9 августа 2018 15:08
Россия и исламский мир - Готова ли Москва решительно поменять внешнеполитический вектор развития?
На фоне разительных сдвигов на международной арене, отражающих качественно новый баланс сил на земном шаре, особое значение приобретают наши связи с исламским миром. Сегодня численность мусульман 1,7–1,8 млрд человек. В Организации исламского сотрудничества (ОИС) состоит 57 государств. Россия с 2005 года является в ней наблюдателем и считает себя частью не только православного, но и мусульманского мира, поскольку у нас более 20 млн мусульман. Сотрудничество РФ со странами мусульманского Востока поднялось на качественно новый уровень, хотя не все возможности до конца используются.
Самым главным событием в развитии взаимопонимания с исламскими народами явилось участие российских вооруженных сил в разгроме «Исламского государства» (запрещенного в РФ) в Сирии. Если бы не помощь Российской армии в разгроме головорезов, ИГ сумело бы взять не только Дамаск, но и соседние государства. Экстремисты явно нацеливались на захват Мекки и Медины, это могло бы стать катастрофой для всего исламского мира.
Главное же в ликвидации очага терроризма и бандитизма в Сирии – это налаживание конструктивного сотрудничества в этих вопросах между Россией, Турцией и Ираном. Именно эти три страны возглавили усилия по достижению мира и стабильности в Сирийской Арабской Республике. Само по себе такое сотрудничество поначалу казалось чем-то нереальным, так как, мягко говоря, цели Ирана и Турции в Сирии не совпадают. Это стало безусловным успехом российской дипломатии.
Третьим по важности моментом наращивания нашего взаимодействия с арабским миром является договоренность с Саудовской Аравией и ОАЭ относительно объемов добычи нефти, которое привело к тому, что цена 1 барр. в настоящее время превышает 70 долл. Это является практическим отражением слов Владимира Путина, сказанных в 2003 году: сложение наших потенциалов может привести к серьезному прогрессу в жизни всей планеты.
Египет и Турция получают огромные средства за счет большого притока российских туристов, сокращение этих потоков привело к заметному снижению доходов этих государств. Возобновление поездок россиян на отдых в Турцию и Египет стало для них огромным подспорьем.
Одним из любимых мест отдыха российских граждан стали также ОАЭ. В этой связи подписанная 1 июля 2018 года Декларация о стратегическом партнерстве между двумя странами четко показывает вектор сближения Москвы с исламским миром. Саудовская газета «Араб ньюс» пишет, что Абу-Даби следует более внимательно смотреть на членов БРИКС «в качестве альтернативы в достижении долгосрочных коммерческих целей».
В этой связи уместно отметить, что мусульманские страны лидируют по экспорту из России всех видов зерна: Египет – 7,58 млн т, Турция – 6,75 млн, Иран – 2,35 млн, Саудовская Аравия – 1,78 млн, Бангладеш – 1,77 млн, Нигерия – 1,23 млн, Судан – 1,6 млн, Ливан – 1,4 млн.
Экономическое, военное, политическое и культурное сотрудничество со странами исламского мира со временем будет приобретать еще большую важность, особенно на фоне сложных отношений РФ с западными державами. Здесь стоит выделить два главных момента. Во-первых, быстрый рост численности мусульманского населения в России. Сейчас рождаемость, особенно в некоторых северокавказских республиках, превышает среднюю по стране в 2–2,5 раза. Если экстраполировать сегодняшние тенденции, то через 15 лет россияне, исповедующие ислам, составят 25–30% населения.
Во-вторых, одновременно с этим идет значительный рост экономических потенциалов многих исламских государств. Можно выделить первую и третью страны по численности населения мусульманского мира – Индонезию и Бангладеш. ВВП Индонезии за последние 10 лет вырос практически в три раза и ныне превышает 1 трлн долл., темпы его роста последние два года выше 8%. ВВП Бангладеш вырос почти в 5 раз за 10 лет и устойчиво превышает 10% в год.
В условиях переустройства мирового порядка все большее значение получают такие объединения, как ШОС и БРИКС. Примечательно, что несколько государств, в том числе и мусульманские, заявили о своем желании присоединиться к указанным объединениям. Нашим долгосрочным отношениям с исламским Востоком отвечало бы подключение к работе БРИКС самой большой мусульманской страны – Индонезии. Тогда в этом объединении будут представлены все ведущие цивилизации мира, кроме западной.
Фон для дальнейшего сближения с исламским миром достаточно благоприятен, поскольку Россию и Путина там воспринимают с большим одобрением. Это контрастирует с тем, что мусульмане, в частности арабы, в огромном большинстве своем отвергают внешнюю политику Дональда Трампа. В недавно опубликованном в Вашингтоне обзоре, базирующемся на опросе 18 тыс. граждан в арабских странах, подчеркивается, что 87% (в 2016-м – 79%) из них отрицательно относятся к политике США по палестинскому вопросу. 81% арабов также негативно настроены в отношении линии США в Сирии и 82% – в отношении Ирака.
Видимо, пришло время придать нашим отношениям с исламским миром более системный характер. В 2003 году именно личная инициатива Владимира Путина по подключению России к ОИС сыграла огромную роль как в становлении самосознания российских мусульман, так и в развитии многогранного сотрудничества с мусульманскими государствами.
Воплощением этой линии стала разноплановая работа Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», которую возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов. Группа в 2018 году получила консультативный статус неправительственной организации при ООН.
В конце июля Путин, находясь в ЮАР, объявил о проработке идеи подготовки саммита России со странами Африки. Здесь полезно упомянуть о том, что из 57 членов ОИС 27 находятся в Африке.
Автор: Вениамин Викторович Попов – директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО.