Выступление муфтия Равиля Гайнутдина на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012 г. Астана, Казахстан
Председатель Совета муфтиев России, муфтий Равиль Гайнутдин выступил на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий, проходящем 30-31 мая 2012 года в Астане. Текст доклада:
Уважаемый господин Президент Нурсултан Абишевич, достопочтенные духовные лидеры
братья и сестры, дамы и господа!
Я искренне рад приветствовать Вас от имени многомиллионной мусульманской уммы Российской Федерации. Позвольте пожелать IV Съезду лидеров мировых и традиционных религий успешной и плодотворной работы во имя будущего наших народов, в интересах мира, процветания и стабильности во всем мире.
В 2003 году – в самом начале третьего тысячелетия - в Республике Казахстан была заложена традиция проведения Съезда лидеров мировых и традиционных религий. На долю современного поколения религиозных деятелей выпало жить и служить на стыке веков, тысячелетий, засвидетельствовать переломный момент в истории человечества, когда самосознание и мироощущение человека – Раба Божьего – переживает тектонические сдвиги.
Прошедший ХХ век подвел черту под развитием ряда знаковых идеологических систем, итогом чего стало крушение могущественной мировой державы – СССР. В дни моего детства нам говорили, что к 1980-му году в Советском союзе построят коммунизм и настанет конец религии. Нам говорили, что Юрий Гагарин полетел в космос и не нашел никакого Бога, а значит современная теория и практика доказывает победу «научного атеизма». Этому учили всех нас в школе. Благодаря хрущевской кампании по борьбе с религией, называемой тогда «опиумом для народа», в Российской Федерации осталось менее сотни мечетей. Но я твердо знал, что в моем родном ауле Шали как и сотнях других аулах Татарстана, как и в тысячах других аулов и кишлаков СССР, в городских квартирах и домах, на зиратах и мазарах регулярно собираются мусульмане, твердо верящие в победу религии. Уже повзрослев, в Казани, Бухаре, Ташкенте, во многих городах и деревнях на советском пространстве я увидел, как религиозные наставники передают свои знания, основы морали и нравственности, дин ва адап своим согражданам – членам российской уммы. В Иране в дни исламской революции 1978-1979 гг. на примере имама Хомейни мы все поняли какой важной политической силой обладает вера. Мы увидели, как религиозные лидеры могут придти к власти в стране, переживающей экономический расцвет, проведшей технологическую модернизацию, так называемую «белую революцию». И работники самой передовой и высокотехнологичной нефтяной промышленности нанесли смертельный удар шахскому режиму, объявив забастовку. Такова может быть цена религиозного лидерства! Надеюсь, что ни одной из наших стран не придется испытать подобное!
Роль религиозных лидеров в истории, в создании новой модели государственности и новой правовой системы была традиционно велика. И здесь мы должны прежде всего помнить пример пророка Мухаммада (мир ему). В отличие от основателей других религий, он выполнял не только религиозную миссию. Самый достойный из людей создал государство, основанное на образцах божественного права и справедливости. После смерти пророка это государство выстояло, и его правители, воины и проповедники принесли свет божественной истины на огромных пространствах Евразии. Наши предки, тюркские народы, в своем большинстве приняли не только религию Ислам, но и модель государственности и правовую систему. Наши предки донесли свет религии Ислама до Северного Ледовитого океана.
Сегодня нам говорят о влиянии религиозного фактора в политике только мусульманского мира. Но давайте посмотрим на Европу. Мы даже не будем вспоминать Крестовые походы. Вспомним, как родилась Европа Нового времени? Она родилась в дни Реформации, ставшей первым широким народным движением, одержавшим победу. Вспомним, гезов времен первой из революций Нового времени – Нидерландской революции, железнобоких Оливера Кромвеля, шедших на бой с пением протестантских псалмов. Там, где режимы оказывались гибкими и профессиональными они брали под контроль движение народных масс, отсекали от него стремящийся к реформам средний класс. Так старейшая из монархов мира – английская королева Елизавета II, чей 60-ти летний юбилей правления отмечается в этом году, является также главой церкви Англии и носит титул «защитницы веры».
Мы помним, что крушение коммунизма в Восточной Европе началось с рабочих судоверфи им. Ленина в Гданьске, которые начали свою борьбу за новую Польшу с участия в католической мессе. Лех Валенса, лидер профсоюза «Солидарность» и сегодня носит в своей петлице изображение иконы Богоматери Ченстоховской – покровительницы. Мы помним, как два поляка: папа Иоанн Павел II и электрик Лех Валенса в 1980-е гг. вывели на улицы миллионы людей, что стало началом крушения так называемого «мирового лагеря социализма».
Сегодня балтийские ветры 1980-х гг. веют над Средиземноморьем. Идеи общества потребления, признающего высшими ценностями накопление богатств и развлечения, терпят крах по всему миру. Средиземноморье захлестнула волна революций и демонстраций, сменились правители не только в Каире, Тунисе, Триполи, но и в Париже, Риме, Афинах, миллионы протестующих выходят на улицы в странах Европейского Союза. Европа сегодня в поисках духовно-нравственного фундамента и идейных основ своего существования заново открывает для себя веру в Творца, религию и стремится переосмыслить систему религиозных ценностей. В странах Содружества Независимых Государств активно происходит возврат к исконному религиозному мировоззрению и особенно это характерно для мусульманских сообществ стран СНГ.
В государствах Средиземноморья идеология подавления религиозного и духовного начал взорвала арабский мир. Здесь, вслед за Турцией, исламские религиозные ценности, которые продвигают умеренно исламские партии, олицетворяемые мусульманскими лидерами новой формации, стали действительностью целого ряда мусульманских стран. Религиозность уже давно не фактор инертности и аморфности, напротив, религиозное мировоззрение выполняет мобилизующую функцию, заряжает и ориентирует на созидание, успех и социализацию. Важно, чтобы проблемы в этих государствах решались путем постепенных реформ и модернизации, а не путем насилия.
Наряду с крушением прежних режимов произошло обесценивание и авторитета ряда правителей в глазах молодежи. Население мусульманских стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока стремительно растет. Как результат, ежегодно на рынок труда поступают сотни тысяч новых рабочих рук из числа молодежи, а умма стремительно молодеет. В обозримом будущем бОльшая часть нашей уммы будет состоять из людей молодых. Молодежи нужны ясные и четкие нравственные ориентиры, перспективы на будущее и социальные гарантии. Они стремятся побыстрее создать новый мир, зачастую не понимая как трудно движение вперед, особенно в условиях мирового кризиса. Это проблема не только стран СНГ. В самом Европейском Союзе идет разброд и шатание по поводу выхода из кризиса. С избранием Франсуа Олланда президентом Франции начались жесткие противоречия между Германией и Францией – двумя ключевыми моторами европейской экономики. Сегодня не имеет работы половина молодежи в Испании и треть в Италии. Ситуация в Европе сравнима только с Великой депрессией рубежа 1920-1930-х гг. Поэтому понятно, что современному поколению лидеров они не доверяют.
Стремительное омоложение мусульманской уммы и крушение в глазах молодежи привычных авторитетов, как властных, так и духовных – вот самая первостепенная проблема мировой уммы. Молодежь во все времена была максималистичной и амбициозной, однако сегодняшнее поколение молодых людей принципиально отличается тем, что сформировалась в эпоху информационно открытого мира. Границы между государствами, языковые и классовые барьеры становятся простой формальностью. Настоящие и самые опасные барьеры и баррикады сегодня возводятся в умах. Образование и информация, на протяжении многих веков бывшее прерогативой лишь правящих классов и служившее пропуском в мир элит, сегодня доступны подавляющему большинству молодых людей.
Один из главных посылов, с которым выступает молодежь, а особенно протестная ее часть – это призыв к аскетизму, довольству малым. Молодежь хочет видеть в своих лидерах буквальное, скрупулезное следование провозглашаемым ценностям, воплощение характера и нравственности Пророка Мухаммада (мир ему). Не в этом ли кроется ответ, почему так легко удается привлечь на свою сторону молодежь лидерам экстремистских, радикальных идеологий и так трудно это получается у представителей официальных религиозных структур, у духовенства в его классическом понимании? Первые говорят с молодежью на языке плаката и ю-тьюба: немногословном, простом и образном. Они дают простые и на первый взгляд правильные посылы, умело имитируя праведность, хотя сами под оболочкой революционных лозунгов «Отобрать и поделить справедливо!» нередко преследуют свои собственные корыстные интересы.
Мне видится выход традиционных духовных и властных институтов из кризиса отношений с молодым поколением в возврате к фундаментальным принципам лидерства, заложенным в исламе. Он зиждется на кораническом аяте «Поистине, был для вас Пророк Мухаммад образцом для подражания». В следовании примеру нашего Пророка (мир ему) в таких качествах как нравственность, богобоязненность, честность, неукоснительное соблюдение договоренностей и последовательность в их исполнении, терпение, скромность, образованность и безупречная личная культура поведения.
Поэтому, обращаясь к своим единоверцам, я хотел бы сказать: наша участь в будущем зависит во многом от того, насколько будут честны имамы по отношению к своему служению. Если религиозные лидеры будут превратно толковать религию, закладывая в своих проповедях меркантильные интересы той или иной группы, мазхаба, течения, это неминуемо приведет к эскалации конфликта.
В прошлом году постсоветские государства отмечали двадцатилетний юбилей своей независимости. За прошедшие годы укрепилась государственность стран СНГ, возникли целый ряд стабильных экономических и политических режимов. Однако в последние годы мировой экономический кризис привел к обострению противоречий во многих странах, зачастую подогреваемых извне. В последние годы усилились подрывные действия в странах СНГ, что привело к ряду террористических актов в России (особенно на Северном Кавказе), в Казахстане, Азербайджане. Наряду с акциями одиночек и немногочисленных групп мы видим стремление радикалов проникнуть в ряды студенчества, гуманитарной интеллигенции, забастовочного движения. Любые ошибки, любое несчастливое стечение обстоятельств будет моментально использовано для дестабилизации ситуации, как это показали события в городе Жанаозен в декабре 2011 года.
Мы понимаем, что сегодня только совместными усилиями сможем противостоять этим негативным тенденциям. Важнейшим инструментом в деле идеологического противостояния радикалам и сектантам является контролируемая официальными Духовными управлениями мусульман и поддерживаемая государственными органами идеология исторически господствующей среди большинства мусульман СНГ правовой школы — ханафитского мазхаба.
Однако результативность этой работы зависит не только от искреннего желания муфтиев разрешить проблему, но и от слаженности совместных действий в сферах образования, просвещения, информационной политики, сотрудничества с органами государственной власти.
Реализация инициативы по созданию Совета муфтиев и Совета улемов СНГ способно кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия политическим и информационным атакам на наши страны. В современном мире группировки, имеющие своей целью атаки на государство, находят поддержку у деструктивных сил. Поэтому светским лидерам и лидерам религиозным необходимо проявить единство, чтобы совместно противостоять разрушительным политическим технологиям, обеспечить стабильность и преемственность политических и экономических режимов в наших странах.