закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 сентября 2012 10:43   Республика Татарстан 

Рафик Мухаметшин: «Оторвавшись от традиционных ценностей, они могут утешать себя, что живут по Корану и сунне…»

Рафик Мухаметшин: понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» -  довольно условны. Фото Сергей Елагин
Рафик Мухаметшин: понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» - довольно условны. Фото Сергей Елагин

Во вторник, 4 сентября, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин прочел депутатам в Госсовете РТ лекцию, посвященную исламу в Центральной части России.

Мухаметшин начал с того, что отделять ситуацию в Татарстане от развития ислама в Центральной России было бы неправильно – на всей территории от Центральной Азии до Поволжья принят ханафитский мазхаб. И, углубившись в историю ислама, пояснил возникновение самого этого понятия: развиваясь как мировая религия, ислам не мог не адаптироваться к традициям и обычаям других народов. «Проблему сохранения единства ислам закончил созданием богословских школ - мазхабов. Это оказалось очень важным этапом – с одной стороны, было сохранено единство религии, с другой – возникли определенные рамки, - пояснил Мухаметшин. – Но есть проблема институционализации – нет жестко выстроенной вертикали, встроенной в саму религию. Вертикаль религии не прописана в догматических основах самой веры – ислам демократичен, есть верующий мусульманин, есть Всевышний, и он без посредников строит свои отношения с Всевышним».

Если в исламских странах (например, Саудовской Аравии) роль жесткой связующей вертикали, отслеживающей соблюдение основ веры, играет само государство, то в поликонфессиональной стране сама религия такой вертикали не дает. Отсюда – отсутствие в России единого мусульманского центра: сегодня в России может быть 80 духовных управлений, завтра – 90, или 3 - 4… Канонически это нигде не прописано. Поэтому для духовных лидеров нет никаких догматических ограничений – можно создать свой муфтият, объяснил депутатам ректор РИУ.

Именно поэтому Валиулла хазрат, в память которого вчера прошли в Казани первые «Якуповские чтения», считал, что государство должно более внимательно относиться к проблемам ислама. «Нет ни одного мусульманского государства, где дела мусульман управлялись бы только через какие-то религиозные институты, - процитировал мысль Якупова лектор. – Государство принимает участие в формировании конфессиональной политики – и это большая проблема».

Пояснил Мухаметшин также понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» - оба они довольно условны. Но если приверженцы традиционного ислама, живущие по Корану и сунне, уважают еще и обычаи своего народа, то сторонники «чистого» ислама стремятся вернуться к чистоте ислама времен пророка Мухаммада. «Когда эта идея абсолютизируется, она доходит до запрета посещения могил предков, отрицания обычаев и традиций народа, - пояснил лектор. – Понятно, что в Саудовской Аравии, когда хоронят просто в пустыне, могил ты просто не найдешь. Но мы живем в других условиях… Возникает проблема нравственности – с одной стороны ты приверженец «чистого» ислама, и одновременно ты даже не знаешь, в каком состоянии могилы твоих предков… В наших условиях совместимость общечеловеческих ценностей и общерелигиозных понятий выходит на первый план».

Опасность начального обучения в условиях исламских государств ректор РИУ видит в самой системе образования, которая там создана. Она приемлема лишь для моноконфессионального сообщества. Возвращаясь сюда, молодежь, не впитавшая местных традиций, на ровном месте испытывает настоящий культурный шок. «Оторвавшись от традиционных ценностей народа, они могут утешать себя, что живут по Корану и сунне, но вековых традиций они не знают - это и является серьезным подспорьем радикализации», - добавил Мухаметшин. Именно поэтому духовное образование за рубежом, по его мнению, допустимо уже после того, как человек получит здесь, в РТ, определенные основы религиозных знаний. А интерес к религии у молодежи огромный – 85% молодежи в РТ относит себя к той или иной религии.

Поэтому нельзя не учиться, и особенно это касается религиозных деятелей. Иначе традиционный ислам становится непривлекателен для молодежи. В результате появляется даже понятие «бабаизма» - такой «бабай», пусть и честный, сводит ислам к исполнению определенных обрядов.

Сколько же в Татарстане приверженцев нетрадиционного ислама? Да, звучат определенные оценки их численности – но как эти оценки сделаны, непонятно. Как пояснил ректор РИУ, ситуация здесь довольно запутанная. «С традиционным исламом все понятно – есть духовное управление мусульман, - сказал он. – Но что касается нетрадиционных течений, грань провести невозможно. Многие уверенно определяют себя как представителей ханафитского мазхаба, хотя мировоззренческие установки их могут быть совершенно иными. И назвать какие-то цифры просто невозможно».

Также невозможно определить по внешним признакам приверженцев того или иного течения. Если в девяностые годы эти люди как-то стремились по-особому брить бороду и усы, как-то иначе одеваться, то теперь все это размылось. Радикализация в Татарстане возможна с учетом наличия социально-экономических факторов – пока в республике можно найти работу, пока общество в целом более-менее обеспечено, ситуация останется стабильной, заключил Мухаметшин.

«БИЗНЕС Online»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.