Сами Юсуф: Я не верю в светскую музыку
Интервью Сами Юсуфа. Фото: samiyusufofficial.com |
В преддверии своего концерта в Москве всемирно известный композитор и исполнитель Сами Юсуф поделился в интервью порталу «Мусульмане России» своим взглядом на музыку и разъяснил, что означает спиритик – жанр, придуманный им самим.
Ассаламу алейкум, уважаемый Сами! Мы ради приветствовать ваш предстоящий концерт в Москве 4 апреля. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о туре Salaam, в рамках которого пройдет концерт в Crocus City Hall и об одноименном альбоме.
С именем Всевышнего, Милостивого и Милосердного! Ва алейкум ассалам ва рахматуллах ва баракатуху. Наша команда с нетерпением ждет поездку в Москву и наше первое там выступление. Мы намерены представить песни из моего последнего альбома Salaam и из более ранних альбомов.
Альбом Salaam – это послание таких актуальных во все времена ценностей как любовь и мир, единство и отсутствие предубеждений, разделяемых и проповедуемых основными духовными традициями. Salaam представляет Спиритик (Spiritique) – созданный мной музыкальный жанр. Это послание, содержание которого воспринимается истинным определенной частью людей, и в то же время, доступно для восприятия всем.
Вы выступаете в разных частях света – в Азии, арабских странах и Турции, Европе. Чувствуются ли отличия в том, как публика воспринимает ваше творчество? В прошлом году вы выступали в Казани, какое у вас сложилось впечатление о том концерте и казанской публике?
В целом, наибольший отклик а аудитории всегда вызывают наиболее известные песни, такие как Hasbi Rabbi, Al Mu’allim, Supplication, Healing, You Came To Me. Действительно, в прошлом году я впервые выступил в Казани, где мне был оказан просто невероятный прием. На концерте было порядка 9-10 тысяч людей и все они знали мои песни из альбома Salaam. Они предпочитали слушать композиции из этого альбома, нежели мои прежние хиты, такие как Hasbi Rabbi и т.д. Это было очень необычно для меня. Невероятный опыт.
С того момента, как вы начали набирать популярность, ваша музыка стала гораздо более многогранной и интересной. Без сомнения, обращение к восточным музкальным традициям, использование традиционных народных музыкальных инструментов очень обогатили ваше творчество. Где вы черпаете вдохновение? Ищите ли вы новые музыкальные идеи в тех странах, в которых выступаете или в творчестве других мусульманских музыкантов? В какой степени на ваши музыкальные предпочтения влияет ваше этническое происхождение?
Я без тени сомнения воспринимаю как особенное благословение, дар от Всевышнего свою множественную идентичность (британец, азербайджанец и т.д.). и то, что я воспринял влияние многих культур. Но все же, если бы мне пришлось назвать персону,
которая оказала наибольшее влияние на мою музыкальную карьеру и творчество, служила для меня вдохновением, я бы сказал, что такой личностью является мой отец.
Ранее ваше творчество было практически целиком посвящено духовным темам, в последние годы стали появляться песни, посвященные социальным проблемам, личностным вопросам. Почему произошли такие перемены?
Мое творчество посвящено размышлениям и переживаниям касательно духовного аспекта отдельно взятой личности, но, тем не менее, я призываю человечество в целом установить положение вещей более возвышенным и благородным нежели предполагает сугубо физическое измерение.
Единственная цель моего творчества – представить послание мира, единения, толерантности, через музыку дать нашим братьям и сестрам надежду. Я не верю в светскую безрелигиозную музыку. Я традиционный (в противовес современному) певец, которому интересна традиционная музыка (будь то исламская, классическая, американская, индуистская). Для меня фактором первейшей важности является вера в Высшую силу и внешнее многообразие, а вместе с ним и внутреннее единство его проявления.
Вы называете жанр своего творчества спиритик (Spiritique), отказываясь от его дефиниции в качестве мусульманского жанра, хотя широкой аудитории вы стали известны именно как исполнитель мусульманских духовных песнопений. Какой смысл вы вкладываете в название спиритик, существуют ли другие музыканты, разделяющие эту идею? Могут ли, по-вашему, музыканты других религиозных традиций, примкнуть к этому жанру?
Созданный мной музыкальный жанр спиритик это слияние восточной и западной мелодики, дополненное духовностью. Он всеобъемлющ. В принципе, я пою о Высшем для продвижения идеи выраженной в формуле «Outward multiplicity and inward unity», т.е. внутреннее единство при многообразии внешних проявлений, для того, чтобы в конечном счете приблизить людей к духовной сфере через спиритик. Спиритик не является движением и, само собой разумеется, мы будем рады, если христиане или представители других религий присоединяться к нам, разделяя эту же самую идею.
У меня очень много слушателей не мусульман и они представляют суть спиритик и идею универсальности очень востребованной в современную эпоху идей исключительности и упадничества. Невозможно монополизировать сакральное. Все великие традиции – проявления одной и той же правды.