13 сентября 2019 10:58 Тюменская область
Исламский богослов Дамир Нафиков встретился со студентами Тюменского государственного университета
Тюменский государственный университет 10 сентября принял почётного гостя – руководителя международного отдела Российского исламского университета Центрального Духовного управления мусульман России, аспиранта университета «Аз-Зайтуна» (Тунис), исламоведа, теолога Дамира хазрата Нафикова.
Встреча была организована по инициативе Советника ректора ТюмГУ, куратора проекта «Открытая школа права» Ольги Загвязинской при участии эксперта Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма ТюмГУ Ярослава Ильина, заместителя директора СоцГума по молодёжной политике Светланы Рачёвой и сотрудников Центра патриотического воспитания ТюмГУ.
В аудитории Института Социально-Гуманитарных наук ТюмГУ аншлаг. На встречу с богословом пришли студенты и аспиранты ТюмГУ, а также преподаватели госуниверситета и других вузов Тюмени. Не каждый день можно задать вопросы квалифицированному специалисту в сфере исламского богословия. Участников интересовали разные темы, касающиеся жизни, любви, и, конечно, политики.
После приветствия, Дамир Амирович рассказал собравшимся о своей многолетней деятельности в области религиозного образования. Уважаемый гость долгие годы возглавлял мусульманскую общину города Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Позже несколько лет преподавал арабский язык в Российском исламском университете города Уфа. Дамир хазрат стоял у истоков создания Булгарской исламской академии, которая уже второй год работает в полную силу.
Религией ислам Дамир Нафиков начал интересоваться ещё в детстве, которое прошло в Южной Якутии.
- Наш город Нерюнгри был многонациональным. Бок о бок жили и трудились выходцы с Поволжья, Урала, Кавказа, Украины и других регионов, и республик Советского Союза. Никогда между людьми не возникало проблем на национальной и религиозной почве. Возможно это советское воспитание, зиждившееся на идее дружбы народов, вложило в души моего поколения уважение к многообразной культуре российского народа.
Однако интерес к самобытной культуре своего народа подталкивал Дамира к изучению исторического прошлого его родины – Башкортостана, откуда он с родителями в школьные годы переехал на Север.
- Однажды с летних каникул из Башкирии мы привезли книгу «Кинзя», посвящённую Кинзе Арсланову, являвшегося одним из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 годов. Прочитав её, я узнал, что наши предки были очень религиозными, знали восточные языки, жили по канонам ислама. Но получить более подробную информацию об исламе в то время не представлялось возможным.
Следующим этапом в познании своей религии для Дамира Амировича стала служба в армии. Сослуживцы из Дагестана рассказали своему единоверцу об основных столпах их общей веры. Будущий богослов начал совершать пятикратную молитву, посещать по пятницам мечеть города Якутска. Потом последовала учёба в мусульманской духовной семинарии города Новосибирска, где при помощи преподавателей из Сирии, Дамир хазрат в совершенстве овладел языком Корана - арабским.
- После переезда в Уфу, моя деятельность неразрывно связана с большим арабским миром, включающим в себя 22 страны. Уже в течение шести лет я обеспечиваю участие делегаций арабских стран на международных конференциях Уфы, Казани и других городов нашей страны. Я также являюсь переводчиком-синхронистом, и практически на каждой конференции перевожу выступления арабских гостей.
Мусульманский богослов с улыбкой отмечает, что сейчас в России ему приходится быть реже, чем за границей. Основную часть времени Дамир Амирович проводит в Тунисе в древнейшем университете этой страны «Аз-Зайтуна». Там он занимается исследовательской деятельностью, пишет статьи по исламской теологии и истории, занимается переводом трудов исламских богословов древности и современности.
Выходцу из российского севера действительно есть на что посмотреть на африканском севере, есть о чём написать и рассказать собеседникам. В ходе часовой встречи, Дамир Амирович не раз подчеркнул, что отношение арабов-мусульман к своим соплеменникам христианского вероисповедания очень доброжелательное.
- Бытует мнение, что все арабы приверженцы ислама, но это не так. В арабских странах проживают порядка 15 миллионов последователей христианства. Это коренные жители, разговаривающие и молящиеся на арабском языке, но на протяжении многих веков придерживающиеся веры своих отцов. Различие в религии не мешает арабскому народу развиваться. И мусульмане, и христиане арабского происхождения вместе служат в армии, вместе защищают свою родину от внешних и внутренних агрессоров, даже вместе празднуют праздники, в том числе религиозные.
Действительно, богатые нефтью и другими полезными ископаемыми страны, в которых живут гостеприимные, добрые и отзывчивые люди! Но что же сподвигло их взяться за оружие и убивать себе подобных, разрушать церкви, мечети и синагоги?! По словам спикера, виной всему искаженные псевдоисламские идеи, распространяемые идеологами воинствующего джихадизма и такфиризма.
- Исламский мир столкнулся с тем, что в начале 21 века как грибы начали появляться различные экстремистские и террористические группировки религиозного толка новой формации, во многом отличавшиеся от тех, которые существовали до этого. Лозунги террористов: «смерть неверным!»; «за спасение мусульман!» и т.д. Но кого они называют неверными? Не только людей, которые придерживаются иных религий, но и всех, кто не согласен с их идеями. Ложь и обман террористов овладевают молодыми умами. Люди, не имеющие достоверных знаний о религии, принимают пламенные речи ораторов за чистую монету. Итогом всего этого становится то, что целые страны терпят гуманитарную катастрофу, множество беженцев покидает свои дома.
Участники мероприятия поинтересовались: «как же сделать так, чтобы подобное не происходило у нас в стране?»
- В сирийском конфликте приняли участие порядка 7-8 тысяч россиян. Эта цифра одновременно ужасает, но в то же время заставляет задуматься. К сожалению, в идеологической, информационной борьбе мы пока проигрываем. Ряд зарубежных стран выделяет огромные суммы денег для распространения идей религиозного экстремизма в государствах-оппонентах. Наша страна всегда была объектом повышенного интереса наших «партнёров», в том числе заокеанских. Наличие огромного количества информации, распространяемой деструктивными религиозными структурами в российском сегменте интернета является тому доказательством. Я считаю, что одним из эффективных шагов в профилактике разрушительных идей на территории Тюменской области стало создание информационно-просветительского портала «Аль-Хакк», через который в мусульманской среде региона пропагандируются идеи миролюбивого, пророческого ислама. Данное направление нужно развивать.
Гостю из Уфы также был задан вопрос о многожёнстве в исламе, на что представитель Центрального Духовного управления дал квалифицированный ответ.
- Всевышний в Коране сказал: فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاۤءِ مَثْنٰى وَثُلٰثَ وَرُبَاعَ فَاِنْ خِفْتُمْ اَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً
…женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной (Сура «Женщины», 3 аят).
В этом аяте присутствует лишь дозволенность на заключение брака с несколькими женщинами, но это не означает, что каждый верующий обязан делать это. Опять-таки религиозная безграмотность толкает людей на весьма глупые поступки. Женившись, мужчина должен обеспечивать свою жену всем: жильём; пищей; одеждой и так далее. Но современная тенденция такова – ещё неоперившийся студент, проживающий в студенческом общежитии заключает религиозный брак с девушкой, встречается с ней на стороне, при этом ещё, сломя голову стремится взять в жёны вторую жену. Это всё полностью противоречит духу ислама.
Общение проходило в дружелюбной и непринуждённой атмосфере. Помимо студентов и преподавателей ТюмГУ, получить консультации по вопросам исламского богословия пришли и тюменские исследователи ислама, среди которых доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра Тюркологии ТюмГУ Алишина Ханиса Чавдатовна и ведущий эксперт Экспертного научного центра по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Тюменского госуниверситета – профессор Александр Ярков.
Стоит отметить, что Дамир хазрат в Тюмени не впервые. С 2015 года он ежегодно посещает ежеквартальные курсы для имамов, организуемые Духовным управлением мусульман Тюменской области и Тюменским государственным университетом при содействии Комитета по делам национальностей. В этот свой приезд хазрат зачитал имамам курс лекций по коранистике и помимо ТюмГУ провёл встречу со студентами Аграрного университета Северного Зауралья. По словам Дамира Амировича, сейчас тюменские имамы имеют более глубокие знания по исламской теологии и юриспруденции.
- «Несомненно, это заслуга и правительства региона, и госуниверситета, и конечно же Духовного управления. Благодаря такой слаженной, совместной работе, тому вниманию, которое уделяется проблемам мусульманского сообщества региона удастся избежать многих современных проблем, связанных с межрелигиозными и межэтническими отношениями», - считает он.
Выступление Дамира Амировича вызвало большой интерес у собравшихся студентов и преподавателей, которые задали ещё немало вопросов, а и из ответов почерпнули много нового и интересного для себя. В заключении гость поблагодарил руководство университета за оказанный тёплый приём, пожелал студентам успехов в учёбе, а своим коллегам преподавателям терпения в их благородном труде.
Частное мнение
Аспирант ТюмГУ Мухаммадсардор Муйдинов:
- Мало кому приходится пообщаться с такими людьми, как Дамир Амирович Нафиков, поэтому лично для меня это была важная встреча. Узнал для себя много нового и полезного, в частности то, что термин джихад означает в первую очередь борьбу со своими страстями, а не войну с неверными как об этом говорят радикалы. Верующий человек не возьмет в руки оружие, а будет проповедовать любовь и взаимопонимание. Очень понравилась его речь, доволен встречей.
Пресс-служба ДУМ Тюменской области