Муфтий шейх Равиль Гайнутдин: Мы ощущаем заинтересованность государства в решении проблем мусульманского сообщества
Интервью председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина журналу "Perspektif" (январь, 2014), выходящему в Германии. Журнал издается национальной организацией турок-мусульман, проживающих в Германии, на турецком языке.
В октябре 2013 года в России отметили 225-летие Оренбургского магометанского духовного собрания - духовного органа, учрежденного по указу императрицы Екатерины II. В чем заключается историческая роль духовного собрания и какое значение в жизни мусульманской уммы занимают духовные управления мусульман сегодня?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух - Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение! Я рад приветствовать наших собратьев по вере, проживающих в Германии и других странах Евросоюза!
Действительно, в 2013 году мы отметили важные даты, имевшие принципиальное значение для мусульман Российской империи. 17 июня 1773 г. Святейший Правительствующий Синод Русской православной церкви (контролируемый тогда государством) издал "Указ о терпимости". По нему мусульманам разрешалось строительство мечетей соответственно закону и без согласования с православными архиереями. 22 сентября 1788 г. императрица Екатерина II издала Указ о создании Духовного собрания магометанского закона с центром в городе Уфе (с 1846г. Оренбургское магометанское духовное собрание). С 1802 г ОМДС было подчинено Министерству внутренних дел, глава ОМДС - муфтий назначался императором до 1917г. Вначале ОМДС объединяло всех мусульман России, кроме Крыма, а с 1860-х гг. -- тюркское население внутренней России и Сибири в основном татар и башкир.
Эпоха правления Екатерины II (1762-1796), немки и протестантки по происхождению имела огромное значение для жизни мусульман, поскольку было поворотным моментом во взаимоотношениях власти и мусульманского меньшинства. До того момента периодически предпринимались усилия для христианизации нерусских народов России, в том числе мы знаем и немало примеров насильственного крещения религиозных меньшинств. Екатерина II не только прекратила такую практику, но и предоставила мусульманам в местах компактного их проживания право на свободу религиозной жизни и позволила регулировать некоторые сферы семейного права согласно шариату. Взаимодействие между мусульманами и правительством в религиозной сфере и осуществляло ОМДС.
После Февральской революции 1917 г. термин «Духовное собрание» был заменен на «Духовное управление мусульман», когда наряду с Центральным возникло и Башкирское, вскоре также переместившееся в Уфу. Таким образом, Духовное управление мусульман Башкурдистана будет отмечать в 2017 году 100-летие.
Сегодня Духовные управления мусульман консолидируют вокруг себя, объединяют местные мусульманские религиозные организации и управляют ими, занимаются строительством и содержанием мечетей, медресе, исламских университетов, исламских социокультурных центров, организацией Хаджа. Мы заботимся о подготовке имамов и преподавателей основ религии, об обеспечении мусульман религиозной литературой. Задачей духовных управлений является не только забота о нравственности, социализации и патриотизме российских мусульман, но и о взаимодействии со светскими властями, защита интересов 25-миллионного мусульманского сообщества России. Мы называем это государственно-конфессиональным или государственно-исламским диалогом.
Каковы главные задачи и проблемы российских мусульман сегодня?
АльхамдулиЛлях, на территории современной Российской Федерации в Республике Дагестан ислам появился еще в VII веке вместе с войсками Арабского халифата. Однако большинство мусульманских этносов России, а их не менее 57, восприняли исламское вероучение добровольно. Часть предков татар приняла ислам еще в середине VIII в. Мусульмане России не только хранили веру на протяжении веков, но и внесли значительный вклад в развитие исламской цивилизации, исламского богословия. Широко известен, например, тот факт, что впервые в мире Коран был отпечатан типографским способом именно в 1787 г. в России, причем по повелению императрицы Екатерины II. Труды татарских и дагестанских богословов XIX - начала XX вв. были узнаваемы и очень авторитетны во всем мусульманском мире. Поэтому, когда мы говорим о вызовах и задачах мусульманской уммы России в XXI веке, мы опираемся на опыт и пример своих предков, в первую очередь.
Большую часть ХХ века в России господствовал государственный атеизм, т.е. власть насильственно распространяла атеистическую идеологию и пропаганду, тысячи имамов и верующих были уничтожены особенно в 1930-е гг. Хотя вера во Всевышнего и исполнение религиозных предписаний были формально разрешены по Конституции, на практике их исполнение было возможным только для неработающих. В большинстве случаев религиозные собрания и молитвы исполнялись скрытно, деятельность мусульманских учебных заведений была целиком запрещена до конца 1920-х гг., из более чем пятнадцати тысяч мечетей, действовавших на территории России в 1927г., в 1980-ым годам осталось не более сотни - остальные были разрушены или конфискованы государством для своих целей.
Сегодня мы сталкиваемся с проблемами падения нравственности, пристрастия молодежи к алкоголю и наркотикам, отсутствию четких нравственных ориентиров. Молодежь забывает традиции предков, причем это происходит не насильственно, а добровольно - через идеологию потребления, шоу-бизнес и так далее. Другая проблема - экстремизм и радикализм, которые действуют под религиозными лозунгами, но имеют политические цели. Искажая учение ислама, они проповедуют нетерпимость, распространяют ненависть в обществе и совершают чудовищные преступления, не совместимые с исламом.
Если проанализировать, мы видим, что обе эти проблемы - радикализация молодежи и потеря авторитета традиционных ценностей, во многом имеют один корень и их решение лежит в одной плоскости. Необходимо развивать официальную мусульманскую инфраструктуру в виде мечетей, мусульманских учебных заведений, общедоступных средств массовой информации, исламских культурных центров и благотворительных организаций. Сегодня в России наблюдается колоссальный дефицит мечетей в большинстве крупных городов, местами даже в центрах национальных республик. К сожалению, главы администраций и мэры многих городов не понимают те важные социальные функции, которые выполняет мечеть и отказываются выделять общинам земельные участки для строительства мечетей. Не найдя в своем городе официальную мечеть, молодой человек попадает под влияние сомнительных проповедников из интернета или становится членом неофициальных общин закрытого типа. Нередко это приводит к самым печальным последствиям.
Значит ли это, что существует напряжение между мусульманами и властью в России? Как вы оцениваете участие президента Российской Федерации Владимира Путина в торжествах по случаю 225-летия ОМДС в Уфе?
Мы ощущаем заинтересованность государства в решении проблем мусульманского сообщества. Политическая власть в России прекрасно видит, как много имамов и муфтиев на Северном Кавказе погибло от рук радикалов. Экстремисты считают официальных имамов своими врагами, ведь мы призываем к соблюдению законов государства и отказу от насилия, защите своих прав законными методами.
По инициативе В.В. Путина была запущена государственная программа, которая направлена на восстановление системы мусульманского религиозного образования согласно традициям российских мусульман, чтобы мы в своей стране могли готовить имамов и богословов с высокой квалификацией, способных убеждать и воспитывать молодежь. Существует также созданный государством Фонд, который оказывает поддержку общинам в осуществлении социально значимых проектов. Поэтому наше сотрудничество с государством развивается позитивно. В настоящее время в самом центре Москвы проводится реконструкция Московской Соборной мечети, построенной в 1904 году. Исторический молельный зал будет реконструирован, а в едином с ним комплексе возводится новый молельный зал Соборной мечети. Важно отметить, что Владимир Путин одобрил и поддержал наш проект в результате которого в одной из европейских столиц – Москве появится одна из крупнейших мечетей в Европе.
Но есть другой момент - в России, как в целом и Европе, набирают вес правые политические силы и движения. Как Западной Европе, так и в России есть политики, которые стремятся привлечь симпатии избирателей, используя антимигрантские, антикавказские, иногда антиисламские лозунги. Мы также видим попытки политиков выставить мусульман, особенно мусульман-мигрантов, виновными в имеющихся экономических и социальных проблемах. В ноябре 2013 г. лидер одной из таких партий Владимир Жириновский публично призвал оградить Северный Кавказ от России колючей проволокой и запретить кавказцам иметь более двух детей. Это вызвало негодование во многих слоях общества, президент Путин осудил такое высказывание Жириновского, после чего тот был вынужден принести извинения в Государственной Думе.
Что касается личности президента Путина, о котором вы спрашиваете, мусульмане России испытывают к этому политику большое уважение. Это вызвано тем, что именно в эпоху его президентства Россия стала страной-наблюдательницей в Организации исламского сотрудничества, была завершена кровопролитная война в Чечне, во многом благодаря авторитету собственных духовных лидеров, в частности муфтия, а впоследствии и президента Ахмада Кадырова, в республике был восстановлен мир. Сегодня сын Ахмада Кадырова глава Чечни Рамзан Кадыров занимается экономическим восстановлением республики.
Весь мир с тревогой наблюдает за происходящим в Сирии. Мы понимаем, что благодаря авторитету и твердой позиции Владимира Путина были предотвращены необдуманные шаги, которые могли привести к еще большему кровопролитию.
В части внутренней политики я должен сказать, что регулярные встречи глав крупнейших мусульманских организаций с президентом стали уже традицией. На таких встречах мы - муфтии обозначаем те вопросы и проблемы, которые волнуют российских мусульман.
Вышеуказанная встреча в Уфе состоялась после случаев нападения на представителей мусульманского меньшинства в Москве и терактом в автобусе со смертью 6 человек. Как данные события отразились на встрече? Каково ваше отношение к расовой и этнической политике в стране?
Действительно, встреча в Уфе состоялась на следующий день после трагедии со взрывом автобуса в Волгограде. Для того, чтобы показать свое сочувствие семьям погибших и пострадавших, встреча началась с минуты молчания в память жертв теракта. Что касается трагедии Егора Щербакова, в убийстве которого подозревается гражданин Азербайджана, она действительно спровоцировала ряд других преступлений. В Москве были жестоко убиты представители среднеазиатских и кавказских народов.
Наша позиция заключалась в том, что необходимо расследовать преступление, и если подозреваемый действительно виновен, он должен понести наказание. Но нельзя в политических целях еще больше раздувать огонь конфликта, спекулировать на трагедии для того, чтобы заработать себе политический капитал.
События в Бирюлево показали, что существуют недостатки в государственной национальной политике, в регулировании потоков миграции, есть проблема коррупции, которая приводит к еще большему обострению межэтнического напряжения. В России нет определенного государственного органа, который занимался бы реализацией государственной конфессиональной политики. Поэтому на высоком уровне прозвучали предложения создать Министерство по делам национальностей или Совет по делам религий.
В России проживает множество этнических групп мусульман, как отражается данный фактор на вашей работе?
Действительно, мусульманская община России неоднородна по своему этническому происхождению - у нас множество тюркских этносов - это татары, башкиры, ногайцы, кумыки, казахи, карачаевцы, балкарцы и другие; кавказские национальности - адыги и кабардинцы, вайнахи (чеченцы и ингуши), часть осетин, все многообразие дагестанских народов, которых в республике не менее 40. Кроме того, в настоящее время в России проживает множество мигрантов из стран Центральной Азии, некоторые из них получили российское гражданство. Такое разнообразие мы считаем своим богатством.
Конечно, до ХХ века каждый народ компактно проживал на своей территории, но духовные связи единоверцев в разных частях Российской империи столетие назад были очень тесны. Языком межнационального общения между различными этносами был тюркский язык. Сегодня роль языка межнационального общения выполняет русский язык, а ситуация отличается тем, что граждане России активно мигрируют из региона в регион в образовательных, трудовых и других целях. Поэтому сегодня, придя на пятничную молитву, например в Московскую Соборную мечеть, вы встретите там представителей десятков национальностей.
Эта ситуация, с одной стороны, требует дополнительной компетенции и подготовки со стороны имамов, но с другой, мы следуем установлениям Всевышнего и сунне нашего Пророка (мир ему) о том, что все верующие - братья.
Каковы ваши отношения с исламскими учреждениями в других странах? Есть ли совместная деятельность в настоящее время либо планируется ли в будущем деятельность в данном направлении?
В течение многих лет мы реализуем политику открытости и взаимодействия, обмена опытом с нашими братьями по вере во многих странах. Это государства исламского мира, на Ближнем Востоке, Северной Африке, Юго-Восточной Азии, наши братья в Центральной Азии и Казахстане, с которыми нас связывают столетия тесного духовного общения, а также страны, в которых значительная по своей численности умма является религиозным меньшинством, например с Китаем. Родством языков и культур обусловлены наши традиционно теплые отношения с Турецкой Республикой. Как известно, нынешний глава Управления по делам религий уважаемый доктор Мехмет Гёрмез является специалистом по трудам татарских богословов XIX-XX веков и изучал наследие татарского ученого Мусы Бигиева. Мы с большой охотой принимает участие в работе Евразийского исламского совета, в котором я являюсь членом президиума.
Установлены контакты и с мусульманами Германии в лице различных организаций. Например, в Германии создана Ассоциация татар. Выражаю надежду, что в будущем они смогут вылиться в сотрудничество и совместные проекты, в том числе с мечетями и религиозными организациями, относящимися к Управлению по делам религий Турецкой Республики.
(Оригинал. В печатной версии опубликовано с сокращениями)