Муфтий Гайнутдин: День Ашура подчеркивает общность традиции Божьих пророков
День Ашура, известный еще с древнейших времен, является 10-м в месяце мухаррам и потому называется именно таким образом (ашара — переводится с арабского как «десять»). Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с такими пророками как Нух (Ной) и Муса (Моисей).
То, что об этом дне знали в Мекке еще до ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из преданий (ривайат) приводится интересное событие, послужившее началу соблюдения поста в этот день среди курайшитов:
أَذْنَبَتْ قُرَيْشٌ ذَنْبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَعَظُمَ فِي صُدُورِهِمْ فَقِيلَ لَهُمْ صُومُوا عَاشُورَاءَ يُكَفَّرْ ذَلِكَ
«Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: “Поститесь в день Ашура — это будет способствовать искуплению греха”» 509.
Посланник Аллаха ﷺ, еще до своей пророческой миссии стремился к благочестию и праведности, используя для этого любую возможность. Поэтому, зная о святости данного дня, он всегда старался в течение него соблюдать пост. После переселения в Медину Пророк ﷺ услышал о том, что местные иудеи также постятся в день Ашура. По их словам, таким образом они вспоминали о чудесном избавлении пророка Мусы от войска Фараона, случившимся в этот день. Узнав о данном обстоятельстве, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что мусульмане ближе к Мусе и повелел своим сподвижникам соблюдать пост в этот день, и они с радостью откликнулись на призыв Пророка ﷺ. После того, как Всевышний предписал верующим поститься в месяц рамадан, пост в день Ашура стал одним из наиболее предпочтительных из всех дополнительных постов.
Следует отметить, что некоторые люди до сих пор полагают, что ислам является компиляцией иудейской и христианской религий. Но это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения происходят от одних и тех же прасемитских корней. А что касается сходства, то ведь в Коране не отрицается Божественное происхождение предыдущих монотеистических религий. Именно поэтому в Коране подчеркивается, что Откровение, ниспосланное пророку Мухаммаду ﷺ, является
تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
«…подтверждением того, что было до него, разъяснением всего сущего, верным руководством и милостью для верующих» 510.
Коран также подтверждает, что Иса призывал к единобожию:
وَلَمَّا جَاءَ عِيسَى بِالْبَيِّنَاتِ قَالَ قَدْ جِئْتُكُم بِالْحِكْمَةِ وَلِأُبَيِّنَ لَكُم بَعْضَ الَّذِي تَخْتَلِفُونَ فِيهِ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَطِيعُونِ إِنَّ اللَّهَ هُوَ رَبِّي وَرَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ هَذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ
«Когда Иса явился с ясными знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью и для того, чтобы (указать) вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне! Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это — прямой путь”» 512.
Некоторые исламские обряды кажутся заимствованными от иудеев и христиан, однако подобный подход не видит, не учитывает ту общепророческую традицию, которая, согласно исламу, наследовалась всеми Божьими пророками и посланниками. Пророк Мухаммад ﷺ просто продолжил эту традицию, как Иисус продолжил ее от Моисея, Моисей от Авраама, Авраам от Ноя, а Ной от Адама. Именно по этой причине мы видим схожие обряды, запреты и предписания, и в этом нет ничего удивительного.
В то же время в каждую эпоху Божественные законы в каких-то аспектах друг от друга отличались, что так же вполне естественно, ибо это соответствовало определенным историческим реалиям. В связи с этим часть мусульманских обрядов отличается своими особенностями. К примеру, призыв на молитву (азан) не похож на призывы в других религиях. Так же и в традицию соблюдения поста в день Ашура пророком Мухаммадом ﷺ была внесена рекомендация — наиболее желательным стал считаться пост не только в 10й, но и в другие, соседние дни: 9й или 11й. Таким образом, пост рекомендуется соблюдать два дня — либо 9-го и 10-го мухаррама, либо 10-го и 11-го 513. При невозможности или сложности соблюдения поста в течение двух дней, можно поститься и один — непосредственно в день Ашура. Следует отметить, что, хотя соблюдение поста в Ашура и не обязательно, наградой за него является очищение от грехов. Посланник Аллаха ﷺ сказал по этому поводу:
صِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ
«Надеюсь, что Аллах простит грехи постящегося в Ашура за весь прошлый год» 514.
Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Ислам: вероубеждение, поклонение, нравственность, закон»