Миссия и перспективы ДУМ Крыма
Эксклюзивное интервью муфтия Республики Крым Эмирали хаджи Аблаева газете мусульман Евразии «Медина аль-Ислам», подготовленное при содействии пресс-службы ДУМ Крыма.
— Эмирали хаджи, как Вы оцениваете итоги визита делегации Совета муфтиев России в Крым, которая побывала на полуострове с 27 по 30 марта 2014 г.?
— Одним словом — продуктивно. Мы провели ряд встреч, ознакомили гостей с деятельностью ДУМ Крыма, целями и задачами, которые перед собой ставит Муфтият Крыма, а также достижениями. Обсудили ряд вопросов, касательно мусульманской уммы России, а не только Крыма, изложили своё видение развития взаимоотношений, а также деятельности ДУМ Крыма в новых условиях. Рассказали об истории и особенностях мусульманской уммы Крыма. Представили делегацию СМР нашей общественности — интеллигенции, предпринимателям, чиновникам, политикам и общественным деятелям. Нашим гостям посчастливилось присутствовать на внеочередной сессии VI Курултая Крымскотатарского народа и воочию наблюдать или даже сочувствовать тем переживаниям, чаяниям и проблемам, с которыми столкнулся коренной мусульманский народ Крыма. Думаю, организация данной встречи была своевременна и полезна для обеих сторон. Мы ставили целью сближение и налаживание здоровых взаимоотношений, а также хотели ознакомить наших коллег с деятельностью ДУМК, обсудить и выработать между мусульманской уммой материковой России и Крыма общее видение по ряду вопросов. Я думаю, что все вместе мы достигли намеченного.
— По итогам поездки делегации из России было сказано о желании ДУМ Крыма и СМР развивать сотрудничество и укреплять братские связи. Как, по Вашему мнению, две организации могут быть полезны друг другу, в каких областях надо развивать сотрудничество?
— Мы знаем друг друга с Равиль хазратом Гайнутдином уже давно, почти каждый год встречаемся. Возглавляемые нами организации также поддерживают связь и сотрудничество. Развитие взаимоотношений поможет нам адаптироваться в новую среду, это, в первую очередь, налаживание связей с государственными и общественными религиозными учреждениями. А кроме того, мы думаем наладить более тесное сотрудничество в издательской и образовательной сферах — обмен студентами, преподавателями. Мы являемся самодостаточными религиозными организациями, но у каждой есть свой ценный опыт, наработанный десятилетиями, т. е. есть чем поделиться, и, я надеюсь, в этом смысле мы будем взаимно полезны, и не только. Взаимодействуя, а при необходимости и помогая друг другу, мы станем только сильнее как материально, так и духовно, что самое главное, на мой взгляд.
— Как Вы считаете, какие первоочередные вопросы необходимо решать мусульманской умме полуострова в новых реалиях? Ведь в России другие законы, к которым необходимо будет приспосабливаться.
— Необходимо будет привыкнуть к новым условиям, законодательству. Для осуществления любой деятельности, религиозным организациям нужно будет изучить новое законодательство, подготовить и осуществить перерегистрацию уставных документов. Мы выработаем алгоритм действий и будем оказывать юридическую консультацию и помогать нашим мусульманским общинам в оформлении соответствующей документации. А что касается в целом мусульман полуострова, то религиозные практики, работа мечетей и священнослужителей продолжается в том же режиме. Единственно, изменилось время молитв в связи с переходом на московское время. Мы сейчас готовим новые календари времён намаза на год. В ближайшее время мы их распечатаем и раздадим. Мусульманам нужно будет к этому просто привыкнуть. В случае возникновения каких-либо нюансов, касающихся духовной жизни мусульман Крыма, мы доведём это до сведения наших соотечественников.
— Много ли последователей партии «Хизб ут-Тахрир» на полуострове, и как может сложиться судьба последователей этого течения, ведь данная организация запрещена в России?
— Немного. Они никогда не пользовались поддержкой народа. Мусульманская умма Крыма относилась и относится к подобного рода нововозникшим религиозным течениям, партиям и т. д. с их маргинальными идеями, как минимум, недоверчиво. И, кстати, небезосновательно. В целом, наш народ традиционалист и поэтому всякие религиозные новшества не приемлет. Наша умма монолитна, так как на 90% представлена крымскотатарским народом — суннитами и ханафитами по вероубеждению и религиозной практике. Так как мы коренной народ и много претерпели лишений и дискриминации, то у нас обострено национальное чувство и сплочённость. Те, некоторые молодые люди, которые в силу религиозной неграмотности и неопытности, попали под влияние идеологий, чуждых нашим традициям всяких религиозных течений и сект, также являются нашими соотечественниками. Да, они ошибаются и, зачастую, не слушают наставление имамов и старейшин. Возможно лояльность украинского законодательства послужила одним из факторов, способствовавших распространению всякого рода маргинальных групп среди молодёжи. Но новые реалии должны заставить, и, я думаю, заставят задуматься и пересмотреть свои позиции многим. Нужно дать время.
Кстати следует заметить, что в Крыму никогда не было терактов на религиозной почве, эльхамдулиллях. Поэтому, учитывая крымские реалии, спешить и принимать какие-то радикальные меры по «зачистке», «нейтрализации» и т. п., думаю, будет неправильно. Однако при всём этом нужно быть реалистами и понимать, что если есть закон (федерального значения), то он распространяется на территорию действия и его применение не за горами. И не от религиозных деятелей или какого-то чиновника зависит его претворение. Наша обязанность, как муфтията Крыма, разъяснить сторонам, что правильно, а что нет, с религиозной, моральной точки зрения и способствовать разрешению вопроса продуманными и мирными шагами, без драматических ситуаций.
— А как в целом ведется работа с нетрадиционными для Крыма течениями? Идет ли сейчас работа в рамках проекта «Ислах»?
— Конечно, ведётся. Она никогда не прекращалась. Главным приоритетом для нас являлось разъяснение мусульманам Крыма противоречие взглядов нетрадиционных течений эхлю сунна, ханафитскому мазхабу и религиозным традициям мусульман Крыма, крымскотатарского народа. Это обязанность — эмр-и бильмаруф и нехий аниль-мункер, мы это делали и будем продолжать во благо всех жителей Крыма.
— А что Вы можете рассказать об издательской деятельности ДУМ Крыма? Планируется ли в ближайшее время издание новой литературы? На каком языке предпочитают читать исламскую литературу мусульмане полуострова?
— Духовное управление мусульман Крыма ведет большую работу в издательской сфере, книги выпускаются как на русском, так и на крымскотатарском языках. В 2013 году Духовное управление мусульман Крыма выпустило серию книг для имамов, учащихся медресе и всех, кто интересуется основами и историей Ислама. Среди них: «Хадис тарихы ве усулы» (в книге говорится о Сунне, об истории и методологии хадисов), «Фыкъых усулы» (книга о методологии исламского права), «Динлер тарихи» (книга об истории иудаизма, христианства и ислама), «Ислям акъаиды» (о вероубеждении), «Тефсир тарихи ве усулы» (об истории и методологии толкования Священного Корана, «Пейгъамберлер тарихи» (об истории пророков), и «Диний хитабет» (о религиозной риторике), Ислям Тарихы (История Ислама) изданы на крымскотатарском языке. Для учителей общеобразовательных школ было издано пособие «Ислам в истории и культуре Крыма». В мае 2013 года выпущено второе издание книги «Урф-адетлеримизге коре дуамерасими ве тертиби».
Также отметим, что в конце прошедшего года — в Крыму начал издаваться первый молодежный мусульманский журнал «MUSLIM», целью которого является популяризация исламских ценностей в молодёжной среде. Муфтият также продолжает выпуск журнала «Источник мудрости» и газеты «Хидает». Сейчас готовятся к изданию ряд книг. Мусульмане полуострова охотно читают исламскую литературу на крымскотатарском языке, также выпускается большое количество книг на русском языке.
— А как обстоят дела с исламским образованием на полуострове? Где получали и получают исламское образование мусульмане?
— Одна из основных задач Духовного управления мусульман Крыма — это обучение и воспитание подрастающего поколения в духе традиционных исламских ценностей, также подготовка имам-хатибов. С этой целью под патронатом Муфтията Крыма обеспечивается работа пяти медресе с филиалами в различных городах Крыма, в которых около 200 мальчиков и девочек изучают нашу религию и обычаи. Выпускники медресе продолжают теологическое образование в Турции, Азербайджане и других странах мира.
— Что можете сказать по поводу строительства новых мечетей на полуострове и о реконструкции старых? Не секрет, что на территории Крыма немало объектов, которые необходимо вернуть мусульманской общине. Сколько таких объектов можно насчитать и насколько хорошо они сохранились?
— Мы прикладываем большие усилия по строительству и реставрации мечетей. В этом нам большую помощь оказывала Турецкая Республика и исламские организации. В 2013 году торжественное открытие отреставрированного памятника архитектуры XVIII века мечети Орта Джами (построена в 1737–1743 годах) прошло в Бахчисарае. Также в селе Богатовка Судака восстановили мечеть, которой порядка 300 лет. Новые мечети были построены и торжественно открыты в селе Красносельское Черноморского района и в с. Охотниково Сакского района. В 2013 году строительство новых мечетей началось в селах Изобильное (Алушта) и Шелковичное Сакского района, Новопокровка Кировского района и в городе Белогорске. Всего, в настоящее время продолжается строительство 14 мечетей. В селе Марьино Джанкойского района, усилиями местной мусульманской общины в мае 2013 года открыли молельный дом. Также укажем, что в августе в Центральной мечети города Саки состоялось торжественное открытие первого минарета. Его высота составила 32 метра.
Подойдя к вопросу о возвращении нашего исторического наследия, следует отметить, что ДУМК сталкивается на этом пути с множеством сложностей. За последние пять лет удалось вернуть лишь три объекта, ведутся работы по возвращению ещё шести объектов. Например, только для того, чтобы вернуть памятник XVIII века Орта медресе (Бахчисарай), Духовное управление мусульман Крыма на протяжении трех лет судилось в судах Автономной Республики Крым и г. Киев. При этом, вопрос ещё не решён. Возвращение зданий бывших мечетей и медресе в 90% случаев это процесс, который затягивается на многие годы, и проходит через суды и многотысячные затраты. Эти объекты незаконно, несмотря на наши многочисленные обращения, продают другим лицам, или же там живут люди, для переселения которых никто не хочет выделять средства. Это все является вакуфным имуществом и принадлежит народу. Оно должно быть возвращено на баланс ДУМК и служить своим целям.
Источник: «Медина аль-Ислам», май 2014 г.