Субботник в бывшем доме купца Айтыкина (Тара, Омская область) собрал представителей разных народов и конфессий
5 октября 2019 в доме купца Нияза Айтыкина в городе Тара Омской области был проведён субботник. Субботник был инициирован Духовным управлением мусульман Омской области – Омским мухтасибатом, МРОМ «Йолдыз» и Татарским культурным центром при Доме дружбы города Тара. Участие в этом благом деле приняли не только татары и мусульмане, но также и сотрудники районной Администрации, Общественной организация «Родные просторы» - представители разных национальностей русские, немцы и один казах.
Почему же желание восстановить дом купца Нияза Айтыкина объединило их всех? Чем известен это человек и его семья?
Об этом рассказал имам-мухтасиб Омского мухтасибата Радик хазрат Ахметов: «Айтикины или Айтыкины, как их чаще называли, - потомки Дина Али Ходжи, родословная которого восходит к известному среднеазиатскому суфию Саиду Ате. В свою очередь, Саиду Ате предписывают обращение в ислам правителя Золотой орды Узбек-хана. Именно купцы Айтыкины финансировали строительство нашей первой мечети, ныне, увы, не существующей. Первым в Таре поселился Нияз Айтыкин, сыновья которого – Абдул-Фаттах, Рахматулла и Насретдин – имели галатерейные, мануфактурные, гастрономические магазины, торговали на ярмарках сибирских, уральских, поволжских городов, их купеческие караваны курсировали между Средней Азией, Китаем, Сибирью Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Павлодаре, Семипалатинске, производили кожу, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Сыновья Нияза — Абдулл-Фаттах, Насретдин и Рахматулла — в 1856 году получили потомственное почетное гражданство. Абдулл — участник Семипалатинского соглашения об упорядочении торговли в Западном Китае. Насретдин знал фарси, арабский, немецкий, французский, английский языки, собирал книги, совершил паломничество в Мекку и Медину, изучал опыт передовых предприятий. Рахматулла вошел в Сибирское фабрично-торговое товарищество «А. Щербаков и Кº», основавшее Успенскую писчебумажную фабрику. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года. Наша Тара является родным городом Абдрашида Ибрагимова — первого муфтия Японии. Он родился здесь 23 апреля 1857 года. Дед по отцу был ахуном Тары и одним из основателей городской каменной мечети. Мать около 40 лет учительствовала, а отец матери служил муллой в Таре. После учебы в медресе Тюменской области, Стамбуле, Мекке и Медине Ибрагимов вернулся в Россию и с 1885 года служил имам-хатыбом соборной мечети в Таре, там же являлся мударрисом медресе. Он вел и большую общественную и социальную работу. В 1898 году получил право участвовать в выборе гласных Тарской городской думы на второе четырехлетие 1898–1902 годов. В 1902 году получил право участия в выборе гласных Тарской городской думы на третье четырехлетие 1902–1906 годах. В 1902–1903 годах он впервые посетил Японию, В 1905–1907 годах — член центрального комитета либерально-демократической мусульманской партии «Иттифак аль-Муслимин» (союз российских мусульман). В 1907 году был отстранен от выборов и привлечен к суду как редактор прогрессивной мусульманской газеты. Отбывал наказание. Он организовал переселение 500 мусульманских семей семей из Сибири в Турцию. А осуществить это помог купец Айтыкин, который купил для этих целей поезд.
С 1921 года Абдурашид Ибрагимов находится в эмиграции. В 1930–1931 годах жил в Мекке. В 1933 году он был приглашен в Японию. А в 1938 он вновь приехал в эту страну и стал председателем «Dai Nippon Kaikyō Kyōkai» - официальной японской правительственной организации по исламу, и имамом Токийской мечети. В Японии он и скончался в 1944 году. Здесь в Таре после революции в доме Айтыкина была татарская школа. В советское время в этом здание, обучалась татарские дети многих районов Омской области. Потом была вечерняя школа, а потом…пришли лихие девяностые. Перестали рождаться дети. Прекратились гособеспечение, и вот теперь в течение нескольких лет мы пытается найти спонсоров, чтобы восстановить это здание. Мы бы хотели, чтобы там был и музей, и детский садик, и школа для обучения татарскому языку и основам ислама наших детей».
Хочется пожелать тарским мусульманам и всем неравнодушным людям, стремящимся восстановить исторический дом Божьей помощи и поддержки меценатов, администрации и всех небезразличных к родной истории людей. А купцы Айтыкины, наверное, «одобрили» бы это дело, ведь они столько сделали и для своего народа, и для жителей Тары, и для всей Сибири.
Текст: Нина Зотова