Онлайн-конференция, посвященная теме запрета трудов исламских ученых
26 декабря по инициативе муфтия Саратовской области Мукаддаса-хазрата Бибарсова состоялась онлайн-конференция, посвященная теме запрета трудов исламских ученых, в том числе тафсиров Корана и сборников хадисов (изречений) пророка Мухаммада (мир ему).
В работе форума приняли участие более 70 человек из различных регионов нашей страны: Москва, Башкортостан, Дагестан, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня, Кировская, Пензенская, Орловская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. О наболевшей проблеме высказались российские муфтии, имамы, юристы, общественники, адвокаты, политологи и книгоиздатели. Среди участников конференции были: сам муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов, муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Москвы, член Совета улемов ДУМ РФ Ильдар-хазрат Аляутдинов, муфтий ДУМ Пензенской области, хафиз Корана Ислам-хазрат Дашкин, муфтий ЦДУМ Ульяновской области, член Совета улемов ДУМ РФ Мухаммад-хазрат Байбиков, политолог Руслан Курбанов, имам-мухтасиб ДУМ Кировской области Нияз хазрат Кашапов и другие.
«Мы видим, что из года в год обязательно какой-нибудь районный суд должен запретить какую-либо исламскую богословскую книгу. И всегда меня удивляет уровень этих судей, как специалистов. Ведь мы понимаем, что когда запрещается богословская литература, должно быть мощное экспертное заключение», — заявил муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов. Он считает, что на классических богословских книгах зиждется духовность российского народа, поэтому запрещать их — значит разрушать духовность граждан нашей страны, особенно молодого поколения.
Вместе с тем, прецеденты отмены спорных судебных решений по исламской литературе были – за последние годы был реабилитирован ряд книг, когда работу группы адвокатов курировало СМР и ДУМ РФ. Так, адвокатам удалось отстоять перевод Корана в 2013 году, когда был запрет перевода Корана (перевод Э.Кулиева) Октябрьским судом г. Новороссийска. Этот запрет был снят Краснодарским краевым судом в этом же году. В 2015 году, когда Южно-Сахалинский городской суд запретил книгу «Мольба» и признал экстремистскими суры и аяты из Корана, в том числе была признана экстремистской сура «Аль-Фатиха». Юристам также удалось отстоять; данное решение было отменено. Кроме того, было отменено решение Октябрьского районного суда города Оренбурга - в 2016 году Оренбургский областной суд снял запрет с 54 исламских книг. Среди них: «Сады праведных» имама Ан-Навави и «40 хадисов» имама Ан-Навави.
В настоящее время решение вопроса запрета литературы лежит в юридической и правоведческой плоскости. На состоявшейся 2 декабря 2021 года в Екатеринбурге VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Фахретдиновские чтения» на тему «Мусульманские религиозные организации в противодействии экстремизму и нетерпимости» эти вопросы обсуждались с участием доктора юридических наук, старшим партнером Адвокатского бюро «Славянский правовой центр», заместителем президента Гильдии российских адвокатов, членом Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации Анатолием Пчелинцевым, адвокатом коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Республики Мордовия Маратом Ашимовым и широким кругом экспертов. Участники мероприятия, как это значится в резолюции, рекомендовали министерству юстиции Российской Федерации и другим ответственным правоохранительным органам в вопросах запрета религиозной литературы и внесения изданий в федеральный список экстремистских материалов включать религиозные организации в межведомственные комитеты и рабочие группы для проведения профессиональной экспертизы.