закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


9 августа 2013 12:01   Москва 

Дамир Мухетдинов: мечети в России в Рамадан были переполнены верующими

Дамир Мухетдинов: мечети в России в Рамадан были переполнены верующими
Дамир Мухетдинов: мечети в России в Рамадан были переполнены верующими

Священный месяц поста Рамадан у мусульман завершился в четверг началом трехдневного праздника Ид Аль-Фитр (в переводе с арабского — праздник разговения, по-тюркски — Ураза-байрам). В эксклюзивном интервью РИА Новости первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), руководитель аппарата ДУМЕР Дамир Мухетдинов рассказал о духовном смысле поста Рамадан и о том, какой процент верующих реально его соблюдает, о том, какие трудности и испытания сопутствовали мусульманам во время поста в этом году и особенностях празднования Ураза-байрама в столичном регионе, о необходимости борьбы с нелегальной миграцией и строительства новых мечетей в Москве и других регионах РФ.

- Уважаемый Дамир-хазрат, 8 августа завершился священный для мусульман месяц поста Рамадан. В чем заключается духовный смысл Рамадана? Какие события вспоминаются в это время?

— Посланник Аллаха (мир ему) неоднократно в своих изречениях напоминал верующим, что главный смысл поста не только в воздержании от еды и питья, а, прежде всего, в облагораживании своего нрава. Поэтому Посланник Аллаха постоянно подчеркивал: если вы не воздерживали свой язык, свою плоть, свои помыслы от дурного — злословили, кого-либо осуждали, оскорбляли, нарушили тот духовный баланс, который Господь изначально даровал верующему человеку в его первозданном, чистом виде, то, значит, вы не соблюли пост. В хадисе приводится пример, когда две женщины-мусульманки вечером пришли к посланнику Аллаха и попросили у него пропитание для разговения, на что он ответил: "Вы сегодня не постились". Они клялись Всевышним Творцом, что постились. Но он сказал: "У вас между зубами застряло мясо — вы поедали мертвечину вашего брата, дурно о нем отзываясь".

Поэтому верующие должны прежде всего обращать внимание на духовный смысл поста, проявлять сострадание к близким, к окружающим… И Пророк (мир ему) учит нас: если кто-нибудь нас оскорбляет, ругает или у нас накопилось на кого-то много гнева, мы должны сказать: "Поистине, я постящийся".

Месяц Рамадан знаменателен еще тем, что, пожалуй, все величайшие события, касающиеся мусульманской уммы, происходили во время этого месяца. Прежде всего, это ниспослание Священного Писания: когда пророк Мухаммад пребывал в пещере Хира на горе Нур, к нему снизошел ангел Джабраил и прочитал ему первые аяты Священного Корана, аяты суры "Аляк" ("Сгусток").

Также верующие мусульмане отмечают в дни Рамадана Ночь предопределения и могущества — Лайлят уль-Кадр. Именно в эту ночь состоялось ниспослание Священного Корана из аль-ляух уль-махфуз — хранимой скрижали, в которой записаны все деяния и события от начала до конца мироздания. И уже в дальнейшем Коран ниспосылался Посланнику Аллаха (мир ему) в течение более чем 20 лет.

Также для верующих важно, что при жизни пророка Мухаммада (мир ему) в VII веке именно в месяц Рамадан закончилось противостояние между идолопоклонниками Мекки и верующими мусульманами. Напомню, что идолопоклонники Мекки даже покушались на жизнь Мухаммада после начала его миссии, из-за чего Пророк вместе со своей общиной переселился в Медину. Через несколько лет противостояния случилось так, что преследовавшие мусульман кланы в Мекке сдались и отказались от дальнейшей борьбы с мусульманами. Мусульмане отмечают это событие как Фатх Макка — бескровное освобождение, открытие Мекки.

Многие события из истории ислама приходились именно на месяц Рамадан, потому что это месяц активной жизненной позиции. Хотя голод, жара и различные другие лишения делают человека, с одной стороны, немощным, слабым, но, с другой стороны, у него открывается внутренний потенциал. Часто общаясь с верующими, я могу отметить, что после совместной молитвы мы чувствуем себя как никогда физически крепкими и здоровыми… Значит, соблюдение поста было осуществлено верно.

- По вашим наблюдениям, какой процент верующих мусульман в Москве, в других регионах России реально соблюдают пост в месяц Рамадан? Растет ли, по сравнению с прошлыми годами, число верующих, добросовестно соблюдающих пост?

— Очевидно, что число соблюдающих пост из года в год увеличивается. Стоит отметить, что в этом году в некоторых регионах была довольно высокая температура, стояла жара, отсутствовали дожди, в отличие от нашей Центрально-Европейской части России, поэтому для верующих это было серьезным испытанием. В связи с особенностями лунного календаря он постоянно передвигается относительно солнечного приблизительно на 11 суток в год. Полный цикл оборота лунного календаря в отношении солнечного занимает порядка 30 лет. Таким образом, пост в летние месяцы, аналогичный сегодняшнему посту, в последний раз происходил в начале 1980-х годов. Поэтому для многих молодых мусульман, которые только совсем недавно, уже в постсоветское время приобщились к исламу, наверное, впервые довелось встретиться с таким испытанием — соблюдать пост в месяц июль, когда выпадает самый длинный, продолжительный день…

И тем не менее буквально на днях мы проводили Ночь предопределения и могущества в одной из деревень в Нижегородской области и с большим трудом могли найти там свободное место для прихожан, чтобы разместить их для совершения молитвы. Все три мечети в селе были полностью заполнены верующими. А это говорит о том, что у людей огромная тяга к религии, тяга именно к духовному, к очищению. И это несмотря на продолжительность дня и летнюю погоду.

Доподлинно все известно только Господу Богу. Есть хадис Пророка (мир ему) о том, что все дела — для человека и только пост для Всевышнего Творца. Имеется в виду, что многие виды поклонения человек может демонстративно совершать, но о посте знает лишь сам человек и Всевышний. Ведь никто не знает, что делает человек, оставшись наедине с собой — ест он, пьет или совершает какие-либо дурные поступки… Поэтому говорить о проценте применительно к посту, наверное, было бы некорректно — это Всевышний Творец знает, видит и принимает. Но мы констатируем тот факт, что количество людей, приходящих на ночные молитвы, а ночная молитва напрямую связана с постом, значительно увеличивается каждый год.

И мы были очень приятно удивлены, счастливы, рады, что мечети в наших городах, в российской глубинке во время Рамадана были переполнены верующими людьми. Это отмечают все наши имамы и главы региональных духовных организаций.

- Вы уже отчасти об этом сказали, но все же, как для вас, для российской уммы прошел Рамадан в этом году? Какие трудности, испытания, может быть, сопутствовали мусульманам в это время, что вы могли бы отметить? Какие события в России, в мире вызвали негативный отклик в среде уммы?

Самое главное, что замечают все наши прихожане, это те испытания, которые выпали на мусульман Ближнего Востока. Мы не можем без слез, без уныния наблюдать за тем, что творится в Египте, в Сирии. Постоянные катаклизмы, кадры убитых детей, стариков, женщин… И верующие люди, вне зависимости от пола и возраста, задаются вопросом: почему в священный месяц Рамадан люди посягают на жизнь, совершают кровопролитие, насилие и не могут унять свой гнев, свой пыл, свою вражду, ненависть по отношению к таким же верующим братьям и сестрам, как и они сами? Вот это главное, что постоянно коробило верующих людей, то, что мучило нас, вынуждало искать ответы на эти вопросы…

Что касается Российской Федерации и прежде всего Москвы, Подмосковья, нас, конечно, не может радовать то, что в обеденное время мы видим большое количество наших единоверцев-мусульман, не соблюдающих пост. Это могут быть и мигранты, и коренные жители. Бог им судья, возможно, у них есть свои объяснения несоблюдения поста. Но когда мы это видим, сердце все равно наполняется печалью, потому что ислам учит: даже если вы не соблюдаете пост, вы не должны это демонстрировать. То есть, даже если у вас с точки зрения шариата есть уважительная причина не соблюдать пост, вы должны принимать пищу в укромном месте, чтобы тем самым не способствовать размножению, увеличению греха, пропаганде несоблюдения поста.

Можно еще отметить те инциденты, которые происходили перед пятничными молитвами в ряде городов Подмосковья, и, возможно, еще и в других городах. Мы понимаем, что есть понятие плановой проверки и наведения порядка в сфере миграционной политики, и всегда стараемся с пониманием к этому относиться, но при этом нельзя вести себя как слон в посудной лавке или подобным тем, кто разбрасывается камнями в стеклянном доме. Если мы наводим порядок, нужно делать это предельно корректно, соблюдая элементарное уважение друг к другу. Если речь идет о правоохранительных органах, то, наверное, было бы правильно, чтобы верующие люди могли прочитать пятничную молитву, тем более это время поста и они и так пребывают в тяжелых физических условиях. Если же до пятничной молитвы проводят облаву, паспортный контроль, просят людей покинуть здание мечети и потом их до девяти вечера еще не отпускают, то, конечно, это неприятно и много дискомфорта приносит…

Вообще, как сказал наш муфтий шейх Равиль Гайнутдин, главная трудность, главное испытание, о котором думали и которого боялись верующие, — это длительный изнурительный день в июле. Хотя, например, наши отцы и матери, которые 30, 60 лет назад соблюдали пост в Советском Союзе, вспоминают, что, в отличие от нас, не жили тогда в таких хороших квартирах, не ездили на машинах с кондиционерами, не питались тем, чем питаемся мы, и при этом еще постоянно работали в колхозе под раскаленным солнцем, пахали, сеяли, стояли у станка. "Однако, — говорят они, — мы соблюдали пост и достойно это испытание от Господа перенесли". "А вы, — говорят, — в тепличных и довольно-таки комфортных условиях пребываете". И в таких условиях не соблюдать пост было бы еще более греховным.

Отрадно, что многие жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, других городов отправились в свои родовые села и весь месяц Рамадан провели в кругу детей, внуков, ближайших родственников… Я посетил много наших мусульманских сел и видел, что люди как никогда были счастливы и увидели другую сторону того, что пост пришелся на летний период времени, когда можно просто взять отпуск и провести его в поклонении и еще со своими родственниками где-то в мусульманской среде…

- Совсем недавно в Махачкале произошло убийство имама одной из городских мечетей, шейха Ильяса Ильясова… Убийство было совершено в священный для мусульман месяц Рамадан. На ваш взгляд, какие цели преследуют организаторы, исполнители этого и подобных этому преступлений, когда убивают мусульманских религиозных лидеров и общественных деятелей? В России это проблема только для Северного Кавказа?

— К сожалению, после того как прогремели взрывы в Казани (убийство 19 июля 2012 года заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова и покушение на тогдашнего муфтия РТ Илдуса Файзова — ред.), убийство религиозных деятелей уже стало проблемой не только для Северного Кавказа. Религиозные деятели подвергаются насилию в разных уголках нашей страны. В прошлом году убийство имама Валиуллы-хазрата в Казани во время священного месяца Рамадан опечалило нас, в души, в сердца людей зашла печаль и скорбь…

Убийство шейха Ильяса Ильясова — это террористический акт, угроза, это попытка запугать мусульман в эти светлые дни Рамадана, сломать дух верующих людей, запугать духовенство, чтобы оно, может быть, не так активно вело пропаганду против насилия, против экстремизма и терроризма.

Понятно, что преступники пытаются запугать ту часть верующих, религиозных деятелей, которые в течение последнего десятилетия ведут с ними неустанную борьбу в деле пропаганды исламских ценностей, в деле сохранения межрелигиозного, межконфессионального мира в нашей стране. Понятно, что есть наемники, провокаторы, специально обученные люди, которым бы не хотелось, чтобы такая многонациональная и многоконфессиональная страна, как Россия, жила в мире и согласии.

К сожалению, уже на примере Советского Союза все мы прекрасно видели, как супердержава перестала существовать не в результате массированной бомбардировки или сброса атомной бомбы, а по причине неурегулирования в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений. И сейчас те, которые убивают имамов, религиозных деятелей, учителей, ректоров исламских вузов, на самом деле стреляют по каждому россиянину, по каждому конкретному гражданину, по миру и безопасности нашей страны, пытаясь превратить ее в место постоянно тлеющего межнационального, межконфессионального конфликта.

Если этот механизм будет запущен и обществу не удастся сдержать эти силы, то мы можем опять прийти к повторению тех страшных событий, которые произошли в 90-е годы на момент распада Советского Союза. Наверное, этого и добиваются те, которые раскачивают мир на Северном Кавказе и пытаются перенести свою деятельность на территорию Поволжья и Урала.

- Известно, что столичные власти откроют несколько дополнительных площадок для празднования Ураза-Байрама и еще около 30 площадок будет открыто в Подмосковье. Достаточно ли этого, чтобы принять всех верующих, чтобы проводимые мероприятия не вызывали транспортных коллапсов и вообще не вносили бы серьезных изменений в обычный распорядок жизни города?

— Мы крайне признательны властям Москвы и Подмосковья, что они проявляют такую заботу о гостях, трудовых мигрантах и коренных жителях, что им предоставляют возможность проводить праздничную молитву. Мы уже не первое десятилетие являемся свидетелями того, что более чем 100 тысяч мусульман на праздник не помещаются в четыре мечети Москвы. Думаем, что попытка создания 30 дополнительных площадок в Подмосковье разгрузит центр столицы. И действительно, зачем человеку, если он проживает в Щелково, в Домодедово или где-то еще в Подмосковье, ехать в Соборную мечеть и тем самым подвергать себя дополнительным трудностям, когда молитва Всевышнему Творцу принимается в любом месте, если она сделана от искреннего сердца?..

Но вообще, к сожалению, в условиях, например, Москвы мы очень ограничены в проведении праздничных молитв в том объеме, в котором предписывает наша религия. Праздничную молитву в исламе рекомендуется совершать на просторных площадках, чтобы как можно больше верующих смогло принять в ней участие. Пророк говорил: пусть ваши женщины, молодые девушки, даже пребывающие в состоянии ритуальной нечистоты, приходят на праздник прослушать проповедь и выделить свою милостыню нищим, нуждающимся, больным и так далее.

Однако в Москве даже для верующих мусульман, для которых соблюдение пятничной, праздничной молитвы является с канонической точки зрения, в отличие от женщин, обязанностью, — даже для них не находится свободного места не то что в мечети, а даже на прилегающих территориях, во дворах мечети. Приходится иногда занимать проезжую часть, тротуары, тем самым принося неудобства согражданам или тем, кто проживает вблизи мечетей. А если бы мы еще приводили на эти праздники наших детей — допустим, у меня в семье трое детей — если бы каждый имам привел с собой своих троих-четверых-пятерых детей, то в Москве не до 200 тысяч, а до миллиона верующих собирались бы на праздники…

И мы призываем всех граждан быть друг к другу доброжелательными, терпеливыми. Когда, мы видим, отмечаются православные праздники, перекрываются улицы, набережные, мы радуемся за наших православных сограждан. Значит, у них прибавится духовности, искренности, значит, Господь будет еще больше хранить и оберегать нашу страну, наши города, наше население от невзгод и печалей. И хотелось бы, чтобы верующие и других конфессий — а я уверен, что настоящий верующий именно так это и воспринимает — радовались за своих сограждан мусульманского вероисповедания.

- Как, кстати, ведутся переговоры со столичными властями по поводу строительства новых мечетей, есть ли взаимопонимание по этому вопросу?

— Мы уже слышали неоднократно, как мэр города говорил, что по его оценке четырех мечетей для Москвы достаточно, с учетом строительства Московской Соборной мечети. Наш духовный лидер шейх Равиль Гайнутдин также неоднократно озвучивал позицию столичных мусульман: нам бы хотелось, чтобы в ближайшей перспективе в каждом административном округе Москвы появилось бы по одной мечети.

Причем мусульмане никогда не требовали, чтобы в одночасье, именно в этом году, сегодня построить сразу же еще шесть мечетей. Мы говорим о постепенном строительстве: возвести один храм, сдать его в эксплуатацию, найти общий язык с верующими, с жителями близлежащих домов, начать возведение нового храма на том месте, на которое укажут власти города. Может быть, это будет не в районе компактного расселения городских жителей, чтобы снять определенный момент недоверия, напряжения. Может быть, это окажется некая свободная зона, не парковая — свободная от застроек и высоких, монолитных домов. Думаю, что этот вопрос будет решаться, несмотря на ранее сделанные заявления. Жизнь подчас корректирует многие наши намерения и высказывания.

Если мусульмане перестанут собираться в законных храмах, публичных местах, то у нас есть опасения, что они начнут собираться массово на квартирах. И тогда вместо наличия пяти-десяти мечетей в Москве в ближайшее десятилетие мы можем получить сотни, тысячи неконтролируемых молельных комнат на квартирах. Когда люди в количестве 10-30-40 человек будут собираться в двух- трехкомнатных квартирах, в общежитиях, где-то на заводах, в ресторанах, в кафе…

В конце концов, в том же Париже, Лондоне, в других столицах европейских стран — сотни мечетей, сотни молельных домов. Поэтому, думаю, несмотря на делаемые заявления, жизнь их отчасти скорректирует, поможет нам найти некую «золотую середину», взаимопонимание, гармонию.

- Насколько остро для столичного региона стоит проблема нелегальной миграции, если вспомнить и массовые задержания в столичных торговых точках после инцидента на Матвеевском рынке… Как работает с данной категорией граждан ваше духовное управление?

— Нелегальная миграция была и будет, и связано это с тем, что миграция — это вообще прибыльный бизнес, это огромная сфера, в которой так или иначе заинтересованы разные стороны, те, кто на этом несправедливо наживается. Кто-то, может быть, продает квоты, кто-то трудоустраивает, выдает медицинские полисы, разрешения на работу и так далее…

Тот факт, что Москва один из самых благополучных регионов нашей страны, где самые высокие зарплаты, огромный выбор вакансий, будет всегда притягивать большое количество людей, мигрантов, причем далеко не только из стран Средней Азии… Но думаю, что у государства при желании, при наличии политической воли есть все механизмы и инструментарий навести в этой сфере порядок. Мы же видим, как Сергей Семенович Собянин активно пытается навести порядок в сфере миграции в канун выборов столичного мэра. Я думаю, что москвичи, коренные жители к этому относятся с пониманием, но хотелось бы, чтобы все это носило все-таки системный характер. Чтобы по прошествии выборов эта тема не была опять спущена на тормозах. Мы как духовные лидеры за то, чтобы в наши города, в нашу страну приезжали прекрасные специалисты и те трудовые мигранты, которые соблюдают законы нашего государства и уважают традиции, обряды того социума, в который они попали…

Хотя и наши православные собратья должны понимать, что речь идет не только об уважении русских, православных традиций, но и, когда они попадают в социум, которые мы традиционно называем татаро-башкирским, с нашими татаро-башкирскими традициями и обрядами, со своей спецификой сложившихся взаимоотношений, — мы хотим, чтобы они также понимали и принимали и нас, то, как устроена наша жизнь.

В общем, думаю, что тех людей, которые хотят добросовестно заработать на новом месте, прокормить свою семью, оставить после себя добрый след, их нужно принимать, нужно оказывать им поддержку, как духовную, так и административную, и наше духовное управление этим активно занимается.

Наверное, любой здравомыслящий политик, начиная от главы государства, понимает, что мы нуждаемся в трудовых мигрантах, чтобы обеспечить рост экономики. Россия всегда была гостеприимным государством. Но мы при этом против того, чтобы люди, приехавшие сюда, воспринимали нашу страну как некий полигон, где можно перевернуть все вверх дном, выжать отсюда всевозможные ресурсы, оставить после себя кучу проблем и вернуться на свою родину. Мы против этого.

Да, наш народ всегда славился своим гостеприимством. Мы помним историю, когда благодаря бакинской нефти в советское время мы смогли задержать наступление фашистов на территорию нашей страны. Мы помним хлебный Ташкент, когда миллионы наших советских сограждан были эвакуированы в регионы Средней Азии и среднеазиатский народ с распростертыми объятиями принимал их — людей разных вероисповеданий и национальностей…

То есть общность истории нас объединяет как некая духовная составляющая, но хотелось бы, чтобы эти моменты чаще звучали в эфире, в проповедях, чтобы мы чувствовали некую общность такого огромного в прошлом советского государства, общность нашего нынешнего евразийского пространства. Весь мир сейчас стремится к объединению, и если уж нашему государству судьбой начертано быть евразийским государством — видимо, такое для нас предопределение, — то чем быстрее мы найдем точки, которые нас объединяют и духовно скрепляют, тем скорее будет легче и мигрантам, и нам.

- Вы курируете деятельность региональных общин в центральной России — какие первоочередные проблемы там стоят перед мусульманской уммой? Можно ли утверждать, что там те же проблемы, с которыми сталкиваются члены уммы в столице?

— Во многих регионах главные проблемы — это отсутствие мечетей. Есть регионы, где, к сожалению, в 1990-е годы по разным причинам не смогли построить мечети, и сейчас они сталкиваются с проблемой землеотвода и возведения храма. Общая международная обстановка вокруг ислама, вокруг мусульманских стран накладывает свой отпечаток. Порой внутрироссийские катаклизмы, подобные событиям в городе Пугачев Саратовской области или на рынках Москвы, такие подчас бытовые проблемы перерастают в сопротивление межнациональное, межконфессиональное… И, конечно, гражданское население часто выступает против институционального обозначения мусульман как некой части населения с особыми правами на особый храм, на храм иной религии, иной конфессии. Поэтому там, где мечети нет, это главная проблема.

Взять так называемую традиционную русскую глубинку — Воронеж, Тамбов, Смоленск… Там были мусульмане в советское время, но их количество, может быть, исчислялось тысячами и, в основном это была однородная нация — это были татары, немного башкиры; а сейчас это разнообразная палитра — и мигранты из Средней Азии и Закавказья, граждане России из Северокавказских республик. При этом в Черноземье, в Центрально-Европейской части России значительно сократилось количество татар. И взаимоотношения внутри мусульманской общины там накладывают свой отпечаток, поэтому сказать, что там те же проблемы, что и в Москве будет не совсем корректно.

При этом сохраняется тенденция на быстрый прирост количества приезжих и сокращение коренного населения, и это касается не только русских, но и татар.

Кроме того, в регионах происходит обновление, омоложение уммы, мы наблюдаем все больше и больше молодых мусульман. Молодость уже по определению несет в себе, с одной стороны, положительные моменты, такие как социальная активность, желание что-то созидать, приносить пользу. Но она же часто несет с собой и ошибки, и отчасти, может быть, дурачества, агрессию, отсутствие терпения, здравого смысла и взвешенности. И поэтому в некоторых регионах мы видим проблему радикализации мусульманского сообщества, когда публично совершаются или оглашаются такие вещи, которые исторически были неприемлемы для нас, россиян. Мы привыкли жить в мире и согласии с коренным населением, с христианами, иудеями, представителями других конфессий. А есть люди, которые больше делают ставку на некую такую самоидентификацию, позиционирование себя в ущерб интересам других. Но так как эти группы все же малочисленны, несмотря на то, что активны, хотелось бы надеяться на то, что местные жители будут сообща решать возникающие проблемы, находя общий язык с властями и друг с другом.

- Месяц Рамадан завершается праздником Ураза-Байрам, одним из двух главных праздников в исламе. Что вы скажете во время проповеди, обращаясь с поздравлением к верующим на праздник Ураза-Байрам?

— Прежде всего, мы напомним о том, что все верующие достойно прошли это испытание месяцем поста, и главный наш призыв — это сохранить, не растерять то, что они приобрели во время поста: благородство своей души, свои высокие порывы, высокие мысли, желание служения своему народу, Отечеству, и вот эту огромную неутолимую жажду совершения добра. Как сказано о Пророке: во время Рамадана в совершении добрых дел он был похож на ураган, он стремился, он хотел всех и вся опередить. Нужно, чтобы верующие и до, и после Рамадана не были толстокожими, не понимающими страждущих, нуждающихся, проходящими мимо них, не подающими им, не приветствующими…

Мы пытаемся донести до наших верующих, чтобы они берегли Рамадан и не растеряли все то благо, ту добрую энергетику, которую приобрели, и надеялись, уповали на милость Всевышнего, что Господь облагодетельствует их раем в Судный день.

РИА Новости

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.