Санкт-Петербургский Мухтасибат провел вечер, посвященный отражению ислама в творчестве великих поэтов мира
2 июня в Музее Анны Ахматовой в Петербурге состоялся творческий вечер под названием «Незримое благословенье. Исламский Восток в русской поэзии» с презентацией антологий и хрестоматий по ориенталистике в русской и зарубежной поэзии и прозе.
В основе мероприятия лежала представление любителям литературы новой книги крупнейшего мусульманского издательского холдинга на постсоветском пространстве – ИД «Медина» под названием «Пустыня внемлет Богу. Аллах, Мухаммад, Коран, ислам в творчестве великих поэтов мира» под авторством поэта Михаила Синельникова.
В 2008 году появилась первая в истории антология русской поэзии с комментариями, которая отражает глубинный интерес наших поэтов к мусульманскому Востоку. Она является ярким свидетельством евразийского характера российской цивилизации, где этническую основу составляют славяне и тюрки, а духовную – православие и ислам.
Антология – итог многолетнего труда известного московского поэта и переводчика, уроженца Ленинграда, который провёл детство и юность в Средней Азии, Михаила Синельникова.
"Незримое благословенье" – строчка из цикла ташкентских стихов Анны Ахматовой, которая была православной христианкой, но при этом помнила о "бабушке-татарке". Эта книга была переиздана дважды: в 2008 и 2011 годах. ИД «Медина» в развитие темы публикует иные антологии, сборники и хрестоматии, в которых собраны произведения писателей и поэтов Запада, Востока, России о мире мусульманства.
Ведущими мероприятия были сам автор книги поэт, переводчик, составитель антологий Михаил Синельников, а также поэт и культуролог Сергей Маркус.
Главный редактор ИД «Медина», председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Мухетдинов выступил с итогами публикаций художественной ориенталистики и перспективами будущих изданий. Активисты Духовного управления мусульман СПб и Ленобласти, среди которых были и молодежь, и пожилые люди, прочитали стихотворения как классиков, так и собственного сочинения.
Из выступления имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамира Мухетдинова:
«Позвольте вас поприветствовать традиционным мусульманским приветствием ас-саляму алейкум! – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословенье!
Уже на протяжении 8 лет Издательский дом «Медина», главным редактором которого я являюсь, совместно с Михаилом Исааковичем Синельниковым, трудимся, просвещаем и возрождаем те прекрасные традиции, которые имели место быть в нашей мусульманской культуре. Я как педагог и человек, который имеет прямое отношение к научно-педагогической деятельности, всегда задавал себе вопрос: «А почему наши студенты в исламских религиозных заведениях изучают только Коран, хадисы и те науки, которые мы традиционно называем мусульманским богословием и правом?»
Наши предшественники, великие татарские богословы-мыслители, о которых мы последнее время неустанно говорим, 100-200 лет тому назад уделяли особое внимание поэзии. Я наблюдаю за тем, что наши молодые имамы во время проповеди, выступления в СМИ или в своей педагогической деятельности не обращаются к такому великому наследию, о котором говорили наши предки. Поэтому мы в сотрудничестве с Михаилом Исааковичем Синельниковым подумали: какой бы нам создать проект, чтобы он был полезен с одной стороны для самих мусульман, а с другой – для развития межкультурного диалога? И так появился проект «Незримое благословенье».
Мы привыкли считать, что об исламе, Востоке в целом писал Пушкин («Подражание Корану»), возможно Лермонтов. Но на самом деле вся русская поэзия Золотого, Серебряного веков, начиная с Державина и заканчивая современниками, пронизана этим. Ислам сидит глубоко в их сознании, культуре, мысли. Иногда читаешь русскую классику и думаешь: «А Толстой, Лермонтов – не скрытые ли мусульмане, люди сочувствующие, сопереживающие, а порой говорящие языком ислама и мусульман?» Второй наш проект – «Призвание Мухаммада», посвящен отражению ислама в трудах ведущих западноевропейских и американских авторов. Он был призван помочь нам осознать как там, в той культуре, не ближневосточной, а западноевропейской, отражали ислам в своей литературе. Можно констатировать, что поэты и писатели вносили свой немалый вклад в сближение культур, традиций и народов».
Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области