Теолог – профессия, востребованная как в религиозных организациях, так и в светских учреждениях
Профессия теолога становится всё более востребованной в российском обществе. Многие классические вузы ведут подготовку специалистов в этой области. Однако остаётся ряд нерешённых вопросов, связанных со столь интересной и для кого-то неизведанной профессией. Так кто же такой теолог? Подробно на эту тему делится своими мыслями ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов.
Специальность теолога утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02.03.2000 № 686. Что это: вызов времени или повторение истории, ведь теологи – это не есть новое в развитии человечества?
В соответствии со стандартом образования теология является светской дисциплиной. Для российской уммы включение в образовательный стандарт дисциплины «теология» является новым этапом развития исламского образования. Это попытка интегрировать религиозное образование в светскую сферу и, вместе с тем, применить методику обучения светской школы в религиозных учебных заведениях. Выпускники исламских вузов имеют возможность по окончанию свободно поступать в магистратуру или аспирантуру. В идеале это должны быть специалисты, которые освоили логику развития как традиционного богословия, так и светской науки.
Несколько лет назад в мусульманском сообществе серьёзно обсуждался вопрос о том, как сделать религиозные учебные заведения привлекательными для абитуриентов. Не секрет, что во многих регионах из-за отсутствия социальных гарантий молодые люди избегают работы имама, особенно, если речь идет о селе. Тогда высказывались предложения вместе с религиозной подготовкой давать студентам ту или иную светскую профессию, от бухгалтера до пчеловода, как своего рода гарантию. Специальность теология в данном контексте видится мне наиболее цивилизованным и перспективным решением данной задачи.
Уважаемый Дамир Зинюрович, столько мнений, порой совершенно разных, существует о данной профессии. Ещё раз поясните: кто же такой теолог и чем он отличается, скажем, от философов, культурологов, религиоведов?
На мой взгляд, в отличие от философов, культурологов или религиоведов, теологи отличаются следующими особенностями: они являются практикующими верующими; изучают ислам изнутри, в то время как культурологи изучают ислам со стороны (например, они изучают религиозные источники не как памятники культуры, а как сакральные тексты); глубже изучают религиозные дисциплины.
Теолог – специалист в области ислама, имам-хатыб, но в то же время имеющий светское образование. Сфера применения специальности, компетенции четко прописаны в стандарте по теологии.
Московский исламский институт прошёл лицензирование и аккредитацию по направлению «Теология». Скажите, пожалуйста, с какими трудностями пришлось столкнуться и какие перспективы открываются для ваших студентов и выпускников?
Лицензирование и аккредитация предполагают более строгие требования по осуществлению учебного процесса: образовательный уровень профессорско-преподавательского состава, правила зачисления, строгое следование программам, требования к дипломным проектам и т.д. Для нашего вуза прохождение государственной аккредитации стало своеобразным аттестатом на зрелость.
Что касается перспектив, то само понятие «диплом государственного образца» говорит о многом. Он признается государственными учреждениями, т.е. наш выпускник может трудоустраиваться в государственных и муниципальных учреждениях – школах, органах власти, муниципальных органах и т.д. Как я уже сказал, наши выпускники могут поступать в магистратуру и аспирантуру, то есть на основе базовых знаний, полученных в религиозном вузе далее заниматься научной и преподавательской деятельностью.
Свои преимуществами обладают и наши студенты – льготный проезд в городском транспорте, отсрочка от армии.
А насколько востребованы на рынке труда специалисты с дипломом теолога?
В своем основном профильном качестве теологи востребованы как в религиозных организациях – местных, централизованных и образовательных, так и в средней школе, в связи с введением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» из шести разных модулей.
Кроме того, есть родственные специальности и профессии, в которых сегодня ощущается недостаток профессионалов. Это религиоведы, специалисты в области государственно-конфессиональных отношений. Я уверен, что если молодой специалист по окончании вуза останется верен своему выбору, не уйдет в коммерцию или иную сферу, а достойно проявит себя по избранному профилю, его талант обязательно будет замечен. Профессиональные специалисты в области теологии востребованы в многочисленных учреждениях, среди которых даже парламент, Министерство иностранных дел, не говоря уже о СМИ, сфере образования и многочисленных экспертных советов. Тем более, что работая под началом Духовного управления мусульман Европейской части России и взаимодействуя с широким спектром государственных учреждений, мы можем дать выпускнику необходимые рекомендации для успешного трудоустройства.
12 сентября 2013 года был подписан приказ министра образования и науки РФ №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». 14 октября 2013 года приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, а через несколько дней опубликован на сайте Министерства образования и науки. В соответствии с приказом, направление подготовки «Теология» выделяется в отдельную укрупненную группу, и по этому направлению могут готовиться специалисты в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Какие изменения в образовательном процессе это повлечёт?
Нет сомнений, что данное решение открывает новые перспективы для развития системы исламского образования в нашей стране, для повышения его конкурентоспособности. Были случаи, когда перспективные и талантливые выпускники зарубежных учебных заведений возвращались на Родину и стремились к росту на научной стезе в наших академических институтах, однако их дипломы не признавались для поступления в аспирантуру. Сегодня наши соотечественники получают возможность получить базовое образование в своей же стране, развиваться в научном плане под эгидой центров исламоведения и арабистики с мировой славой и авторитетом.
Поэтому, я считаю, это новые возможности, которые требуют от руководителей религиозных вузов слаженной работы: необходимо создавать новые образовательные программы, учебные пособия, искать преподавательские ресурсы, соответствующие уровню аспирантуры. Целесообразно проводить эту работу в рамках Совета по исламскому образованию.
Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов
Ислам.ру