Проповедь министра исламских дел и вакфов ОАЭ в Московской Соборной мечети
Проповедь министра, председателя Генерального управления по делам исламских дел и вакфов ОАЭ доктора Омара Хабтура аль-Даръи в Московской Соборной мечети, 4 апреля 2025 г.:
Нравственность — это путь к сосуществованию.
Первая проповедь:
Хвала Аллаху, Великому, Щедрому, который сделал нравственность целью религий, и благодаря ей люди достигают совершенства. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, чьим нравом был Священный Коран, а также его семье и сподвижникам и тем, кто следует за ними в праведности.
О, верующие! Проявляйте богобоязненность перед Аллахом и держитесь наилучших нравственных принципов, ибо это одна из величайших добродетелей, посредством которой Аллах возвысит ваш статус и положение в этом мире и в будущей жизни. Всемогущий Аллах говорит:
"О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий" (49:13).
О, верующие: Всевышний Аллах сделал мораль мерилом человеческого достоинства, и возвысил вместе с ней человеческие добродетели, и сделал их одной из величайших культурных черт, и для этого Он послал лучших из Своих пророков и посланников для создания сильных обществ, поэтому Он, слава Ему, сказал, восхваляя Своих пророков:
"Они спешили делать добрые дела" (21:90).
Посланиями пророков, мир им, были безопасность и мир, спокойствие и уверенность, любовь и терпимость, ценности и уважение, мудрость и знание, равновесие и умеренность, взаимопомощь и гармония. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был сверкающим рубином в этой короне. Его Господь повелел ему следовать примеру пророков, которые были до него, в нравственности
"Терпи же, как терпели твердые духом посланники" (46:35).
И Он засвидетельствовал, что он (Пророк) достиг самых совершенных и лучших нравов:
"Воистину, твой нрав превосходен" (68:4).
Он, мир ему и благословение, был воплощением милосердия, доброты и кротости, мудрости и мягкости, умеренности и терпимости, правдивости и искренности, верности и надежности. Эти моральные принципы были воплощены в нем для того, чтобы сформировать человеческое совершенство, чтобы люди следовали ему и ступали по прямому пути. О, молящиеся! Творение и нрав — это две стороны одной медали, одна из которых отражает другую, так как при большой вежливости и хороших манерах нравственность становится чертой характера, вашим естественным состоянием, вы укрепляетесь, становитесь культурными и воспитанными, характер ваш становится непоколебимым, добродетели прекрасными, вы достигаете полноты человеческого совершенства, и деяния ваши становятся похвальными, люди довольны ими и благодарят их обладателя. Благодаря человеческим ценностям сосуществуют общества, с ценностями поколения растут в добродетели и возвышаются, с ценностями возвышаются народы и строятся цивилизации, с ценностями открываются двери милосердия:
"Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием" (40:7).
О, рабы Аллаха!
Ваша религия, которую принес ваш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, основана на морали:
"И Он [Пророк] очищает вас и обучает вас Писанию и мудрости" (2:151).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав" (хадис).
Религия — это прежде всего мораль, и тот, кто пренебрегает моралью, пренебрегает истиной, сутью и столпом религии. Кто упускает нравственность, тот упускает религию, поэтому
"Самые совершенные из верующих — те, у кого самый лучший нрав" (хадис).
Столпы ислама, такие как намаз, закят, пост и хадж, предназначены только для очищения душ, воспитания хороших нравов и возвышения степени человека:
"Знание достигается только учением, а благой нрав (кротость) достигается усердием в деле его достижения".
Всевышний Аллах сказал:
"Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся" (70:19-22).
Поклонение и образование, культурное совершенствование и очищение, самоконтроль, саморазвитие и приближение к Господу всего сущего посредством выполнения обязательных и дополнительных актов поклонения – чтобы очистить душу от нечистот, которые прилипли к ней.
"Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее" (91:9-10)
О, верующие! С помощью нравов мы укрепляем доверие между собой, с их помощью смягчаются конфликты, решаются проблемы и устраняются трудности. На них строятся сосуществование и общественный мир, и поколения воспитываются на прочном фундаменте добрых дел, которые превращают наши общества в оплоты безопасности и мира. Нравы воплощаются в нашем поклонении, наших делах, наших семьях и наших отношениях с другими, и таким образом мы достигаем религиозного и мирского счастья. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Что чаще всего вводит людей в Рай?» Он сказал: «Богобоязненность и благой нрав».
Я говорю это и прошу у Аллаха прощения за себя и за вас, так просите же у Него прощения.
Вторая проповедь
Хвала Аллаху, который сделал благой нрав ключом к своей любви и средством, благодаря которому люди объединяются и проявляются друг к другу благое отношение. Он сделал нрав самым благородным средством взаимодействия между людьми и обещал за него великую награду. Я свидетельствую, что наш любимец и наш Пророк Мухаммад – посланник Аллаха и его раб. Мир и благословление ему, его сподвижникам и всем, кто следует за ним.
О те, которые совершают молитву! Благой нрав по сути своей обусловлен умеренностью и духовными качествами: без чрезмерности, но и без халатности, без преувеличения, но и без недопустимого сокращения, ибо благой нрав есть высшее совершенство и умеренность. Среди того, что требуется от верующего с точки зрения морали и ценностей его религии – это то, чтобы он был умерен в своем подходе к религии, поклонении и ритуалах, а также чтобы его понимание своей религии было здравым, терпимым и осознанным, с учетом идентичности его общества, развития его Родины и безопасности его страны, в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Я был послан со снисходительной религией" (хадис).
Религия ислам – это милосердие, мудрость, интерес, терпимость, человеческое братство и мир:
"О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком" (2:208).
Мы должны относится к нашим соседям и тем, кто живет с нами на одной земле, в соответствии с ценностями и моралью ислама, которые призывают к сосуществованию, терпимости и братству, жить в гармонии с обществом, веря в многообразия и различия, проявляя уважение ко всем, поскольку это наша обязанность. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Относитесь к людям благонравно".
Всевышний Аллах говорит:
"Говорите с людьми хорошо" (2:83).
О Аллах, благослови и приветствуй нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал за ним. Будь доволен Абу Бакром, Умаром, Усманом, Али и всеми другими благородными сподвижниками.