Обращение муфтия Гайнутдина по случаю рождения пророка Мухаммада (Мавлид ан-Набий) 2024 года 1446 года по хиджре
Обращение председателя Духовного управления мусульман
Российской Федерации и Совета муфтиев России
муфтия шейха Равиля Гайнутдина
по случаю рождения пророка Мухаммада (мир ему) (Мавлид ан-Набий)
Бисмилляхир-рахманир-рахим!
Дорогие братья и сестры!
В эти дни мы вспоминаем одно из величайших событий в истории человечества — рождение заключительного Божьего посланника — пророка Мухаммада (мир ему). Описывая это событие, один из мусульманских мыслителей красноречиво отметил: «В кромешном мраке тьмы забрезжил лучик рассвета, который теперь совсем скоро развеет его и осветит собой землю».
И действительно, предшествующий исламу период у арабов получил название эпохи невежества, характеризующийся суевериями, тиранией, клановостью, междоусобицами, развратом, социальными угнетениями, национальной и гендерной дискриминацией. Несмотря на то, что будущий пророк был кровь от крови этого народа, ему с самых юных лет были чужды их аморальные нравы и в последующем своей посланнической миссией он искоренил их проповедью рациональной веры, всестороннего познания, всеобщего равенства, абсолютной справедливости, высокой морали и милосердия. Говоря о своем призвании, он (мир ему) всегда подчеркивал:
«Воистину, я послан, чтобы довести до совершенства прекрасные нравы».
Эти прекрасные нравы позволили следующим поколениям его последователей создать уникальную цивилизацию, которая многие столетия оставалась передовой как в социальном устройстве, так и в научно-технической сфере.
Наш предшественник, выдающийся отечественный историк и богослов муфтий Ризаэтдин Фахретдин, отмечая этот феномен, писал: «Когда Божественное откровение снизошло к заключительному Божьему посланнику, в мире доминировали персы и византийцы, вся земля боялась даже их теней. Будучи в то время самыми богатыми и развитыми, знающими и просвещенными, обладая самыми передовыми армиями, эти две великие нации в то же время не смогли противостоять вышедшим из гор Хиджаза арабам, которые тогда даже не умели шить себе одежду и укрывались лишь кусками материи <…> И это смогло случиться лишь потому, что у персов и византийцев в то время произошел упадок морали, тогда как у арабов, напротив, нравственность достигла наилучшего положения посредством воспитания Божественным откровением и миссией Пророка. В результате порочные нравы не смогли противостоять благонравию. В последующем этот закон подтверждался многократно, всегда приводя к одному и тому же итогу. На основе этого исторического опыта можно однозначно констатировать, что «благонравные общества преуспевают, а порочные — деградируют».
И эта нравственная формула успеха от пророка Мухаммада (мир ему) не была дана лишь для триумфа его собственного народа, она явлена для прогресса всего человечества, ибо его миссия имеет вселенский характер, о котором в Благородном Коране говорится:
«Мы отправили тебя [о, Мухаммад] только как милость для всех народов» (21:107).
Многие и многие народы, в том числе и наши предки, были впечатлены именно высокой нравственностью последователей Мухаммада (мир ему) и достигнутым благодаря этому высокому развитию их обществ. Это стало причиной того, что они добровольно и осознано решили принять это учение.
Однако происки сатаны не обошли стороной и мусульманские сообщества. Поддавшись им в последующем, они также стали подвержены морально-нравственному упадку и согласно вышеописанному закону прямо пропорционально этому стали деградировать в социально-экономической и научно-культурной областях.
Сегодня мы воочию наблюдаем действие этого закона — так называемые постиндустриальные общества Запада, задававшие тон на мировой арене в течение последних столетий, в силу попрания морали стремительно теряют былую славу и силу, тогда как общества, возвращающиеся к традиционным ценностям Божьих посланников, напротив, молниеносно развиваются и выбиваются в лидеры.
И в этих условиях наша задача, последователей пророка Мухаммада (мир ему), не только напоминать себе и миру о его подлинном учении, которое, к сожалению, все чаще и чаще пытаются уничтожить и исказить, но и, самое важное, своими ежедневными поступками демонстрировать заповеданные им высокие нравственные постулаты, способствуя таким образом как индивидуальному приближению к довольству Всевышнего, так и развитию всей мировой цивилизации.
Заключительный Божий посланник (мир ему) учил:
«Лучше из людей те, кто больше всех приносит людям пользу».
Не красивые фразы и внешняя атрибутика, а глубокая внутренняя убежденность в истинности этих и других нравственных назиданий Пророка (мир ему), постоянное руководство ими в своей ежедневной жизни, даже тогда, когда это кажется невыгодным, служение Богу через служение людям, и есть подлинная любовь к Божьему посланнику (мир ему) и реальное следование его мудрой сунне.
Пророк Мухаммад (мир ему) напутствовал:
«Сынок! Если сможешь встречать каждое утро и каждый вечер, не имея в своем сердце желания никого обманывать, то поступай именно так. Сынок! Это и есть часть моей сунны, а тот, кто оживил такую мою сунну, тот полюбил меня, а тот, кто полюбил меня, тот будет со мной в райской обители».
И несмотря на то, что Мавлид не относится к числу канонических праздников ислама, это, несомненно, добрая традиция и прекрасный повод задуматься о том, насколько хорошо мы знаем жизнь и наследие этого великого человека, как воплощаем заповеданные им нравственные принципы на практике.
Молю Всевышнего Аллаха благословить и приветствовать Своего заключительного посланника — пророка Мухаммада (мир ему), сделать нас из числа его подлинных последователей, усовершенствовав наши нравы в соответствии с его учением, укрепить мораль нашего общества и даровать нам успех и процветание! Аминь!
С уважением и добрыми молитвами,
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин,
Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации,
Председатель Совета муфтиев России
Справка: в 2024 году году мавлид ан-набий приходится на 15 сентября