закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 июня 2011 14:11    Россия

От диалога к партнерству

Начиная с 2001 года, который был объявлен ООН Годом диалога цивилизаций, этой теме были посвящены сотни конференций, семинаров и научных работ в самых разных странах мира. Однако раскол по цивилизационному разлому до сих пор не удалось преодолеть. Возможно, это говорит о том, что концепция диалога зашла в тупик. О том, что может стать альтернативой диалогу, мы сегодня беседуем с доктором Сухейлем Фарахом, профессором Ливанского университета, который занимается вопросом диалога цивилизаций уже не один десяток лет.

— Доктор Фарах, прежде всего разрешите поздравить вас с юбилеем и примите искренние пожелания здоровья и успехов в вашей деятельности! У вас есть российское гражданство, вас многое связывает с Россией по долгу вашей деятельности. Расскажите, какова цель вашего нынешнего визита?

— Я принимал участие в XI Международных Лихачевских научных чтениях, которые проходят в Санкт­Петербурге и посвящены диалогу цивилизаций в глобальном мире. Эта конференция традиционно собирает авторитетных ученых, деятелей культуры и экспертов более чем из 20 стран для обсуждения ключевых гуманитарных проблем современности, важнейшей из которых является развитие диалога культур и партнерства цивилизаций.

Я выступил с докладом под названием «От диалога к партнерству цивилизаций: принципы, препятствия и перспективы». Этот доклад я представляю в ЮНЕСКО 14 сентября этого года на V Цивилизационном форуме «Стратегия диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры», на повестке дня которого помимо прочих вопросов — обсуждение проекта Всеобщей декларации ЮНЕСКО о стратегии диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры. Подготовкой этого проекта занимается международный коллектив ученых. Россию в нем представляют академик Юрий Владимирович Яковец, академик Юрий Сергеевич Осипов и Борис Николаевич Кузык. Самого себя я тоже отношу к российской команде.

В Санкт-­Петербурге у меня также были научные и деловые встречи с деканом, профессорами и студентами социологического факультета СПбГУ.

Кроме того, ряд важных для меня встреч прошел в Нижнем Новгороде — прежде всего с руководством Духовного управления мусульман Нижегородской области и Издательского дома «Медина», с которыми меня связывают годы тесного и плодотворного сотрудничества по вопросам развития диалога цивилизаций и просто теплые отношения. Также была интересная встреча на факультете международных отношений Нижегородского государственного университета — с деканом Олегом Алексеевичем Колобовым и студенческой аудиторией, состав которой отражает разнообразный облик вашего региона: среди собравшихся были и мусульмане, и христиане, и иудеи, и неверующие люди. В рамках этой встрече на ФМО был показан фильм «Путь к диалогу», подготовленный Ливано­российским домом и группой творческих людей из Казани и из других городов в честь моего юбилея.

— Вы занимаетесь продвижением идеи диалога цивилизаций на протяжении многих лет. Какие аспекты этой проблемы на сегодняшний день вы назвали бы самыми актуальными?

— Сегодня уже не приходится доказывать необходимость диалога между разными цивилизациями, религиями и культурами. Понимание того, что мир, в котором мы живем, разнообразен, есть. И нам пора переходить от сферы диалога к сфере сотрудничества, или, точнее, партнерства, на всех уровнях — экономическом, политическом, культурном и т.?д. Поэтому насущной проблемой сейчас является отсутствие институтов диалога, что готовили бы постоянные кадры, которые в свою очередь могли бы развивать это течение. Иначе внимание к проблеме сводится к проведению тематических семинаров и конференций. Нам нужны кадры, которые будут воспитаны в духе диалога, о котором мы говорим.

Подобная образовательная программа существует, этот проект называется «Международный интернет­университет диалога культур и цивилизаций». Профессора из разных стран могли бы преподавать четыре предмета: «Цивилизация: история, настоящее и будущее», «Диалог и партнерство цивилизаций», «Институты диалога цивилизаций», «Цивилизационный туризм». Пятый предмет мы будем преподавать с учетом цивилизационной специфики того или иного региона. Например, если речь идет об Индии, то это будут эти четыре предмета плюс «Индийская цивилизация» и так далее.

Важность этого проекта сложно переоценить. Я и мои коллеги возлагаем на него большие надежды в плане достижения наших целей. Особенность этого проекта заключается в том, что он подходит для представителей самых разных специальностей, не только гуманитарных: как преподают философию, так можно преподавать и цивилизационные знания.

— Одним из факторов, определяющих формирование цивилизации, является религия. Какую роль, на ваш взгляд, религии могут играть в диалоге цивилизаций?

— Роль религии в этом процессе может быть очень велика, поэтому крайне важно, чтобы был реализован ее созидательный потенциал, ведь у религиозных институтов есть и разрушительная сила.

Конфессиональным составляющим диалога цивилизаций посвящена монография «Диалог и партнерство цивилизаций: межконфессиональное и кросскультурное измерения» из серии «Диалог цивилизаций», составителем и автором предисловия которой я являюсь. В этой книге люди разных вероисповеданий открыто говорят о том, как они относятся к себе, своей религии, культуре и к иноверцам, их культуре, их ценностям. Идея была такая: дать православному возможность узнать мнение мусульманина по этим вопросам от самого мусульманина и так далее.

Мы должны насаждать культуру открытости к диалогу, потому иногда мы становимся свидетелями религиозного эксклюзивизма. Некоторые люди ощущают себя искренне верующими, но при этом исповедуют неприятие другого, пребывают в убежденности до заблуждения, что истина открыта только им, что способ спасения ведом только им.

Для налаживания диалога важно, чтобы в том числе на уровне религии его участники были свободны от стереотипов о себе и о других. Посмотрите, исторические памятники часто становятся объектом притязаний и конфликтов. Когда человек становится рабом своего негативного исторического памятника, это мешает ему вести искренний диалог. Настоящий диалог возможен, только если участники приступают к нему с чистым сердцем, пониманием того, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, с убежденностью в том, что общечеловеческие ценности стоят превыше всего.

— При таком подходе получается, что двигателем идей религиозной толерантности должны быть религиозные институты. Каким образом они могут встроиться в международный процесс?

— Они уже участвуют в этом процессе. Например, в прошлом году в Астане при поддержке президента Назарбаева прошел очередной Всемирный форум духовной культуры, который собрал вместе представителей самых разных религиозных институтов и ведомств. Их объединяет вместе со всеми, кто искренне нашел или еще только ищет свой чистейший духовный путь, то, что понятие духовного они понимают как фундамент всех культур, религий, мировоззрений и мировых событий. Ведь дух религии — это дух мира, справедливости, добра — вот то, что отражает волю Бога, или Аллаха, или в понятии Буддизма — Космический разум на земле.

Здесь, скорее, надо говорить о том, что религиозный институт должен постоянно обновлять себя, очищать себя морально, этически, духовно обогащать себя. Но не только в рамках своего узкого пространства, но и за счет других.

Нападки на протестантов, православных, мусульман, евреев и так далее — недопустимы. Сегодня мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. Нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационый дискурс, новый гуманистический подход к другим людям, иноверцам. А это становится возможным только когда люди лучше узнают, искренне уважают и доверяют и наслаждаются достижениями друг друга. И тут мы возвращаемся к теме диалога и партнерства цивилизаций.

— Над чем вы работаете в настоящее время?

— Если на то будет воля Всевышнего, я надеюсь, что совместно с ДУМНО, ИД «Медина», академиком Колобовым мы продолжим работу над серией «Диалог и партнерство цивилизацй». У нас в планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. Кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для Международного интернет­университета диалога культур и цивилизаций.

Также я работаю над двумя книгами на арабском языке по проблемам российской цивилизации, национальной идентичности и связям России и Арабского Востока.

Еще одно направление деятельности, по линии Ливано-­Российского дома — проект о выдающихся мыслителях России. За последние четыре года мы организовали три международных семинара. Первый был посвящен творчеству Федора Достоевского, в рамках этого проекта мы издали книгу на русском и арабском языках «Ф.?М. Достоевский. Бог, человек и цивилизация». Второй семинар был посвящен Александру Пушкину, книга с материалами семинара называется «Религиозное и светское в творчестве Александра Пушкина». В этом году мы организовали международный семинар «Цивилизация человека в прогнозах Питирима Сорокина», посвященный соответственно творчеству русско­американского социолога Питирима Сорокина, основателя социологической школы в Америке, работы которого теперь являются светлым ядром современной российской социологической школы. Следующие семинары планируется посвятить Дмитрию Лихачеву, Льву Толстому и др.

Также собираюсь вместе с Ливанским университетом в этом году организовать международный семинар на тему «Образ арабо­исламской культуры в российском востоковедении».

Ведется работа и по другим направлениям. В частности, мы пытаемся работать по линии инициативы Владимира Путина с группой стратегического видения «Россия — Исламский мир». Пока это слабая точка, функционирует неэффективно. Мы надеемся найти новые силы, новые возможности, чтобы развиваться в этом направлении, потому что стратегические отношения между Россией и исламским миром — это очень важно. Но, к сожалению не всегда эти вопросы зависят от научных кругов, сила — в руках политических деятелей, у тех, у кого есть полномочия. Наша сила — мозг и перо. А у них есть другие возможности. Но мы работаем вместе.

Беседовали Альфия Бекзентеева, Петр Чуприков

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.