«Наследие человечества: Земля и Слово»
Люди со времен Адама (мир ему) являются партнерами в пользовании благами этой Земли, которую получили во владение от своего Творца. Это партнерство строится на основе Слова (Послания) от Него, как руководство для жизни, которое человечество получило от своего Создателя вместе с Землей.
Слово возводит правильное распределение благ в степень вероубеждения (акида) и поклонения (ибада), которые в степени своего совершенства определяют положение верующего перед его Господом. Именно этими приоритетами определяется вся жизнь богобоязненного мусульманина. Кто своим сердцем и языком признает Господа и то, что снизошло от Него, - тот верующий и перед Ним, и перед людьми. Кто признает это языком, но отвергает сердцем – тот неверный перед Господом, но верующий для людей, ибо людям неведомо, что царит в сердцах, и они не обязаны это знать. Знание об этом лишь у Всевышнего Аллаха.
Суждения же наши и деяния определяются мировоззрением. Поэтому, если кто-либо из нас в известной религиозной практике что-то себе не позволяет, либо, наоборот, допускает нечто выходящее за ее принятые нормы, надо делать диагностику, но не «кармы», а своего сердца. Сопоставить, что же из наших убеждений и воззрений расходится с вероубеждением, прививаемым нам через Благую весть (хабар) от нашего Господа. Ведь Божественные книги являются путеводителем для человечества, устанавливают истинные принципы и меры оценок, удерживают человечество от его же невежества. И счастлив в обоих мирах окажется тот, в ком сочетаемы будут вера разумом и вера сердцем. Он будет пребывать во благе и сам творить благо. Творить благо – заниматься благотворительностью – будет чертой его характера и нормой его жизни.
«1. Алиф лям мим. 2. Эта книга – нет сомнения в этом – является руководством для богобоязненных, 3. которые веруют в сокровенное, (полноценно) совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, 4. которые веруют в то, что ниспослано тебе (о Мухаммад), и в то, что ниспослано до тебя (в книги, которые были ниспосланы предыдущим пророкам), и они убеждены в Вечной жизни. 5. Они (следуют) руководству от их Господа, и они – обретшие счастье» (Благородный Коран, 2:1-4). Те, кому присущи названные Всевышним в этих аятах качества – верующие в сокровенное, полноценно совершающие намаз и расходующие на благие цели то имущество, которым их наделил Всевышний Аллах, а также верящие во все, что было ниспослано посланнику Аллаха (мир ему), и убежденные в существовании Вечной жизни, – именно они следуют руководству Всевышнего Аллаха, и именно они являются преуспевшими.
Очень часто в Благородном Коране Всевышний Аллах упоминает молитву (салят) и расходование имущества (садака) вместе. Творимая нами молитва – это право Аллаха и поклонение Ему, включающее в себя убежденность в Единственность Аллаха (таухид), Его восхваление, Его возвеличивание и преклонение перед Ним, мольбу к Нему и упование на Него. Расходование же имущества (садака) – это помощь благом Его творениям. Поклонение, совершаемое телом – это закят (дань, очищение) с физического здоровья, а помощь бедным и нуждающимся – закят (очищение) с имущества. Что такое человек, как не он сам и его имущество?
Какого-бы хорошего мнения о себе мы ни были, если не расходуем из имущества на благо других – мы все еще не достигли степени благочестия. Благочестие в нас формирует именно благотворительность. Она настолько важна перед Всевышним, что об этом говорится в Коране следующее: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (Благородный Коран, 3:92). Писание нам говорит, что как молитвы и другие религиозные практики указывают на духовность мусульманина и его связь с Господом, так и благотворительность отражает духовную зрелость в плане построения отношений верующего с Его рабами. Помощь людям – это прямая обязанность верующего. Делиться с ближним – одна из неотъемлемых частей нашей веры. Созидательный характер нашей благословенной религии ставит своей целью служение не только Богу, но и служение ближнему, своему обществу в духовном, социальном и материальном планах.
Благотворительность в виде материальной поддержки, оказания помощи в делах является тем видом поклонения, которая приносит большую пользу как в мире земном (совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за нее человеку полагается большая награда от своего Создателя). Всевышний возвестил в Своем послании: «Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (Благородный Коран, 2:274). Милостыня (садака) стирает грехи, увеличивает удел в этом мире и делает его благословенным (баракат), за раздающего свое имущество молятся ангелы, в Судный День она явится средством защиты от Адского пламени. Трата благ на творения Аллаха является перед Ним одним из любимых дел. Он сам одаривает свои творения благами и любит, когда это происходит меж них самих. Раздача милостыни (садака) - это подражание Его пророку Мухаммаду (мир ему), который был щедрейшим из людей. Раздававшие из своего имущества окажутся в тени трона Всевышнего в Судный день, когда не будет иной тени. И, наконец, благотворительность – это особое отношение между рабом и его Господом. «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заём, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (Благородный Коран, 57:18). Аллах назвал наши траты на Его рабов – заемом Ему. Каждый потраченный рубль – это на самом деле инвестиция в наше спасение и в наш будущий удел. «О вы, которые уверовали! Тратьте то, что Я даровал вам в удел, прежде чем наступит [Судный] День, когда бессильны и торговля, и дружба, и заступничество [за кого бы то ни было]» (Благородный Коран, 2:254).
Делая пожертвование благодетель со всей своей семьей и имуществом становится заступником неимущего и объектом его мольбы (дога): «БаракаЛлаху ляка фи ахликя уа малика» («Да благословит Аллах твою семью и твое достояние»). Душевное тепло и удовлетворение посещают его прежде, чем успеет обрадоваться нуждающийся благу, полученному из его рук. Помогая, он обретает больше, чем дает, и это несмотря на то, что материально ничего не получает в ответ. Благодетель, посредством сделанной за него мольбы, обретает духовную связь и заботу самого Дарующего Господа. Важно знать, что религия ислам поощряет все формы благотворительности вне зависимости от того, является ее получатель плохим или хорошим, мусульманином или нет.
Большие дела начинаются с малого. Каждый из нас способен на множество разных маленьких благих дел. Нужно просто начать, сделать первый шаг, проявить собственную инициативу, которую Аллах обязательно поддержит и укрепит нас на этом пути. Даже маленькое добро может изменить мир, если каждый его совершит. И в поиске новых способов решения старых, как сама жизнь, проблем в нашем современном мире через инновации, финансовые технологии и институты мы не должны забывать, что на успех в нашем деле будет влиять именно духовность и гуманистический подход. Эпоха халифа Умара ибн Абд аль-Азиза, когда изобилие средств казны и жителей государства было достигнуто духовным лидерством самого халифа и благочестием его подданных, тому явный пример.
Устраивая в рамках деятельности нашего духовного управления благотворительные акции и оказывая адресную помощь нуждающимся, мы ни в коем случае не руководствуемся лишь жалостью и переживанием, мы всегда смотрим: что интересно нашим партнерам и что реально будет полезно нуждающимся. Для нас принципиально важно не только организовывать периодическую адресную помощь жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и инициировать в нашем городе моду на благотворительность, которая затем перерастет в образ жизни, станет чертой характера его славных жителей. В наших приходах есть семьи, для которых благотворительность стала нормой жизни, важным элементом их идентичности и включенности в жизненные процессы нашего мегаполиса. Участие вместе с ними в разных акциях позволяет нам выйти за рамки ситуативной благотворительности (по запросу нуждающихся, направленную на решение последствий проблем) и сконцентрировать свои ресурсы на благотворительности стратегической, призванной решать сами проблемы. Мы, как духовно-просветительская организация, в основе своей именно этим и занимаемся, поддерживая работу над определенной общественной задачей – распространением общечеловеческих норм и ценностей, поддержкой образования и науки, социальных проектов в различных областях.
Содействие благодетелям в их благословенном деле доведения до нуждающихся части благ, которыми их одарил Всевышний, - ответственная работа, которая требует подключения разных ресурсов как технических, так и людских. Конечно же у нас есть помощники как среди старейшин, общественных деятелей, так и среди активной молодежи. Молодые люди рядом с нами — умные, душевные и справедливые, — осознают, что благотворительность — это еще и эффективный социальный лифт, уникальная площадка для общения и саморазвития. Мы стараемся предоставлять им возможности для своей реализации, где они могут получить уникальный опыт общения с людьми из разных сфер жизни, с которыми вряд ли удалось бы встретиться и пообщаться при других обстоятельствах. Что касается технической стороны и финансового обеспечения процесса, то иногда это достигает значительных величин и требует поиска дополнительных спонсоров, как во время нашего участия в масштабных всероссийских благотворительных акциях, организуемых при личной поддержке председателя ДУМ РФ и СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Методы и скорость, территориальный охват и регулярное обновление списочных данных по административным районам города и области позволяют нашей организации справляться с почетной миссией «обучения» и «кормления», как тактично отзываются о нашей деятельности в городе. «Учат и кормят», «держись татар, голодным не останешься», «эти татары че-то раздают постоянно» - подобные реплики воспринимаются нами как комплимент и подтверждение статуса позволяющего нам осуществлять почетную обязанность кормления и поения подобную той, что была унаследована родом пророка Мухаммада (мир ему) от его прадеда Хашима. Отлаженная логистика позволяет нам работать с любым объемом и форматом благотворительных инициатив, как и самостоятельно определять планово-ситуационную благотворительную повестку в городе и области. Мы всегда открыты к диалогу и сотрудничеству в благом. Ведь даже: «Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему его» (Муслим, 1893).
Дамир хазрат Хусаинов,
первый заместитель председателя ДУМ СПб и ЛО
(Санкт-Петербургский Мухтасибат),
полномочный представитель председателя ДУМ РФ в СЗФО