Анарбек Жунусов: Сохранять мир и спокойствие на своей земле - наша задача
Анарбек Жунусов: Сохранять мир и спокойствие на своей земле - наша задача. Фото: superomsk.ru |
Председатель Казыятского управления мусульман Омской области Анарбек-хазрат Жунусов внесен в «Книгу Почета Сибири», награжден Почетной грамотой губернатора Омской области (2002 г.), орденом Совета муфтиев России «Аль-Фахр» II степени, имеет множество грамот и благодарственных писем от государственных учреждений г. Омска и Омской области как участник и организатор благотворительных акций, является президентом Национально-культурной автономии казахов Омской области. О том, как живут мусульмане Омской области он рассказал порталу «Мусульмане России».
Анарбек хазрат, с чего начиналось Казыятское управление мусульман?
Казыятское управление мусульман Омской области было создано в 1999 году. В то время в области было несколько действующих мечетей. Одна из них в Москаленском районе. Эти мечети были разрозненными, мусульманские общины не были связаны, не контактировали. Многие сельские мечети были разрушены или использовались не по назначению. Мусульмане были разобщены, им не с кем было посоветоваться, негде взять духовную литературу. Разобщенность противоречит самим принципам ислама. Надо было собирать умму, официально регистрировать существующие немногочисленные мечети. Это можно было сделать только имея централизованную религиозную организацию.
Для этих целей и было создано Омское Казыятское управление. В его состав вошли общины Нововоршавского, Таврического, Тавризского, Называевского районов, Красногорска и некоторых других населенных пунктов. Работу по объединению мусульман мы ведем и сейчас. Это было и всегда будет одним из приоритетных направлений нашей работы. Я считаю, что ислам не должен «делиться». В Омске действует и Духовное управление мусульман Сибири – Омский муфтият. У нас нет противоречий, мы сотрудничаем, у нас одни цели.
Мечеть «Хайр Ихсан», в которой сейчас расположено Казыятское управление, была когда-то зданием бывшего шахматного клуба на улице Богдана Хмельницкого. Мы обратились в администрацию города с просьбой передать это здание мусульманской общине. Здание передали, наша мусульманская община провела ремонт, пристроили минарет, расширила само здание. Это произошло в 1995 году. В том же году меня избрали председателем мусульманской организации. В 1999 году я стал руководителем Казыятского управления мусульман Омской области, затем муфтием, представителем главного муфтия ДУМАЧР в Сибирском Федеральном округе.
Мечеть «Хайр Ихсан», до сих пор является самой посещаемой в городе, но это не значит, что мы хотим, чтобы все мусульмане шли только к нам. Если люди идут в мечеть, читают намаз - это уже очень хорошо. На сегодняшний день в Омске действует 4 мечети в нашей юрисдикции – «Хайр Ихсан», «Сейтказы», имени Кожа Ахмета, «Ихлас».
Сколько сейчас общин и мечетей входит в состав Казыятского управления мусульман Омской области?
В настоящее время под юрисдикцией Казыятского управления находится порядка 24 мечетей и молельных домов, действует около 30 мусульманских общин. Не все общины имеют молельные помещения. Там, где нет мечетей и молельных домов, мусульмане собираются в домах верующих, которые имеют возможность предоставить помещение, имеют соответствующую площадь. Так, как это было и раньше. Это вполне нормально и многие пожилые набожные мусульмане, которые проживают отдельно от своих взрослых детей, предоставляют свои дома для проведения джума-намазов с большой радостью.
Сколько имамов служит в Ваших приходах?
У нас служит 80 имамов. В основном это люди пожилого возраста. Не все из них имеют специальное религиозное образование. Но надо иметь в виду, что это настоящие хранители веры. Люди, выросшие в семьях, где хранили религиозные книги. В роду у многих были муллы, которые сохранили религиозные знания, несмотря на гонения и репрессии. В этих семьях вера и религиозные знания передавалась из поколения в поколение. Об этом нельзя забывать. Конечно, вера во многом переплеталась и с народными обычаями и традициями. Культура всех мусульманских народов основывается на исламских религиозных представлениях. Во многих понятиях они неразделимы.
С целью повышения квалификации имамов старшего поколения мы регулярно проводим соответствующие курсы и семинары, которые длятся по несколько дней. Обучение строится таким образом, что наши имамы не только получают теоретические знания, но и имеют возможность присутствовать на богослужениях, маджлисах и иных религиозных мероприятиях, которые проводятся в Омске. Они видят, как живут и работают общины, как решаются организационные и правовые вопросы, как читаются проповеди, как ведется работа с молодыми прихожанами. Семинарские занятия - это и теория и практика одновременно. Преподают на курсах имамы наших омских мечетей с высшим мусульманским образованием.
Что касается молодых имамов, работающих в Омске и районах, большинство из них - это люди с высшим или средним исламским образованием. Как правило, они получали образование в Татарстане – Российском исламском университете, в медресе в Тюмени, в Казахстане, в арабских странах.
Cреди наших коренных мусульман много этнических казахов. Так сложилось исторически. Поэтому наши имамы получают образование в Чимкенте, в Алмааты. Был такой случай: один молодой человек, которого мы направляли в университет «Нур Мубарак», отучившись остался в Казахстане работать имамом. Но я не считаю, что это плохо. Он работает по специальности, несет людям веру, знания. Он делает важное и доброе дело.
Работа с молодежью также является одним из приоритетных направлений. Это касается и религиозного просвещения и патриотического воспитания. Ведь ислам призывает любить Родину, защищать ее от посягательства врагов. И в этом вопросе роль священнослужителей очень велика. Их задача разъяснять и поучать, противостоять тем, кто пытается сбить молодых людей с пути истинного.
Вы не думали над тем, чтобы создать в Омске собственное мусульманское учебное заведение?
Конечно, такие мысли есть. В нашем регионе проживает с учетом мигрантов около 300 тысяч этнических мусульман. Из них около 50 тысяч - татары, 100 тысяч казахов. Для наших мечетей необходимы квалифицированные имамы. Было бы проще направлять в собственное учебное заведение жителей Омской области по рекомендации общин, чтобы потом они возвращались в свои общины. Но сами мы пока не готовы открыть собственное учебное заведение. Можно пойти по другому пути – открыть в Омске филиал Московского исламского университета. Мы ведем такую работу через СМР. Уже присмотрели помещение – второй этаж мечети имени Кожа Ахмета. Но там необходимо провести качественный ремонт помещения. Тогда можно будет конкретнее говорить о создании филиала. Нам очень нравится, как поставлен учебный процесс в МИУ. Если нам удастся открыть филиал в Омске, наши студенты будут получать диплом этого учебного заведения, получат профессиональные исламские знания в соответствии с современными требованиями, в соответствии с мировыми стандартами.
Как обстоит дело с исламским просвещением?
Во всех мечетях Омска действуют воскресные школы, вернее это занятия по основам ислама, которые проходят не только по выходным дням, но и по вечерам в будние дни. Вечером по средам и пятницам занимаются мужские группы, в воскресенье молодежь и дети, начиная примерно с 5-6 класса общеобразовательной школы. Женщины занимаются по субботам. Всего на ниве исламского просвещения у нас работает пять профессиональных преподавателей, они же, естественно, работают в мечетях как имамы. Эти имамы также задействованы во время семинаров для наших священнослужителей из районных центров.
На местах - в районах, в аулах также ведется просветительская работа. Но там обучение ведется по договоренности. Обучающиеся сами выбирают те дни и время, когда они могут прийти на занятия, договариваются с имамами. Но занятия проводятся всегда, но по «гибкому» графику. Важную роль в исламском просвещении играет газета «Истина», которую издает муфтий Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых-хазрат Гарифуллин. Газета распространяется по всей Сибири.
Известно, что помимо религиозной, вы ведете большую общественную работу.
Я с 2005 года являюсь членом Общественной палаты при губернаторе Омской области, членом Экспертного совета по делам национальностей и религии при Администрации города Омска, созданного в апреле этого года, член Координационного совета при мэре города Омска, Консультативного совета при Губернаторе. Постоянно принимаю участие во всех значимых мероприятиях, проходящих на областном и городском уровнях.
В августе в Региональном центре по связям с общественностью проходило заседание круглого стола «Ислам против экстремизма». В его работе приняли участие представители науки, культуры, руководители национально-культурных объединений Омской области, члены Комиссии по вопросам культуры и духовно-нравственного развития Общественной палаты, представители общественных и религиозных организаций. Мы обсуждали вопросы исламских традиций в семьях омских мусульман, состоялось обсуждение богословского заключения ведущих представителей современного исламского вероучения, осуждающего радикализм и экстремизм. Я всегда подчеркиваю необходимость вести разъяснительную работу по правильному толкованию исламских терминов. В ноябре пройдет расширенное совещание при главе города по межнациональному согласию и взаимодействию.
Надо иметь в виду, что Омск и Омская область – многонациональные регионы. У нас проживает более 120 национальностей. В последнее время активно идет процесс этнической и конфессиональной самоидентификации людей. Это выражено в проявлении повышенного интереса и к национальным традициям, культуре и к вере своих предков.
В рамках работы Экспертного совета мы ведем подготовку соответствующих правовых актов Администрации города в сфере взаимодействия с национально-культурными и религиозными объединениями, контролируем процесс их реализации. Активно сотрудничаем с региональным Министерством культуры - отделом по делам национальной политики и религии. Основная задача – сохранение межнационального и межконфессионального мира в регионе. Омская область на сегодняшний день в этом плане одна из самых благополучных. Много мероприятий проходит в городском Доме Дружбы, созданном еще в 1996 году. В нашем регионе исторически все народы жили в согласии и взаимопонимании. И эту традицию надо хранить.
Что касается работы с трудовыми мигрантами, специальных образовательных курсов у нас нет, но мы постоянно читаем проповеди в мечетях, направленные на сохранение межнационального мира и согласия, проводим беседы и с мигрантами и с представителями диаспор. Показываем на своем примере, что необходимо изучать русский язык, который стал родным для всех жителей региона, изучать русскую и российскую культуру – общую для нас. Мы стремимся привить прихожанам разной национальности уважение друг к другу, а также уважение к представителям других конфессий. Вместе с представителями православной митрополии мы совместно участвуем во многих мероприятиях и в рамках работы Общественного совета и Экспертного совета, приглашаем представителей православия на наши праздники. Мы вместе с представителями православия и других конфессий и на День Победы, на День города. Вместе возлагаем венки, участвуем в экологических акциях – сажаем деревья. Участвуем в мероприятиях направленных на патриотическое воспитание, защиту духовных и семейных ценностей.
Ведь мы – мусульмане на этой земле не пришлые. Мы местные жители и никуда не уедем. Поэтому сохранять мир и спокойствие на своей земле - наша задача. И, конечно воспитывать нашу молодежь в этом направлении.
Я считаю, что в нашей стране или хотя бы на региональных уровнях необходимо возродить Министерства по делам национальностей. Ведь у нас все практически регионы многонациональные, пусть даже и не столько народностей проживает как в Омской области. Мы – священнослужители Казыятского управления постоянно говорим прихожанам, что все люди, все народности и национальности созданы Всевышним и не может быть кто-то, какой-то народ «плохим», а какой-то «хорошим». Все люди равны, нельзя ни на кого с ножом бросаться потому, что он говорит на другом языке. С уважением надо относиться к представителям иных традиционных вероисповеданий. В вере принуждения быть не может.
Вопрос трудовой миграции надо упорядочить. Должны быть квоты, должны быть заявки от предприятий от предпринимателей и в соответствии с этими заявками приглашать на работу необходимых специалистов и сразу же разъяснять им, что местную культуру, местные традиции, язык, менталитет и, конечно законодательство надо уважать и изучать.
У Вас строятся новые мечети?
Построить мечеть непросто. Нужны и средства и люди. Пока мы не так много строим. Недавно – перед Курбан-байрамом открыли новую мечеть в районном центре Крутинка.
Строительство мечети началось в 2010 году и велось за счет благотворительных пожертвований организаций и частных лиц. Был организован сбор пожертвований. При выборе места для нового мусульманского храма мы учитывали и наличие асфальтированной дороги, и удобное расположение жителей Называевского, Тюкалинского и Крутинского районов Омской области. Мечеть в Крутинке смогут посетить все мусульмане проезжающие по трассе «Владивосток – Санкт-Петербург». Это не грандиозное сооружение, это одноэтажное здание с минаретом, площадью около 400 кв. метров, но здесь кроме молельного зала есть и все необходимые помещения. Это современное здание, современная мечеть. Имамом новой мечети стал Аманжол Ахметов, получивший религиозное образование при мечети «Хайр-Ихсан».
Конечно, будут строиться и другие мечети. Но считаю, что прежде, чем строить мечеть надо подготовить грамотных профессиональных имамов.
Расскажите немного о себе.
Я местный коренной житель. Родился в ауле Каран-Гарал (Карангы Арал) Называевского района Омской области. В нашей семье было семеро детей. Родители были людьми верующими. Да по-другому и быть не могло – ведь в нашем ауле и в советское время было 11 мулл. Это был крупный казахский аул. Нас – детей воспитывали в соответствии с исламскими традициями. Старших уважали. Никогда я не слышал нецензурной брани, не было воровства и хулиганства. Летом у нас собирались муллы из соседних аулов, где также жили набожные люди. Вообще надо сказать, что и казахи и татары, которых связывала и общая вера и общий тюркский язык в Омской области всегда жили дружно. Так продолжается и по сей день. Это касается и всех других народов.
Религиозное образование я получил при Высшем Исламском колледже «Расул Акрам» в Москве. В 1998 году совершил хадж. И тут произошло одно из самых знаменательных событий в моей жизни. Мне и муфтию Нафигулле-хазрату Аширову позволили войти внутрь священной Каабы. Это была большая честь и запомнилось на всю жизнь.
Я горжусь и всегда гордился тем, что я россиянин, тем, что у нас такая большая и многонациональная страна, с которой считаются и те, кто нас уважает и даже те, кто нас почему-то не любит. Главная задача для нас священнослужителей воспитывать всех прихожан и молодежь, в том числе в вере и любви к Родине. Тогда наша страна всегда будет великой.
Нина Зотова
В материале использованы фото Бориса Сухорукова и Олега Брошкина (Источник: http://fotki.yandex.ru)