Способ протирания кожанных носков и срок действительности
Человек, который совершает омовение, должен возложить смоченные водой растопыренные пальцы рук на переднюю часть носка (правая рука возлагается на правый носок, а левая — на левый), а потом протереть ими верхнюю часть стопы по направлению к голени. Достаточно протереть участок размером в три наименьших пальца руки. Заменой этому не может служить протирание внутренней поверхности, пятки, боковых поверхностей носков или голени. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы религия основывалась на самостоятельном суждении, то протирать нижнюю часть кожаного носка, конечно, было бы предпочтительнее, чем верхнюю, однако я видел, как Посланник Аллаха протирал верхнюю часть своих кожаных носков» (Абу Дауд).
Сообщается, что альМугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я видел, как Посланник Аллаха (отошёл, чтобы) помочиться, а потом вернулся, совершил омовение и протёр свои кожаные носки. Он возложил правую руку на правый носок, а левую — на левый, а потом один раз провёл руками поверх носков, и я видел пальцы Посланника Аллаха на поверхности его носков» (Ибн Абу Шайба; альБайхаки).
Достаточно протереть носки один раз, повторение же этого сунне не соответствует. Если протереть носки не вдоль, а поперёк, или двигаться не от носка к голени, а от голени к носку, протирание будет действительным, хотя это и противоречит Сунне.
Срок действительности протирания
Для человека, постоянно живущего гделибо, срок действительности протирания равен одним суткам, а для путника — трём. Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков.
Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения...» (АнНаса’и; атТирмизи).
Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк позволял путнику протирать (кожаные носки, не снимая их), в течение трёх суток, а постоянно живущему на одном месте — в течение одних суток, если человек надел свои кожаные носки в состоянии ритуальной чистоты (АдДаракутни; альХаким). Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк определил, что время действительности протирания кожаных носков для путника составляет трое суток, а для живущего на одном месте — одни сутки (Ибн Хиббан).
Сообщается, что Шурайх бин Хани’ сказал: «(В своё время) я пришёл к ‘Аише, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: “Тебе следует обратиться к (‘Али) Ибн Абу Талибу. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с Посланником Аллаха ”. Мы задали ему этот вопрос, и он сказал: “Посланник Аллаха установил для путника срок в трое суток, а для живущего на одном месте — в одни”» (Муслим).
Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков. Так, если человек, находящийся у себя дома, совершил омовение (вуду’) в шесть часов утра, потом надел кожаные носки, а осквернился в десять часов, он может протирать свои кожаные носки до десяти часов следующего утра.
Если человек протрёт кожаные носки у себя дома, а потом отправится в путь до истечения срока действительности протирания, он может протирать кожаные носки как путник, то есть в течение трёх суток. Если же путник обоснуется на одном месте до завершения суток, он может протирать носки в течение суток, поскольку суждение об этом зависит от состояния человека, протирающего носки, на последнем отрезке периода, в течение которого протирание является действительным.
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.
Ссылки по теме:
Условия протирания кожаных носков
Омовение того, кто заслуживает оправдания (ма‘зур)
Действия, нарушающие (навакыд) частичное омовение
Рекомендуемые (сунан) действия во время частичного омовения
Условия (шурут) действительности частичного омовения
Желательные (мустахаббат) действия во время частичного омовения
Рекомендуемые (сунан) действия во время частичного омовения
Предписанные обязательные элементы (фуруд) частичного омовения
Условия (шурут) действительности частичного омовения
Очищение от осквернения: частичное омовение (вуду)