День Ашура
Сегодня с заходом солнца наступает день Ашура - благословенная дата, почитаемая с древних времен; день Ашура принято считать днем поминовения пророков и посланников Всевышнего Аллаха - образцов богобоязненности, преисполненных достоинства и великого нрава. Мусульмане верят: именно в этот день Всевышний Аллах проявил особую милость по отношению к некоторым пророкам и посланникам.
Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Ислам: вероубеждение, поклонение, нравственность, закон»:
День Ашура является 10-м в месяце мухаррам и потому называется именно таким образом (ашара — переводится с арабского как «десять»). Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с такими пророками как Нух (Ной) и Муса (Моисей).
То, что об этом дне знали в Мекке еще до Ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из преданий (ривайат) приводится интересное событие, послужившее началу соблюдения поста в этот день среди курайшитов:
«Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: “Поститесь в день Ашура — это будет способствовать искуплению греха”».
Посланник Аллаха (мир ему), еще до своей пророческой миссии стремился к благочестию и праведности, используя для этого любую возможность. Поэтому, зная о святости данного дня, он всегда старался в течение него соблюдать пост. После переселения в Медину Пророк (мир ему) услышал о том, что местные иудеи также постятся в день Ашура. По их словам, таким образом они вспоминали о чудесном избавлении пророка Мусы от войска Фараона, случившимся в этот день. Узнав о данном обстоятельстве, Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что мусульмане ближе к Мусе и повелел своим сподвижникам соблюдать пост в этот день, и они с радостью откликнулись на призыв Пророка (мир ему). После того, как Всевышний предписал верующим поститься в месяц Рамадан, пост в день Ашура стал одним из наиболее предпочтительных из всех дополнительных постов.
Следует отметить, что некоторые люди до сих пор полагают, что Ислам является компиляцией иудейской и христианской религий. Но это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения происходят от одних и тех же прасемитских корней. А что касается сходства, то ведь в Коране не отрицается Божественное происхождение предыдущих монотеистических религий. Именно поэтому в Коране подчеркивается, что Откровение, ниспосланное пророку Мухаммаду (мир ему), является
«…подтверждением того, что было до него, разъяснением всего сущего, верным руководством и милостью для верующих» .
Коран также подтверждает, что Иса призывал к единобожию:
«Когда Иса явился с ясными знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью и для того, чтобы (указать) вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне! Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это — прямой путь”».
Некоторые исламские обряды кажутся заимствованными от иудеев и христиан, однако подобный подход не видит, не учитывает ту общепророческую традицию, которая, согласно исламу, наследовалась всеми Божьими пророками и посланниками. Пророк Мухаммад (мир ему) просто продолжил эту традицию, как Иисус продолжил ее от Моисея, Моисей от Авраама, Авраам от Ноя, а Ной от Адама. Именно по этой причине мы видим схожие обряды, запреты и предписания, и в этом нет ничего удивительного.
В то же время в каждую эпоху Божественные законы в каких-то аспектах друг от друга отличались, что так же вполне естественно, ибо это соответствовало определенным историческим реалиям. В связи с этим часть мусульманских обрядов отличается своими особенностями. К примеру, призыв на молитву (азан) не похож на призывы в других религиях.
Так же и в традицию соблюдения поста в день Ашура пророком Мухаммадом (мир ему) была внесена рекомендация — наиболее желательным стал считаться пост не только в 10й, но и в другие, соседние дни: 9й или 11й. Таким образом, пост рекомендуется соблюдать два дня — либо 9-го и 10-го мухаррама, либо 10-го и 11-го. При невозможности или сложности соблюдения поста в течение двух дней, можно поститься и один — непосредственно в день Ашура. Следует отметить, что, хотя соблюдение поста в Ашура и не обязательно, наградой за него является очищение от грехов. Посланник Аллаха (мир ему) сказал по этому поводу:
«Надеюсь, что Аллах простит грехи постящегося в Ашура за весь прошлый год».