Пусть ветви не забывают о едином корне!
Размышления над Выступлением муфтия Гайнутдина «Вера Авраама – основа нашего взаимодействия!»
Слово муфтия «Вера Авраама – основа нашего взаимодействия!» я передал как его приветствие на открытии 6 съезда Федерации еврейских общин России в Москве 26 февраля 2015 года. Хочу поделиться с вами размышлениями на поднятые им темы, тем более, что это не первое послание муфтия в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне и не первое его обращение к нашим согражданам-иудеям. Так, недавно он опубликовал своё Послание «Семьдесят лет без Освенцима».
Вот какой исходный тезис он представил иудейскому съезду: «Первое и самое существенное, что хочется выразить: это фундаментальное ощущение нашего с вами единства. Вера Авраама, праотца Ибрахима (мир ему) – основа нашего взаимодействия! Веками выработались нормы договорных отношений и формы сотрудничества между нашими общинами в разных странах. А на землях России, где ваши прадеды были первыми вестниками Единобожия, сложилась уникальная цивилизация, в которой не было вражды или противостояния между нами – иудеями и мусульманами. Мы это очень ценим. Исторический завет наших предков будем продолжать».
Существенно, что разговор муфтий начал, действительно, с базовых богословских определений и формулы нашего исторического добрососедства. Поразмышляем над этим подробнее.
Первый, самый высокий уровень – дан нам свыше, через религиозное Откровение. Мы веруем во Единого Создателя, а «отцом верующих» почитаем Авраама/Ибрахима (мир ему). История полна драматических и порой трагических раздоров между «детьми авраамовыми» - откуда же они? Кто виноват? И почему проливалась кровь?.. Уверен, что все наши трудности и недопонимания, временные конфликты и столкновения происходили и происходят от забвения этого общего корня. Потому позвольте высказать первый тезис и призыв, и пусть он станет камертоном нашего размышления во имя диалога: мы – ветви, так пусть ветви не забывают о едином корне! Это уровень трансцендентный.
Есть и второй уровень – гражданский. Мы – сограждане с паспортами Российской Федерации. У нас общее политико-правовое поле, общероссийская история, общие права и обязанности перед государством и друг перед другом. Напомню, что для мусульман быть членом того или иного государства означает подписание и следование договору, что имеет глубокую религиозную основу. В истории России никогда ранее мусульмане не имели столько прав и такие возможности, как ныне, в условиях демократической России – и мы это очень ценим. В круг многообразных связей внутри государства и общества входит, естественно, взаимодействие мусульман с иудеями.
Очень значимо, что к трансцендентному уровню муфтий Гайнутдин в обращении к иудеям России добавил измерение историческое. Он подчеркнул уникальность нашей цивилизации и тех ролей, которые сыграли в ней как иудеи, так и мусульмане. К иудеям: «ваши прадеды были первыми вестниками Единобожия». Далее, как мы знаем по хронологии, появились христиане (ещё одна «ветвь Авраамова») и затем мусульмане – ещё одна ветвь (как мы считаем, завершающая). В целом Евразийская цивилизация получила духовные конструкции и государствообразующие энергии от последователей «веры Авраамовой» в трёх её проявлениях. И со времён раннего Средневековья до наших дней – при всех многочисленных и подчас кардинальных переменах – мы живём в едином цивилизационном поле.
И вот на некоторых вопросах нашего общения, наиболее актуальных с моей точки зрения, позвольте заострить внимание. Буду краток и выскажусь тезисно. Хотя темы, конечно же, требуют развёрнутых исследований и уточнений.
Первое. Мы постоянно чувствуем близость и поддержку последователей иудаизма – перед вызовами нашего времени. К примеру, в работе такого органа, как Межрелигиозный совет России; в осуждении волны нео-атеизма в связи с датско-парижскими «карикатурными скандалами»; в защите ценностей Авраамических религий в вопросах семьи и брака, достоинства человека в масс-медиа, образовании и культуре.
Впечатляет созданный иудеями России Еврейский музей и центр толерантности в Марьиной Роще в Москве. Как известно, в Международный день памяти жертв Холокоста и 70-й годовщины освобождения советскими войсками узников концентрационного лагеря Освенцим там было много гостей, включая Главу нашего государства В.В.Путина. Именно по впечатлениям от этого дня муфтий Гайнутдин обратился к нам со специальным Посланием «Семьдесят лет без Освенцима». Очень важно было услышать на той встрече от Президента ФЕОР Александра Моисеевича Бороды такие слова о развитии проекта памяти жертв Великой Отечественной войны:
«В местах массовых расстрелов еврейского населения, как известно, уничтожались часто не только евреи. Зачастую нацисты расстреливали тех, кто укрывал у себя евреев, оказывал им помощь, расстреливали офицеров и пленных красноармейцев, коммунистов, партизан и подпольщиков, среди которых были люди самых разных национальностей. Мы будем устанавливать памятники, на которых будут упомянуты все известные нам жертвы тех событий, а не только евреи».
Это единственно верная концепция – наши с вами деды сражались вместе, за нашу общую Родину. И наш общий человеческий долг – помнить и чтить, и передавать живое чувство благодарности – нашим потомкам.
Вот почему муфтий Гайнутдин просил передать в дар этому Музею уникальную акварель, памятник времён Великой Отечественной войны. Это портрет кисти мастера Студии военных художников имени Грекова по фамилии Рабинович – портрет 1942 года, где изображён молодой советский офицер русского происхождения Ушков Алексей Иванович. А у нас в коллекции Соборной мечети – ещё одна работа Рабиновича. Там изображён советский воин явно мусульманского происхождения и стоит подпись – Мухомбетяров Алдар (или Айдар), 1942 год. Итак, здесь рядом – в Марьиной Роще и в Соборной мечети останутся эти два портрета Рабиновича – в знак нашей памяти о защитниках-победителях, в знак нашего гражданского и духовного братства!
Также мусульман России впечатлила оценка действий современных дипломатов Польши – и мы полностью солидарны с такими словами Александра Моисеевича Бороды: «Мы крайне возмущены их решением. Польша в данной ситуации является только территорией, на которой расположен концлагерь Освенцим, а не стороной, которая решает, кто должен быть приглашён на столь важную памятную дату, как 70-летие освобождения лагеря, а кто - нет. Не пригласить президента России, президента страны, которая является правопреемницей и историческим наследником СССР, страны, чьи войска сыграли решающую роль в Великой Победе, это не просто попытка переписать историю, это оскорбление памяти тех солдат, которые освободили Освенцим, и в известной степени это реабилитация фашизма».
Увы, реабилитация фашизма проступает кроваво-коричневыми пятнами не только в Восточной Европе. Как известно, 26 января 2015 года в центральном зале штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже должна была открыться выставка "Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников нацистского концлагеря Саласпилс" – но Латвия сорвала открытие этого мероприятия! Мы полностью разделяем оценку, прозвучавшую от вас, опять-таки устами Президента ФЕОР:
«Запрет страны, председательствующей в Евросоюзе, на проведение выставки, рассказывающей о трагических судьбах детей, - это, без всякого сомнения, ещё один шаг в сторону усиления ревизионистских тенденций, ещё одна попытка перечеркнуть нелицеприятную для прошлого страны страницу истории». Да, действительно - это, пусть и непрямая, «но поддержка коллаборационизма, который процветал в странах Балтии в годы Второй мировой войны». Да, действительно – «такие попытки забыть и переписать события и итоги Второй мировой войны снова говорят нам о том, что трагедия ещё не осмыслена в должной мере и, к сожалению, не завершена». Да, действительно – Холокост это трагедия для всего цивилизованного мира, а не только для еврейского народа, «и мы просто не имеем морального права его забывать или игнорировать».
Почему же «трагедия ещё не осмыслена в должной мере и, к сожалению, не завершена»? Причина – в забвении и даже разрушении того цивилизационного фундамента, на котором Европа стала Европой. А это именно - вера и мораль «детей Авраамовых». Традиционные ценности всех трёх ветвей Древа Авраамизма: иудаизма, христианства и ислама.
Да, первые две ветви в течение двух тысячелетий были базой европейского развития. Третья ветвь росла и развивалась не столь прямо и плодовито. Исламский компонент сначала как бы «со стороны» подпитывал науку и культуру Европы – через смешанную, синтетическую культуру Испании до Реконкисты, с её обогащающим иудео-исламо-христианским диалогом. Через синтетическую культуру Сицилии. Затем – через переводы античной мысли Греции, пришедшей через арабские рукописи. И, наконец, только в середине 20 века, после Второй мировой войны – началось массовое переселение мусульман как дешёвой рабочей силы для подъёма экономики. Это как бы «второе вхождение ислама» в Европу сначала только приветствовалось, прежде всего из соображений экономической выгоды. Была выработана концепция мультикультурализма. Но мы видим, как на наших глазах политики всё чаще заявляют о «крахе мультикультурализма», растёт исламофобия и ксенофобия в целом.
Нерв здесь не в том, что мусульмане не «европеизируются» - а в том, что сами европейцы теряют свою идентичность, разрушая базовые авраамические принципы. Это прежде всего – уважение к святости жизни, принципы традиционной семьи, уважения и добрососедства к верующим всех религий, справедливость и этика как основа для экономики и политики.
Нам больно видеть разрушение семьи, антибиблейские и антикоранические выпады в СМИ и в массовой эрзац-культуре. Посмотрите: страны Евросоюза не только отказались прописать в своих уставных документах христианские ценности, но и ведут практику вытеснения всех религиозных символов и реалий из общественной жизни. В порядке стартового эксперимента в ряде стран легализованы наркотики. Ширится их пропаганда. Для вступления в Евросоюз, оказывается, необходимо принять просодомитские законы – как это видно в Молдавии, например.
Казалось бы – что нам до этого? Это. Мол, проблемы, христианских общин, да и то не всех. Нет, нам всё это важно – ибо меняет облик нашего соседа. Говоря простым, бытовым языком: когда я отпускаю ребёнка на улицу, то… какие соседи его встретят? Благочестивые христиане, иудеи и мусульмане, традиционалисты-гуманисты – или наркоманы и извращенцы?..
На наших глазах среднестатистический европеец всё далее отходит как от религии своих предков, так и от этики Ренессанса и Просвещения, где гуманизм всё-таки стоял на крепкой авраамической основе. Но вот философия Пост-модернизма, неомарксизм Франкфуртской школы меняют суть Европы. И превращают её из плюрально-демократической – в агрессивно-секулярную под прикрытием старых «демократических лозунгов».
Нам – иудеям и мусульманам – важно осознать эту качественную трансформацию в Европе. Видеть, что демократия по-прежнему остаётся привычной пропагандистской униформой, но уже на ином теле. На теле постмодерниста, всё более и более активного богоборца. Извините – разве это не созревание всеобъемлющей антирелигиозной атаки? Разве мы не видели нечто схожее и в 1920-30-ые годы в созревании национал-социализма под масками «демократической Европы»?!
И неслучайно муфтий Гайнутдин говорит в этом контексте о роли государства: «Отмечая эти негативные для всех нас проявления, выразим свою поддержку государственным органам России, которые ставят преграды этим атакам на религиозные ценности правовыми методами. Они защищают всех нас, верующих в России. Это даёт шанс России стать оплотом традиционно и религиозно мыслящих людей во всём мире».
Да, действительно, уникальность ситуации в том, что Россия становится центром притяжения всех сил традиционализма, в первую очередь авраамического. Вы прекрасно знаете, как Президент России, наши законодательные органы отстаивают традиционные ценности в вопросах семьи и брака. Сейчас, из-за зарубежных санкций, перед экономикой вновь со всей остротой встаёт вопрос об этическом измерении бизнеса, о его патриотической и социальной ответственности. За последние годы резко выросло число восстановленных и заново возведённых церквей, синагог, мечетей, учебных и молодёжных центров – суммарно «дети Авраамовы» получили небывалое после 70-летия госатеизма возможности для, так сказать, сугубо материального роста.
Но вот пришла пора для роста духовно-гражданского. Наш опыт, опыт предков, выраженный в Торе, Евангелии, Коране – важен как щит, как позитивный ответ вызовам постмодернизма и агрессивного секуляризма.
Очевидно, что богословские споры между нами будут вестись, как и прежде (и очевидно, так будет до Конца Времён) – но вот в социальном плане мы призваны встать воедино. Угрозы – общие. И размазывают, уничтожают изнутри и извне и наши и ваши традиции – общими и скоординированными усилиями. Пора и нам скоординировать свои усилия. Тем более, что государство, где мы живём – хвала Всевышнему! – поддерживает Традиции, а не их распыление или постмодернистское высмеивание.
Позвольте завершить оптимистично: против Авраамизма начат небывалый ранее, по современному технологичный бой – нам пора также по современному и технологично дать ответ. В союзе всех трёх ветвей Древа Авраамова. Древо Авраамизма в Европе подрублено. Древо Авраамизма, посаженное вашими и нашими предками в Хазарском каганате, в Золотой Орде, в Государстве Российском – возрождается на наших глазах. И оно может дать новое дыхание Вере Авраамовой как Европе, так и всему миру. Да будет так.
Завершить свои размышления я хотел бы на том практическом предложении, с которым муфтий Гайнутдин обратился к участникам съезда ФЕОР: «Назрело время для создания постоянно действующей Комиссии по диалогу между нами, иудеями и мусульманами России. Там мы смогли бы ставить теоретические и разрешать текущие практические вопросы. Обмениваться опытом и поддерживать добрые начинания».
Как мне видится, предложение о создании этой Комиссии может преследовать такие цели:
1 - работа в формате Межрелигиозного совета России, выработка общих инициатив и документов (например, по вопросам семьи и брака, этики в экономике, разоблачения псевдо-религиозного экстремизма, и т.п.);
2 – взаимодействие по международным проблемам, с участием МИД РФ (например, арабо-израильский конфликт и его разрешение, вопросы беженцев на Ближнем Востоке и т.п.);
3 – борьба с ксенофобией в виде антисемитизма и исламофобии;
4 – проведение совместных акций в России и за рубежом;
5 – профилактика экстремизма среди молодёжи;
6 – акции увековечивания подвигов наших предков, сохранение достойной памяти о Великой отечественной войне.
Естественно, всё сказанное выше и мои предложения в развитие идей муфтия – не «истина в последней инстанции», но предлог для обсуждения. Надеюсь, конструктивного и доброжелательного.
Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ
damir-hazrat.livejournal.com