Дамир Мухетдинов: для интеллектуального развития 25-миллионной российской уммы нужны богословы
Первый зампред Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов выступил с докладом на научно-практической конференции «Ислам в России: традиции и современность, опыт регионов», которая проходит сегодня в Перми в рамках VIII Межрегионального форума мусульманской культуры «Мусульманский мир-2018».
После пленарной части заседания конференция продолжила свою работу заседаниями 3 секций: «Мусульманское образование: современные вызовы»; «Мусульманские общественные организации и национально-культурные образования народов, традиционно исповедующих ислам. Сохранение культурной идентичности, социальное служение»; Мусульманская молодежь: проблемы гражданской идентичности».
В работе конференции принимают участие: председатели духовных управлений мусульман России, имамы и члены местных мусульманских организаций, представители федеральных, краевых и муниципальных органов власти, эксперты в области истории, религии, этнографии и другие.
Предлагаем вашему вниманию выступление первого зампреда ДУМ РФ Дамира Мухетдинова:
Ислам в России: опыт и актуальные задачи системы исламского религиозного образования
В новейшую историю России 1987-1988 годы можно считать точкой начала воссоздания мусульманского религиозного образования, когда практически синхронно появились первые медресе в регионах Поволжья, на Северном Кавказе и в Москве. Так как львиная доля активного мусульманского духовенства России на тот период была представлена выпускниками медресе Мир Араб в Бухаре и Ташкентского исламского института, вполне естественно, что в период становления вновь созданные медресе и исламские институты опирались на бухарскую и ташкентскую школу и методологию. Вскоре в педагогический состав учебных заведений влились преподаватели, прибывшие из арабских стран и Турции, а также наши сограждане, обучавшиеся в зарубежных образовательных центрах. Это привело к хаотичности, мозаичному характеру развития исламского образования. В финансировании образовательной деятельности руководители учебных заведений, чаще всего кроме образования, предоставлявших своим студентам еще и полный пансион без оплаты стипендии, обращались к помощи иностранных спонсоров - фондов и частных жертвователей.
Таким образом, к концу 1990-ых - началу 2000-ых гг. ключевыми проблемами развития исламского религиозного образования стали, с одной стороны, минимизация иностранного финансового и идеологического влияния, с другой - унификация образовательных стандартов, внедрение неких универсальных критериев оценки качества преподавания и подготовки учащихся и через это преодоление общей мозаичности картинки. К примеру, в настоящее время в России действует как минимум в два раза меньше исламских институтов и университетов (по названию), нежели было еще 20 лет назад, когда наименование института могло взять себе учебное заведение, чей уровень подготовки никак не превышал уровень медресе. В 2000-ые годы произошла некая стабилизация в понимании целей и задач, стоящих перед различными уровнями религиозного образования, - от общей религиозной грамотности в отношении культа и религиозного воспитания в рамках воскресных курсов при мечетях, через уровень медресе, готовящих духовенство, к уровню исламских высших учебных заведений, выпускники которых привлекаются в дальнейшем к преподавательской деятельности, к работе в аппаратах духовных управлений мусульман и к служению в качестве духовенства. В тот же период были учреждены коллегиальные органы, объединяющие руководителей учебных заведений различных юрисдикций для координации своей деятельности.
В среде мусульманского духовенства, а также на уровне государственно-конфессионального диалога был достигнут консенсус о необходимости скорейшего качественного рывка в отечественном исламском образовании и выведении его на уровень конкурентоспособности с ведущими мировыми центрами исламского образования. Был сформулирован принцип, согласно которому молодым российским мусульманам рекомендовано выезжать за рубеж для получения исламского образования только после получения базового исламского образования в отечественных медресе или институтах, т.е. для углубления уже имеющейся базы знаний и совершенствования знания арабского языка. Разумеется, эта установка могла иметь и имеет только рекомендательный характер, согласно законодательству запрещать кому бы то ни было выезжать за рубеж религиозные организации не имеют права.
Новый этап развития исламского образования был связан с принятием государственного стандарта по теологии, и в частности, стандарта по исламской теологии, а также с имеющей огромное значение Программой подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Это государственная программа, за реализацию которой сегодня отвечает Правительство Российской Федерации. Средства программы идут не на оплату текущих расходов, в финансировании которых учебные заведения по прежнему испытывают большие сложности, но на развитие учебно-методической базы, в том числе и обеспечение качественными учебными пособиями, поощрение научных исследований.
Возможность получить диплом по исламской теологии государственного образца, укрепление профессорско-преподавательского состава исламских вузов, сыграли, безусловно, свою большую роль в повышении привлекательности отечественных исламских заведений в глазах абитуриентов. Отток российской молодежи в исламские учебные заведения Турции, арабского мира, Юго-Восточной Азии продолжается, но его масштабы снизились очень заметно.
Главная трансформация исламской образовательной системы в связи с принятием госстандартов и прикреплением исламских институтов к светским учебным заведениям заключалась в появлении некоего гибрида между светским гуманитарным образованием и классическим религиозным. Выпускники теологических факультетов сегодня имеют гораздо более широкую общегуманитарную подготовку, позволяющую свободно работать в контексте всего российского общества, а не только в пределах мусульманского сообщества, но обратной стороной медали является нехватка учебных часов для более глубокой концентрации на собственно исламских дисциплинах. Еще одним результатом стал синкретизм методологий исламских наук и академической традиции в рамках исламских учебных заведений.
Здесь мы подходим к следующему логическому этапу развития исламского образования, а именно к пониманию, что российское мусульманство как особая часть исламской цивилизации и органичная часть российского социума, не может довольствоваться лишь воспроизведением имеющегося корпуса знаний, теорий и трактовок исламского учения. Для интеллектуального развития 25-миллионной российской уммы нужны богословы, которые создавали бы актуальный интеллектуальный продукт и развивали исламские богословские дисциплины. На высоком уровне задача воссоздания отечественной школы богословия была озвучена в 2013 году в ходе встречи Президента В.Путина с лидерами крупнейших мусульманских религиозных организаций.
Таким образом, стала очевидна надобность подготовки молодого поколения мусульманских интеллектуалов, имеющих как религиозную, так и светскую подготовку. Это подразумевает, что курс обучения этих высококвалифицированных кадров фактически будет превышать четырехлетний или шестилетний курс бакалавриата или магистратуры, а также необходимость создания условий для обучения в аспирантуре и докторантуре плюс социальную поддержку молодых специалистов.
Решение этих задач также ведется в рамках Плана мероприятий по реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. В настоящее время десятки выпускников Московского исламского института и других учебных заведений в структуре ДУМ РФ и Совета муфтиев России обучаются в магистратуре и аспирантуре Московского и Санкт-Петербургского государственного университетов.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что развитие исламского образования происходит неравномерно. Ярким примером тому служит тот факт, что несмотря на возможность государственной аккредитации религиозных вузов, из более чем дюжины российских исламских вузов до сих пор лишь три выдают дипломы государственного образца. Это в том числе, учрежденный ДУМ Российской Федерации Московский исламский институт, и Российский исламский институт, соучредителем которого является Совет муфтиев России.
В то же время, отмечу: уже достигнутые успехи исламской системы образования в России, в частности найденные работающие и дающие результат форматы государственно-исламского сотрудничества в части подготовки кадров и минимизации зависимости от зарубежных спонсоров вызывают большой интерес в странах западной Европы, где, как известно, сама мусульманская умма отличается разнородностью, дезорганизацией и большой степенью зависимости от зарубежного спонсорства в широком смысле этого слова.
Суммируя изложенные выше этапы развития исламского образования в России, укажу перечень наиболее актуальных задач, стоящих в этой области перед исламскими организациями:
1) способность карьерными и социальными перспективами привлекать талантливых выпускников школ;
2) решение задачи финансирования текущей деятельности, укрепления материально-технической базы всех уровней, включая средние медресе и исламские вузы;
3) создание учебных заведений, которые готовили бы кадры для общин, расположенных восточнее уральского хребта, развитие мусульманской научно-интеллектуальной жизни в Сибири;
4) развитие взаимоотношений между российскими исламскими учебными заведениями и зарубежными исламскими вузами на принципиально новой базе, основываясь на соглашениях о сотрудничестве и с четким мониторингом результатов такого сотрудничества;
5) изучение опыта и наработок в области исламских исследований и подготовки специалистов немусульманских стран, прежде всего, Западной Европы, значительно преуспевших в развитии исследований на стыке исламских и академических дисциплин;
6) формирование диссертационного совета по исламской теологии и таким образом, завершение трехступенчатой системы образования и создания возможностей для защиты диссертаций по исламской теологии в России, что в будущем могло бы стать привлекательной перспективой и для мусульман стран СНГ;
7) значительное укрепление в ближайшие годы качества языковой подготовки учащихся исламских учебных заведений. Сегодня требуются кадры, владеющих, кроме родным, как минимум одним восточным и одним европейским языков на уровне, позволяющем вести исследования и принимать участие в международном научном процессе. Также скорейшего внимания требуют сферы источниковедения, текстоведения, научного перевода.
Кроме того, хочу упомянуть о еще одной задаче, которая жизненно важна для мусульманского сообщества России в целом. Речь идет о предстоящем внедрении предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в различных модулях. Проблема подготовки педагогов и учебных пособий для российского мусульманства стоит очень остро. До сих пор не совсем ясно, будут ли допускаться до преподавания в школах соответствующих дисциплин специалисты, имеющие диплом теолога. При прохождении дополнительной педагогической подготовки, это представляется наиболее разумным вариантов для всех традиционных религий. Однако при реализации такого сценария, ДУМ РФ ходатайствует о значительном увеличении бюджетных мест в светских вузах по направлению исламская теология или о изыскании возможностей для подготовки необходимого количества теологов в исламских вузах.
5 апреля 2018 г., Пермь