественное открытие мечети состоялось 27 октября 1906 года в месяц Рамадан; ему предшествовало торжественное богослужение, которое провели петербургский ахун Атаулла Баязитов, московский – Хайретдин Агеев и тверской имам Хусаин Сеид-Бурхан. На открытии мечети присутствовали тверской губернатор, городской голова, начальник Тверского гарнизона, гости из столицы: генерал от кавалерии князь Чингиз-хан, редактор-издатель ряда мусульманских газет, а в будущем строитель первой мечети в Японии Габдеррашид Ибрагимов и другие высокопоставленные лица. Была зачитана телеграмма от имени императора Николая II, в которой «в связи с официальным открытием мечети Его Величество... повелевает для полного завершения строительства пожертвовать две тысячи рублей». После речи губернатора в Общественном собрании Ф.И. Алышев дал по случаю открытия мечети торжественный обед, во время которого ораторы подчеркивали необходимость дальнейшего развития «духовной дружбы» между мусульманами и православными, живущими в Твери. Кроме Твери, мусульманский приход существовал также в г. Бологое, который значится в реестре мечетей и молитвенных домов, куда направлялись метрические книги из ОМДС.
Но в июле 1935 года мечеть была официально закрыта. В советское время в здании размещались различные учреждения, в частности долгое время здесь был ресторан «Восток». Мусульманская община продолжала существовать и в условиях атеистического советского режима. Во время Великой Отечественной войны и вплоть до 1990-х годов в доме у Амины Куруковой по улице Большевиков, 25 (район «Пролетарки») проводились пятничные намазы, а неофициальные муллы Джафар Аляутдинов, Джафар Амиров совершали все необходимые религиозные обряды. Кроме того, в более позднее время «народными имамами» были Ахир Бавлютов, Яхья Измайлов, Исмаил Файзрахманов и др.
Последний стал официальным имамом в 1992 году, когда здание мечети было возвращено мусульманам. В 1990-х годах мусульманская община Твери была представлена двумя группами. Первая – потомки нижегородских и пензенских татар, которые группировались вокруг «народных имамов» и пожилых мусульман, соблюдавших обряды ислама; кроме Твери, крупное поселение этой группы татар-мишарей было также в поселке Спирово. Вторая – разрозненная группа выходцев из Татарстана и Башкортостана, поселившихся в Твери в послевоенный период, значительная часть которых даже не подозревала о существовании первой группы. Знакомства и встречи земляков послужили толчком к созданию национально-культурного центра, который был зарегистрирован в январе 1998 года. Инициатором создания явился директор фирмы «Сибиком» Марат Бахтиев.
По переписи 1989 года, мусульманское население испытало весьма существенный рост. Общая численность общины составила уже 18,6 тысяч человек (1,1% населения области), из них выделялись татары (6,3 тысячи), азербайджанцы (2,1 тысячи), чеченцы (1,8 тысяч), узбеки (1,4 тысяч), казахи, лезгины, киргизы, туркмены, башкиры, таджики, аварцы, табасаранцы, даргинцы, кумыки, ингуши, кабардинцы, лакцы, ногайцы.
Еще большей численности община достигла по итогам Всероссийской переписи в 2002 году: 24,7 тысяч человек, или 1,7% общего населения. Выделяются следующие этнические общины: татары (6,7 тысяч), азербайджанцы (4,6 тысяч), чеченцы (2,7 тысячи), таджики (1,2 тысяч), узбеки, лезгины (по 1 тысяче), аварцы, башкиры, даргинцы, ингуши, казахи, табасаранцы, туркмены, арабы, кумыки, лакцы, карачаевцы, киргизы и др. В последние годы наблюдается значительный приток населения из Центральной Азии.
В 1998-2003 годах имам-хатыбом мечети являлся Фанис Билялов, впоследствии возглавивший производство халяльных мясопродуктов в Тверской области. С 2003 по 2010 годы имам-хатыбом являлся Рустам Мусин; с 2010 года – Таир Сайфутдинов, переехавший из соседнего Иваново. Общественную деятельность бессменно курирует Фарит Батыргареев. В области действуют молельные дома в Торжке, Вышнем Волочке, Удомле, Конакове.
Мусульманская община Тверской области отличается высокой степенью социальной активности, стабильным уровнем взаимоотношений с властями области и региона. Благодаря таким отношениям во многом удалось произвести ремонт мечети Твери, причем сделать это в рамках федеральных программ по сохранению архитектурного наследия. Все общины Тверской области входят в состав ДУМЕР, руководство которого во главе с шейхом Равилем Гайнутдином неоднократно посещало древний русский город с богатой мусульманской историей.
В тексте использованы материалы из книги Ф.Б. Батыргареева «Татары в Тверском крае» (Тверь, 2004); О.Н. Сенюткиной, А.В. Макарова, опубликованные в энциклопедическом словаре «Ислам в центрально-европейской части России» (М. – Н. Новгород, 2009).
Ахмад Макаров
Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре» - № 5 (211), май 2013 г.