Рамиль Садеков: Убеждать людей великой силой слова Священного Корана – это задача имама
Рамиль Садеков: Убеждать людей великой силой слова Священного Корана – это задача имама |
В марте 2013 года Рамиль-хазрат Садеков был назначен первым имамом и председателем совета Исторической мечети Москвы. Этому предшествовала долгая работа в качестве имама-хатыба Исторической мечети, а до того – учеба в знаменитом университете «Аль-Карауин» в Марокко.
Традиционный вопрос – откуда Вы родом? Каков был Ваш путь к вере?
Я коренной москвич. Родился в районе Перово, а вырос уже в Ясенево. Там и школу окончил. Очень набожными были бабушка со стороны отца и прабабушка со стороны мамы. Они читали намаз, а как вы знаете, намаз – это основа веры. Прабабушка Фатиха жила в поселке Урга Нижегородской области. Верующим человеком была тетушка Зулейха. Она также проживала в Нижегородской области, а переехав в Москву, стала постоянной прихожанкой Соборной мечети на проспекте Мира. Религиозные традиции всегда соблюдала моя мама - Равза. Она приглашала священнослужителей из татарской общины домой. Я с детства слышал молитвы, слова намаза. Уже в школьном возрасте я стал осознавать себя верующим человеком, причастным к исламу. Стал ограничивать себя в некоторых вещах, которые не соответствуют исламскому мировоззрению. Например, не посещал школьные вечеринки и дискотеки, где был и алкоголь и довольно «свободные» нравы.
Я уделял много внимания учебе, отдавал предпочтение гуманитарным наукам – истории, обществознанию. Отметки были хорошие. Была мечта поступить на исторический факультет МГУ. Однако на вступительных экзаменах проходных баллов я не добрал, «блата», как говорили в те времена, не имел. Поступать в другие учебные заведения не захотел, хотя, наверное, мог пройти. Пошел работать на предприятие «КБ ТОЧМАШ». Там обучался и получил профессию «токаря-оператора станков с ЧПУ – числовым программным управлением». Через год мне исполнилось 18 лет и я пошел в армию.
Где Вы служили? Приходилось ли Вам общаться в армии с единоверцами?
Я служил в Костромской области. В армии приходилось общаться с ребятами с Кавказа из Средней Азии – был еще Советский Союз. Однако тогда уже были сильны «центробежные» настроения, желание отделиться от России, появлялись армейские «землячества». Период был очень сложный. Жители некоторых регионов боялись в военной форме даже возвращаться домой. Усиливались неуставные отношения, в том числе и на национальной почве. Я общался со всеми - и с мусульманами, и с православными. Из армии я вернулся в 1991 году – на год раньше, так как был комиссован по состоянию здоровья. Я не ел свинину и все, что из нее готовилось, а поскольку другого мяса не было, получается, что не ел мясных блюд вообще. Нагрузка в армии большая, да и рост у меня высокий. Сильно похудел. Это вызвало некоторые проблемы со здоровьем. Вернувшись в Москву, стал работать в мастерской от Министерства культуры - по изготовлению футляров для музыкальных инструментов. В это же время я стал постоянно ходить в Соборную мечеть на проспекте Мира.
С кем Вы общались в мечети?
Общался с имамами, с пожилыми прихожанами. Конечно, очень важны были проповеди, особенно проповеди Равиля-хазрата Гайнутдина, Хасана-хазрата Фахретдинова. В мечети была очень благодатная атмосфера. Процентов 80 всех прихожан составляли пожилые татары - участники и ветераны Великой Отечественной войны. Сейчас их, увы, уже остались единицы. Эти люди были не только очень верующими и набожными, они были знающими, просвещенными в области ислама, воспитывались с детских лет в вере. От них можно было многому научиться. Это был период возрождения ислама в России. Тогда же появилась возможность получить мусульманское образование за рубежом. Для того, чтобы жить в соответствии со своей верой, надо ее знать. Вдвойне сложно жить в немусульманском обществе в соответствии с верой. Возникает много вопросов, в том числе и связанных с запретами. Для человека, который стремится соблюдать каноны веры, иногда второстепенные вопросы кажутся важными и даже принимают радикальную форму и, наоборот, то, что действительно имеет первостепенное значение, оказывается на заднем плане. Люди совершают грехи, даже не понимая и не осознавая этого. Например, живут «гражданским» браком, без совершения обряда никях. Это зачастую связано не с намерением совершать грехи, а с элементарным религиозным невежеством.
Как Вы сами получали исламские знания?
Я посещал лекции и занятия при Московской Соборной мечети. Конечно, старался читать много религиозных книг. Интернета тогда не было, но было личное общение. Еще до посещения мечети мне очень помог в вопросах веры брат Али. Он родом из Дагестана. В свое время работал в Нижегородской области. Потом вместе с другим мусульманином Арифом они приехали в Москву. Они научили меня правильно читать «Фатиху», я много узнал от них. Я начал читать намаз. Очень помог Якуб-хазрат Валиуллин из Звенигорода. Он вместе с сыном Айдаром занимался в Соборной мечети распространением мусульманской литературы и мусульманской атрибутики. Якуб абый был, можно сказать первым человеком, который привел меня в саму мечеть. Я боялся, говорил, что еще не готов, не все знаю. «Верующий должен ходить в мечеть, будешь повторять за имамом», - отвечал он. С 1992 года я начал посещать мечеть каждую пятницу.
Где Вы получили профессиональное духовное образование?
Возникало много вопросов, на которые хотелось получить ответы. Хотелось иметь образование, системные знания. На одной из своих проповедей Равиль-хазрат Гайнутдин объявил о наборе молодых людей, желательно отслуживших в армии, на получение исламского образования в Марокко и Египте. Это было в 1993 году. После намаза я сразу обратился к Равилю хазрату, написал заявление, был довольно долгий период ожидания. Затем нас троих – меня, Руфат-хазрата, который теперь служит со мной в Исторической мечети и еще одного нашего товарища Ильдара направили в Марокко - в 1995 году. Нас направили в город Фес. Выделили довольствие – лепешка в день, выделили место – келью в общежитии медресе четыре на три метра. На двоих. Город старинный, улочки узкие. Транспорт не ходит. Наши чемоданы погрузили на осликов, и мы поехали в Средневековье. Мы стали студентами медресе, построенного в 8 веке по хиджре при старейшем в Марокко университете « Аль-Карауин», 859 года основания – известнейшем духовном центре исламского мира. Арабского мы не знали, но еще обучаясь в школе, я окончил двухгодичные курсы английского языка при МГУ. Так я стал «переводчиком» для нашей небольшой группы в течение нескольких месяцев. По-арабски я знал только алфавит, которому меня научил мой друг Али. Нам в медресе сразу же выделили учителя. Необходимо отметить, что в отличие от египетского «Аль-Азхара», где обучение иностранцев поставлено на поток – в «Аль-Карауине» иностранцев почти нет, поэтому в порядке исключения для нас разработали особую индивидуальную программу. Аль Карауин не входит в международную систему классификации обучения. Это специальное образовательное учреждение при Министерстве религиозных дел. Для местных студентов одним из условий поступления является знание священного Корана наизусть. Там учатся в основном Коран-хафизы, чтобы стать имамами. В рамках соглашения с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, Министерство религиозных дел Марокко выделило нам отдельного преподавателя, который учил нас и арабскому и основам ислама и другим предметам. Цель нашего обучения – подготовить имамов-проповедников. В таких специалистах в нашей стране была большая потребность. Через год мы уже неплохо владели арабским. Наша учеба продолжалась четыре года. В конце обучения вместе со всеми желающими получить диплом имам-хатыбов готовились к тому, чтобы сдать экзамен перед областной Комиссией – комиссией вилайята Фес. В Комиссии были уважаемые духовные лица. Необходимо отметить, что без решения этой комиссии ни один проповедник в Марокко не имеет право проповедовать. Необходимо было подготовить классическую проповедь на классическом арабском языке с приведением соответствующих аятов из Священного Корана. Тема – Хиджра. С логическим толкованием. Затем надо было составить руководство к молитве – вопросы фикха и таджвид – чтение Корана. Все в течение одного дня. Обычно в «Аль-Карауине» учатся 12 лет, но для нас сделали исключение, так как мы уже знали программу средней школы. В 1999 году я получил диплом о высшем религиозном образовании.
Когда Вы вернулись в Москву, какую работу Вам предложили?
Конечно, я первым делом показал свой диплом муфтию Равилю-хазрату Гайнутдину, поблагодарил его за то, что нам предоставили возможность учиться. Он предложил мне работать в аппарате ДУМЕР. Но я настаивал на том, что хочу быть имамом. Кадровых профессиональных имамов в то время у нас было очень мало, многие просто не выдерживали обучения в странах третьего мира. Я хотел быть имамом и проповедником. Есть такое понятие – искусство призыва к исламу. Как и всякое искусство, оно не всем дано, не всегда ему можно обучиться. Необходимо уметь находить контакт с аудиторией, сочетать светские и религиозные познания. Ментальность проповедника должна соответствовать аудитории. Проповедник должен быть постоянно в контакте с людьми.
Равиль-хазрат мне также сказал, что это непростая работа, не дающая никаких материальных преференций. Имам постоянно привязан к мечети, у него нет возможности заниматься каким-либо бизнесом. Практика религиозного общения у меня уже была. Я попросил дать возможность освоить практику религиозного омовения умерших – это необходимо для штатного имама. После этого мы вместе с Анас-хазратом из Соборной мечети ездили по требам.
В декабре 1999 года меня назначили имам-хатыбом в Историческую мечеть. Я стал служить под руководством первого имама Хасана-хазрат Фахретдинова. Было непростое время. Шла вторая чеченская война, возникали различные «джамааты». Мы поставили задачу не разделяться на «джамааты», чтобы все мусульмане молились вместе, чтобы была единая умма. Об этом свидетельствуют аяты из Священного Корана и слова Пророка (мир ему и благословение). Беседовали со всеми, общались, убеждали, приводя примеры и аргументы. Мы стремились объединить мусульман, которые придерживаются классических религиозных школ России и Кавказа. Были достигнуты благие результаты. Сформировалась умма. С 2004 года начался приток мусульман из Средней Азии. Это уже представители классической ханафитской школы. Здесь меньше радикально настроенных лиц. В этом во многом заслуга Духовных управлений государств Средней Азии.
Вы много работаете в области благотворительности. Расскажите об этой стороне вашей деятельности.
Я не был первым имамом мечети и поэтому находил время работе в воскресной школе и благотворительной деятельности. В 2001 году был создан Благотворительный фонд «Историческая мечеть» - фонд помощи нуждающимся, сиротам и находящимся в заключении. Обращающихся в мечеть за помощью было очень много. В том числе и беженцы с Кавказа. Со всеми мы общались. Я занимался поиском благотворителей – надо было аккумулировать средства. Технические расходы были минимальны – все средства шли только на благотворительность. В 2001 году мы открыли молельную комнату в Бутырской тюрьме.
Основная наша задача - помощь нуждающимся. В начале двухтысячных помогали беженцам, тяжелая ситуация была в детских приютах, особенно вдали от столицы. Мы взяли под опеку несколько приютов, в том числе в Нижегородской области. Там находятся дети разных вероисповеданий. Продолжаем туда ездить – возим одежду, продукты, все необходимое. Есть также под нашей опекой и несколько приютов в Подмосковье. Сейчас занимаемся еще и приютом «Незнайка». Это приют для женщин с детьми, оказавшихся в бедственной ситуации. Туда попадают женщины самых разных национальностей. Им трудно получить помощь по «официальным» каналам.
Основная часть работы Фонда - выдача наличных средств нуждающимся. Мы строго проверяем все данные тех, кто к нам обратился. Это вынужденная мера. К сожалению, не всем можно доверять на слово. Большая часть нашей помощи идет на лечение тяжелых болезней у детей. Это примерно тридцать выдач в месяц на разные суммы. Традиционно в праздник Курбан-байрам раздаем жертвенное мясо нуждающимся семьям. Такую помощь ежегодно получает более 600 семей москвичей.
Помогаем также трудовым мигрантам – средствами на лечение, иногда, к сожалению, необходимо финансово помочь переправить умершего на родину для захоронения. Мы ищем благотворителей и внутри самих диаспор - ведь там немало обеспеченных людей.
В медресе Вы также преподаете?
Да, с 2000 года я преподаю в медресе при Исторической мечети арабский язык, основы ислама, чтение Корана. Эта работа ведется с октября по апрель. Наше медресе выпускает около 80 человек ежегодно. Это начальное мусульманское образование – двухгодичный курс. Могу сказать, что, если бы я мог в свое время получить такое начальное образование, мне в дальнейшем было бы легче учиться.
Вы стали первым имамом Исторической мечети и председателем Совета в середине марта. Будут ли какие-то изменения в работе мечети?
Радикальных изменений в жизни Исторической мечети не планируется. Больше станет проповедей в форме лекций. У нас уже имеется штат имамов-проповедников в мечети. Это направление работы остается по-прежнему очень важным и актуальным. Эту работу будем продолжать вести и в Интернете. Как Вы знаете, у нас есть сайт – manar.ru. Он довольно популярен. Мы стараемся давать максимум информации. Есть возможность задать вопрос имаму виртуально и всегда получить ответ. Для многих это очень удобно. Планируем обновлять сайт, заполнять новой актуальной информацией. Появится больше аудиолекций, тематических статей по исламскому праву. Рубрика «вопрос-ответ» продолжит работать.
Я искренне восхищаюсь трудолюбием Шамиль-хазрата Аляутдинова и тем как современно поставлена его проповедническая работа. У нас много прихожан. В пятницу они уже не вмещаются в мечети, хотя ее вместимость около полутора тысяч человек, но число прихожан намного больше и оно растет. В мактаб ежегодно приходит около 200 человек. И, конечно, все прихожане нуждаются в актуальных проповедях в соответствии с реалиями нашего дня. Темы, на самом деле, стары как мир. Они просто излагаются в доступной современному человеку форме. Главная тема - нравственность мусульман. Это важно и для коренных жителей столицы, и для тех, кто покинул привычную среду и приехал в столицу на заработки.
Надо учиться, брать на вооружение все хорошее – получать полезные навыки, умения и знания, в том числе и о вере и отвергать вредные привычки, не соответствующие ни принципам ислама, ни принципам цивилизованного человека. Убеждать людей великой силой слова Священного Корана – это задача имама.
Беседовала Нина Зотова
«Мусульмане России» - Dumrf.ru
Ссылки по теме: