Между фикхом и тадждидом: о роли Абу-Ханифы как муджаддида в статье Дамира Мухетдинова
В новом выпуске ваковского журнала «Minbar. Islamic Studies» вышла статья первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ректора Московского исламского института, директора Центра исламских исследований СПбГУ доктора теологии Дамира Мухетдинова «Вклад Абу Ханифы в обновление общественного порядка».
Ставя задачу рассмотреть взаимосвязь права и теологии в системе воззрений Абу-Ханифы, профессор Мухетдинов очерчивает границы возможной реконструкции религиозно-правового учения Абу-Ханифы через произведения его учеников — «Китаб аль-Харадж» Абу-Йусуфа и шести сборников, составленных Мухаммадом аш-Шайбани. Автор также анализирует использование Сунны в этико-правовой методологии Абу-Ханифы и его трактовку легитимного ра’йа.
В статье дается взгляд на Абу-Ханифу как создателя правовой системы, утверждающей традиционные структуры, соответствующие историческому этапу развитию ислама, но оставляющей пространство для внутреннего преобразования в согласии с требованиями времени. Приводятся принципы работы созданного Абу-Ханифой частного законосовещательного органа, «экспертного совета» по вопросам права. Обосновывается значимость независимости от власти авторитета факиха, претендующего на установление справедливой формы права.
Как муджаддид, пишет Дамир Мухетдинов, Абу-Ханифа укоренял правовые нормы в широком этическом контексте, связывая индивидуальную добродетель с уровнем развития правового сознания. В его теологии обновление веры — тадждид — связывается с цивилизационным возрождением — исляхом. В ракурсе обновления в статье также упоминается концепция веры и неверия Абу-Ханифы, выполнявшей «функцию духовно-этического оздоровления общества, его излечения от чрезмерной внутренней ожесточенности и подозрительности».