День, посвященный Пророку!
Мавлид — это день, посвященный Пророку Мухаммаду. По мнению ученых (таких как, например, Ибн Хаджар или ас-Суюти), отмечать как праздник этот день, приходящийся на 12 число месяца раби аль-авваль, является богоугодным деянием.
Благословляйте Пророка!
Даже такой ученый, как Ибн Таймия, несмотря на то, что относился к Мавлиду неодобрительно, признавал, что в данном случае между учеными существует «ихтиляф», т.е. различие во мнениях. А это означает, что (согласно шариатскому правилу об «ихтиляфе») мусульмане вправе следовать за мнениями тех ученых, кто одобряет и празднует Мавлид. Следовательно, никто не имеет права обвинять мусульман, отмечающих Мавлид, в совершении греха. Посланник Аллаха сказал: «Кто обвинил человека в неверии или обозвал его, вопреки истине, врагом Аллаха, к тому самому этот грех вернется» («Сахих» аль-Бухари).
Отличительной чертой Мавлида является многократное и разнообразное чтение салаватов, в религиозном смысле означающих «благословения Пророку Мухаммаду, его семье и потомкам». Конечно, салаваты следует читать не только во время меджлисов, приуроченных к Мавлиду, но и в любое другое время. Более того, чтение салаватов происходит как минимум пять раз в день во время совершения намазов. Тем не менее, при проведении праздника на общенародном уровне это происходит более торжественно, к тому же больше людей приобщаются к этому богоугодному деянию. А согласно хадисам, приведенным в «Сахих» аль-Бухари, «кто благословит Пророка один раз, того Аллах благословит за это десять раз и запишет Он ему в его книге деяний десять добрых дел и спишет с него десять дурных поступков, возвысив за такое благословение на десять ступеней»; и «никто не будет считаться настоящим верующим, если в душе его он, Пророк, не будет ему милее, чем дети его, родители его и все остальные люди».
Очевидно, что мусульманам (как в России, так и за рубежом) часто не хватает атмосферы радости и гордости за Ислам. В результате часть мусульман как бы выпадает из общемусульманского культурного социума, следуя порой за различными эзотерическими датами, введенными в обиход в силу различных обстоятельств. Конечно же, мусульманам не следует копировать нерелигиозный стиль жизни, однако, запрещая абсолютно все, со стороны мусульман часто не предлагается никакой альтернативы. Да, в Исламе, слава Аллаху, есть два великих праздника, но это отнюдь не означает, что нельзя отмечать разные памятные даты, приуроченные к тем или иным исламским событиям. Как уже говорилось, с точки зрения известных мусульманских ученых Мавлид является «богоугодным деянием», и не случайно Пророк Мухаммад говорил: «Кто положит начало хорошему обычаю, тот получит вознаграждение за него, и вознаграждение тех, кто практиковал этот обычай после него, ничего не убавляя из их наград» («Сахих» Муслима). Часть ученых, разъясняя данный хадис, говорят о том, что в данном случае речь идет о возрождении, обновлении Сунны, но разве чтение Корана, произнесение благословений Пророку, изучение жизненного пути Посланника Аллаха не являются Сунной? Существует ли лучший способ вспоминать о Пророке? Следовательно, проведение Мавлида как раз и является и тем «хорошим обычаем», о котором говорил Посланник Аллаха, и тем «возрождением, обновлением Сунны», о котором сказали ученые-богословы. В любом случае, одобряет кто-либо Мавлид или нет, но в этом вопросе присутствует «ихтиляф», а это означает правомочность проведения Мавлида.
«Аллахумма салли аля саййидина Мухаммад адада ма фи ильмиллях салятан даиматан бидавами мулькиллях ва аля алихи ва сахбихи аджмаин». Амин.
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Мавлид ан-Набий № 5 (2011)