Нести людям слово Всевышнего
Председатель мусульманской религиозной организации г. Твери, имам-хатыб Тверской соборной мечети Таир-хазрат Сайфутдинов |
В гостях у редакции газеты «Ислам минбаре» – Таир-хазрат Сайфутдинов, председатель мусульманской религиозной организации г. Твери, имам-хатыб Тверской соборной мечети.
– В вашей биографии много необычного. Родились в центре России – в Иваново, а детство и юность прошли в Средней Азии…
– Это действительно так. Мой отец родом из села Старые Чукалы Дрожжановского района Ульяновской области, а мама – из села Анды Сергачского района Нижегородской области. Когда я учился в 3 классе, родители переехали в город Ангрен Ташкентской области. Это было связано с их работой. Тогда многие жители Советского Союза так «путешествовали». Там я окончил школу, а затем и строительный техникум. Мы жили в самом городе, достаточно многонациональном, населенном людьми разных культур. Я часто наблюдал, как местные мусульмане приезжали на рынок и с наступлением времени намаза, прямо в поле расстилали коврики и совершали намаз. Мои родители с детства заложили в моем воспитании то, что всегда нужно помнить об Аллахе и что всякое дело необходимо начинать со слов «бисмиллях» – «во имя Аллаха».
По окончании техникума я вместе с родителями вернулся в Иваново. Служил в армии, строил жилые дома, текстильные фабрики, несколько лет был в командировке в Монголии. А возвращение домой совпало с началом перестройки. В какой-то момент я стал ощущать некий «вакуум» в душе, не хватало чего-то духовного, важного, главного в жизни.
В 1996 г. я поступил учиться в медресе Тюмени. Спустя три года вернулся в Иваново, где в это время было положено началу строительства мечети. Нам выделили помещение для занятий воскресной школы сначала в средней школе №27, а затем в школе №18, где я преподавал арабский язык, акиду, основы ислама. Ф.У. Ляпин, председатель МРОМ г. Иваново, оказал мне всемерную поддержку и в плане работы, и в личном плане, за что я ему очень благодарен.
– Вы учились еще и в знаменитом Каирском университете «аль-Азхар»?
– Летом 2002 г. была достроена мечеть в Иваново, и уже на следующий день я вылетел в Каир. Я учился в университете «аль-Азхар», но вначале – на курсах арабского языка при центре «аль-Фаджр» министерства образования Египта. Из Каира я вернулся в 2006 г. Надо было бы еще поучиться, но необходимо было продолжать работу в воскресной школе, читать проповеди, воспитывать умму.
– Как вы стали работать в Твери?
– Летом 2010 г. шейх Равиль Гайнутдин предложил мне возглавить общину в Твери. Здесь необходимо было выстроить курс по воспитанию уммы через проповеди, преподавание в воскресной школе... 7 июня 2010 г. я стал имам-хатыбом Соборной мечети города Твери и председателем местной религиозной организации.
Первым делом мы переизбрали Совет МРОМ. В него вошли инициативные активные и глубоко верующие люди. Внутренний ремонт в исторической Тверской мечети был произведен за счет государства, т.к. мечеть является архитектурным памятником, но внешний облик здания оставался неприглядным. Вместе с моим помощником Ф.Б. Батыргареевым мы стали собирать средства на реконструкцию фасада, и это нам удалось на средства общины. Пусть Всевышний Аллах примет это благое деяние от всех, кто внес свою лепту в это благое дело.
В историческом здании всего одно учебное помещение. Мы набрали 9 учебных групп: мужских, женских и детских. Кто-то занимается по вечерам, кто-то, наоборот, с утра, большинство групп в выходные дни. Пятничные проповеди записываем в формате МР-3 и DVD: это очень важно для того, чтобы прихожане могли взять произнесенную проповедь домой на электронном носителе и дать просмотреть своим домашним. Необходимо, чтобы приобщение к вере шло одновременно у всех членов семьи. Дети из воскресной школы регулярно участвуют в Конкурсах чтецов Священного Корана, в т.ч. и в Москве, занимают почетные 2-3 места.
Мы обращаемся к властям города и области по поводу разрешения под строительство Центра Мусульманской культуры. Предполагаем, что он будет располагаться за чертой города. Центр нам необходим для проведения ритуальных услуг (т.к. у нас нет помещения для того, чтобы помыть и проводить в последний путь умерших), проведения конференций, обучения детей культуре поведения, традициям и т.д. В центре можно будет разместить и классы воскресной школы, и молельный зал, и конференц-зал для собраний и семинаров, встреч.
– Как строятся взаимоотношения общины с органами власти?
– Новый губернатор Тверской области А.В. Шевелев понимает наши проблемы, относится к их решению конструктивно. С прежним губернатором также были нормальные взаимоотношения, хотя и «недостаточные».
Теперь многие вопросы решаются быстро и четко. Например, нам предоставили прекрасный участок на берегу Волги для проведения исламских праздников. Место очень красивое. Нам предоставили охрану силами МВД и ГИМС, осуществляющую охранные действия на водных путях.
Перед праздником городские власти организовали по нашей просьбе брифинг для СМИ, где были даны подробные разъяснения о значении и порядке проведения Ураза-байрама, были ответы на вопросы. Курбан-байрам мы не смогли провести на этом участке из-за погодных условий.
Я являюсь членом Общественного совета при УВД. По мере сил принимаю участие во многих заседаниях совета. Работаем в тесном контакте с органами юстиции. По нашей инициативе распространяем среди прихожан брошюры из серии «Правовое просвещение населения». Заключили соглашение о сотрудничестве с УФСИН. Один из моих помощников регулярно посещает исправительную колонию в Твери, сизо. Я сам объезжаю колонии в регионе. Их около 14, и все их посетить пока не удалось, да и расстояния немалые. Кадровый вопрос для нас актуален: непросто везде успеть.
Из наших прихожан есть добровольцы, в основном молодежь, кто хочет безвозмездно оказывать помощь в благоустройстве города – убирать мусор, заниматься озеленением.
– Тверская мечеть не вмещает всех прихожан во время джума. Как можно решить вопрос?
– В день джума у нас собирается на намаз до 900 человек, а историческая мечеть вмещает не более 500. Увеличить площадь мечети пристройками нельзя – это архитектурный памятник. Построили два крытых больших временных навеса, которые перед джума прогреваются тепловыми пушками, но это временное решение.
– Как выстраиваете отношения с представителями других конфессий?
– Представители православной епархии нас приглашают на мероприятия. К примеру, мы участвовали в конференции «О запрете на аборты», в празднике «День матери» в Ржеве. Католический храм находится напротив мечети. У нас прекрасные отношения с настоятелем отцом Мареком, ходим друг к другу в гости, читаем книги. Мы часто вместе участвуем на встречах и мероприятиях, которые проводятся в городе. Синагога расположена от нас чуть дальше, чем католический храм – в 500 метрах примерно, но это не мешает нам иметь дружеские отношения.
На праздники Ураза- и Курбан-байрам традиционно приглашаем представителей всех конфессий и, конечно, представителей областной и городской администраций, председателей всех диаспор, угощаем традиционными блюдами мусульман. К примеру, прошедший Ураза-байрам организовывали наши братья азербайджанцы и все столы были накрыты только азербайджанскими блюдами, а на Курбан-байрам инициативу по угощению проявили наши братья дагестанцы. Все было прекрасно, и все наши гости были очень тронуты таким гостеприимством и угощением. Все это способствует человеческому сближению, взаимопониманию, толерантности и пониманию культуры и традиций друг друга.
Во время Ураза-байрама благочинный Торжокского благочиния обратился к собравшимся словами приветствия «Ас-саламу алейкум…». Мы все имеем единого Бога. Всевышний учит нас говорить с людьми Писания о том, что между нами нас общего, о том, что нас сближает, а не о том, что разъединяет. А всех нас сближает вера, наша общая Родина, любовь к ней. Мы все должны быть верными детьми своей Родины. К этому мы стремимся, оставаясь мусульманами и гражданами своего государства.
Беседовала Нина Зотова
Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре» - № 5 (211), май 2013 г.