Семейство Пророка
Пророк Мухаммад ведет свою родословную от пророка Измаила, который вместе со своим отцом, пророком Авраамом, возвел в Мекке храм Кааба. Со времен Кусаййа, предка Пророка в пятом колене, курайшиты стали заведовать Каабой. Среди потомков двух сыновей Кусаййа — АбдадДара и АбдМанафа — были распределены «почетные обязанности» по обслуживанию Храма и ведению общественнополитических дел в городе.
В руках абдаддаритов находилась хиджаба — хранение ключей от Каабы, надва — руководство Домом собраний (своего рода парламентом мекканцев) и лива — вручение боевого знамени. Абдманафитам же были вверены рифада и сикайа — угощение и напоение паломников. Предводителем абдманафитов был сын АбдМанафа АбдШамс — старший из братьев. Много путешествуя, он редко бывал в Мекке. Поэтому храмовые обязанности рифады и сикайи принял на себя его брат Хашим, прадед пророка Мухаммада. После Хашима, скончавшегося в сирийском городе Газза, попечение сикайи и рифады перешло к его брату альМутталибу.
Абдаль Мутталиб
В Мекке АбдальМутталиб снискал уважение и почет своим великодушием, получив среди курайшитов прозвание Файд — Щедрый.
Больше всего АбдальМутталиб прославился расчисткой колодца Замзам. Однажды АбдальМуталлиб заночевал у стены Каабы, в Хиджре. И было ему видение.
— Выкопай Тайбу! — обратился к нему незнакомец.
— Что за Тайба? — изумился АбдальМутталиб. Но собеседник исчез, не проронив более ни слова.
Когда на следующую ночь АбдальМутталиб вновь расположился в Хиджре, ему опять явился во сне незнакомец и потребовал: «Вырой Барру!». На третью ночь история повторилась, но на этот раз прозвучало: «Открой Маднуну!» Все три раза АбдальМутталиб оставался в замешательстве, недоумевая по поводу смысла таинственных указаний.
— Найди Замзам! — было велено ему в четвертый раз.
— Какой такой Замзам?
— Источник неиссякаемый, паломников утоляющий, питающий и исцеляющий; между химусом и кровью, где клюнет галка, близ муравейника.
Тогда АбдальМутталиб осознал, что сон его вещий, и выяснил, что это за колодец и где он находится. С единственным о ту пору сыном своим альХарисом начали они мотыжить землю, пока не уперлись в камень, которым был заложен колодец. «Аллаху акбар», — возликовал АбдальМутталиб.
Услыхав сей возглас, курайшиты поняли, что АбдальМутталиб открыл источник, и сбежались к нему.
— Это же колодец праотца нашего Измаила! Мы тоже имеем на него право, пусть он будет общим!
— Еще чего, — возразил АбдальМутталиб. — Ведь о нем было вещано мне, а не вам.
— Будь справедлив. Мы это так не оставим.
— Кого хотите выбирайте посредником в нашем споре, пусть он нас рассудит.
— Не обратиться ли нам к пророчице племени садибнхузайма?
— Согласен.
Пророчица та проживала в Верхней Сирии. Туда и направился АбдальМутталиб, сопровождаемый некоторыми родственниками. Дорога пролегала через пустынные безводные земли. И вот, когда они оказались в одном из таких мест, у АбдальМутталиба и его сородичей иссякли запасы воды. Мучимые жаждой, они попросили воды у своих спутниковкурайшитов, но те им отказали. «Мы в безводной пустыне, — объяснили они, — и опасаемся, как бы нас самих не постигла ваша участь».
— Что же нам делать? — обратился АбдальМутталиб к своим товарищам.
— Мы согласимся с любым твоим решением, повелевай нами.
— Ейбогу, негоже самим бросаться в объятия смерти, не попытавшись найти выход. Двинемся в путь! Быть может, Бог явит нам воду. По седлам!
И они вскочили на верблюдов. Остальные курайшиты наблюдали за страждущими издалека. И только АбдальМутталиб опустился в седло, взнуздав свою верблюдицу, как изпод копыт ее хлестнула струя свежей прохладной воды. С ликующими возгласами всадники попрыгали на землю и принялись нацеживать в ладони воду. Утолив жажду, они наполнили водой бурдюки. Затем АбдальМутталиб позвал других курайшитов: «Ступайте сюда! Бог напоил нас! Пейте и набирайте воду в бурдюки». Те присоединились к ним и, запасшись драгоценной влагой, обратились к АбдальМутталибу: «Ейбогу, наша тяжба предрешилась, и в твою пользу. Никогда более не будем мы оспаривать твое право на Замзам. Воистину, Тот, Кто даровал тебе эту воду, даровал тебе и Замзам. Ступай же к своему Замзаму с миром!»
Так и не добравшись до пророчицы, курайшиты с полдороги поворотились назад. А АбдальМутталиб, освободившись от чужих притязаний на колодец, обрел почетную обязанность наделять паломников водой из Замзама.
Восстановив Замзам, АбдальМутталиб предназначил его для напоения водой паломников. Минуло немного времени, и Замзам заменил остальные колодцы Мекки, использовавшиеся для сикайи. Все устремлялись к Замзаму, ибо он располагался в священной округе Каабы, а его вода превосходила вкусом воду всех остальных источников. Более того, это был колодец великого праотца Измаила. Поэтому сородичи АбдальМутталиба, абдманафиты, гордились Замзамом перед курайшитами и остальными аравитянами.
АбдАллах
Младший из десяти сыновей АбдальМутталиба, АбдАллах — будущий отец Пророка — был обетован к смерти, но, милостью Божьей ее избежал.
По преданию, когда АбдальМутталиб решил откопать Замзам и столкнулся с сопротивлением курайшитов, он ощутил себя беззащитным. Ведь у него был всего один сын. И тогда АбдальМутталиб дал обет: коли родится у него десять сынов и все они достигнут мужеского возраста, то он одного пожертвует Богу.
Вот народилось у АбдальМутталиба десять сыновей, и с годами все они повзрослели. Тогда АбдальМутталиб собрал их вместе, чтобы поведать о своей клятве и призвать их исполнить ее.
— Что от нас требуется? — откликнулись сыновья, готовые подчиниться отцовской воле.
— Пусть каждый из вас возьмет по стреле, впишет туда свое имя, а затем придет с ней ко мне.
Так и поступили. Затем АбдальМутталиб с сыновьями отправился прямо к Каабе, чтобы тянуть жребий перед идолом Хубалем. Подойдя к служителю Хубаля, который заведовал жребием, АбдальМутталиб рассказал ему о своей клятве, вручил стрелы с именами сыновей и попросил его бросить жребий. И вышло следующее: смотритель вытащил стрелу с именем АбдАллаха, самого младшего и любимого сына АбдальМутталиба.
Взяв сына за руку и захватив кинжал, АбдальМутталиб прошествовал к идолам Исафу и Наиле с намерением принести возле них своего сына в жертву.
— Что ты задумал? — встревожились подбежавшие к ним соплеменники, которые, по обыкновению, сидели и беседовали, расположившись кружками близ Каабы.
— Хочу принести его в жертву.
— ЕйБогу, ты не сделаешь этого, пока еще можно отыскать приемлемый выход.
Сородичи изъявили готовность выкупить АбдАллаха, а ктото подсказал отправиться в Хиджаз, к знаменитой прорицательнице, чтобы та помогла решить судьбу юноши.
Послушавшись совета, АбдальМутталиб с сыном двинулся в Медину. Оказалось, однако, что прорицательница находится в Хайбаре. И они повернули туда. Когда прорицательница узнала от АбдальМутталиба его историю, то пообещала дать ответ на следующий день, после беседы со своим джинном. В ожидании отец непрестанно молился Всевышнему, прося у Него милости.
— Какая цена крови принята у вас? — спросила прорицательница, когда отец с сыном пожаловали к ней вновь.
— Десять верблюдов.
— По возвращении домой возьми сына, пригони десять верблюдов — и бросай жребий. Если сыну опять выпадет жребий, добавь верблюдов. Продолжай, покуда не ублаготворишь Господа и не выйдет стрела верблюдов.
С этим напутствием они вернулись в Мекку. АбдальМутталиб явился к Хубалю вместе с сыном и десятью верблюдами. Пока смотритель тянул жребий, отец молился Богу. Но снова вышла стрела АбдАллаха. Прибавили с десяток верблюдов — опять то же самое. Так добавляли их по десятку, и только когда число верблюдов достигло сотни, жребий пал на них.
— О АбдальМутталиб, наконецто Господь ублаготворен! — воскликнули собравшиеся курайшиты.
— Нет и нет, — отрезал АбдальМутталиб. — Клянусь Богом, не поверю, пока сие трижды не подтвердится.
Однако и в последующие два раза вышла стрела верблюдов. Тогда их принесли в жертву, а мясо отдали народу.
Вскоре после благополучного разрешения обета АбдАллах женился на Аамине из рода зухра, в те времена благороднейшей и знатнейшей из курайшиток. И именно она стала будущей матерью Пророка.
Повествуют, как АбдальМуталлиб с сыном отправились свататься. Шли они мимо Каабы, где их встретила Рукаййа, сестра Вараки ибн Науфаля из рода асад. А Варака был из тех, кто принял христианство и слыл сведущим в древних книгах. От негото женщина и узнала о скором появлении нового пророка.
— Куда путь держишь, АбдАллах? — остановила его Рукаййа, уже зная об избранничестве его ребенка.
— Иду с отцом моим, — отвечал ей юноша.
— Возьми меня за себя, и будет у тебя столько же верблюдов, сколько принесли за тебя в жертву.
— Не стану я выбору отца перечить, — отказал ей АбдАллах.
АбдальМутталиб с сыном пожаловали в дом к Вахбу ибн АбдМанафу, главе зухритов, и тот согласился выдать свою дочь Аамину за АбдАллаха.
Брак свершился, АбдАллах вошел к Аамине, и в лоне своем она понесла Мухаммада. Так в будущем пророке соединилось высшее благородство происхождения его племени — со стороны отца и по линии матери.
На следующий день после свадьбы АбдАллах неожиданно увидел ту самую женщину, которая накануне сделала ему предложение.
— Отчего сегодня ты не предлагаешь мне того же, что предлагала вчера? — поинтересовался он.
— Так ведь свет, осиявший тебя накануне, уже не с тобой, и мне более нет нужды в тебе.
Иные рассказывают, что, наряду с Ааминой, АбдАллах имел еще одну жену. Ступив однажды в ее жилище, он позвал супругу, но та не поторопилась, брезгуя грязью, оставшейся на муже после работы с глиной. Тогда АбдАллах вернулся к себе и, приводя себя в порядок, отправился на этот раз к Аамине. По дороге он натолкнулся на свою вторую жену. Она стала усердно зазывать его к себе, но молодой человек отверг ее. Войдя к Аамине, он зачал Мухаммада.
На обратном пути АбдАллах вновь повстречался со своей второй женой.
— Так ты приглашаешь меня? — спросил он ее.
— Нет! — был ее ответ. — Давеча, когда ты проходил мимо, у тебя меж глаз белым сияла звездчатая отметина, точно у коня. Я тебя окликнула, надеясь, что она перейдет потом ко мне, но ты не захотел. После ж того, как ты вошел к Аамине, отметина передалась к ней.
АбдАллаху не довелось увидать сына. Он скончался, когда Аамина была еще в тягости. Случилось это на обратном пути из Сирии, когда АбдАллах был в составе курайшитского каравана. Захворав, он остановился в Медине, у своих родственниковнаджжаритов. Спустя месяц его не стало, а тело его предали мединской земле. И исполнилось ему на ту пору всего двадцать пять лет.
Из готовящейся к изданию книги Н. Ефремовой и Т. Ибрагима «Жизнеописание пророка Мухаммада»
Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №28