Республика Саха(Якутия)
Первые мусульмане, а это были татары и башкиры, служившие толмачами-переводчиками и всадниками в казачьих подразделениях, попали на земли народа саха в первой половине 17 века в период колонизации Москвой восточных просторов Евразии. Более широкое заселение края мусульманами происходило в 19 веке, в процессе реформ царя Александра.
Исследователи приводят следующие документы из республиканского национального архива о мусульманах дореволюционной Якутии:
1.Прошение «сосланного административным порядком и причисленного в г. Якутске Хамфетдина Кали-Муллы Янекеева о выдаче ему документа на право звания муллы», датированное 30 ноября 1896 года.
2. Рапорт Якутского полицмейстера Н.Березкина за N 692 от 13.11.1904 г., в котором последний сообщает, что «указной мулла г.Якутска Галимзян Янгуразов заявил мне о своем желании посещать один раз в неделю местную тюрьму для религиозно-нравственных бесед и для совершения необходимых богослужений и обрядов».
3. Обращение в адрес Якутского губернатора доверенного от мусульманского населения Олекминска, дворянина Ибрагим Халлиль Рахмана Еникеева с просьбой поддержать перед Оренбургским Магометанским духовным Собранием предложение о назначении в Олекминск указного муллы (ноябрь, 1911 г.).
Молитвенные дома мусульман и русско-татарские школы действовали в двух городах – Якутске и Олекминске. По информации краеведов, согласно статистическим данным, представленным в Департамент духовных дел МВД царской России губернской канцелярией, в Якутии в 1913 году проживали 1172 мусульманина, из них 516 башкир, 69 киргизов (в документах царской России киргизами называли казахов) и 42 татарина.
В 1914 году с разрешения министра внутренних дел мусульманам Якутска была предоставлена земля для строительства мечети, начат сбор пожертвований, однако последовавшие в стране события, первая мировая война, революция, гражданская война, репрессий, почти на столетие задержали появление первой мечети в «алмазной» республике.
Локомотивом возрождения ислама в начале 90-х годов, после развала СССР, стала вайнахская община Якутска, организовавшая молитвенное помещение в частном доме. В 1995 году мусульмане во главе с имамом Мусой Саговым приступили к строительству соборной мечети на улице Пирогова. Мечеть строилась по проекту института ОАО «Сахапроект», на пожертвования верующих, по финансовой поддержке ООО «Мамоша» (директор Идрис Тангиев), ООО «Хас+М» (директора Исса Дзауров).
В 1997 году мусульманская община Якутска в лице Мусы Сагова стала одним из учредителей Духовного управления мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока, впоследствии преобразованного в ДУМ Азиатской части России.
Соборная мечеть в Якутске стала функционировать с завершением основных работ в 2000 году, торжественное открытие состоялось 23.09.2005 г. При ней воскресная школа. В настоящее время рядом с мечетью строится двухэтажное здание исламского культурного центра.
Официально зарегистрированные мусульманские организации Якутии действуют также в городах Мирный, Нерюнги, Алдан. Они входят в состав разных централизованных структур.
Община «Ислам» в городе Мирный от ДУМ Азиатской части России была организована в 2006 году мусульманской активисткой Низией Яруллиной. Под мечеть приспособлен дом-коттедж предпринимателя, передавшего собственность мусульманской общине в качестве вакфа. Организацию после отъезда Яруллиной на родину в Татарстан возглавляет председатель Имаядин Аскеров.
МРО г.Нерюнги под руководством Дамира Нафикова входит в состав ЦДУМ России. Организация размешается в молитвенном доме и в настоящее время строит соборную мечеть.
МРО г.Алдан (рук. Радиф Бадретдинов) работает в составе ДУМ Сибири (Омского муфтията). Община в качестве молитвенного помещения использует оборудованный вагончик.
В 2008 году группа мусульман якутской национальности во главе с Абдулкаримом Нюрбави (Михаилов Поликарповым) предпринимала попытки создания якутской национальной мусульманской организации «Саха». Идея не нашла поддержки в руководстве МРО Якутска «Духовный центр», муфтий Муса Сагов выступил против создания общин по этническому признаку, и мусульмане-якуты предпочли работать на пути призыва соплеменников в ислам без официальной регистрации.
В Якутии также действуют две религиозные группы мусульман – в поселке Хандыга (имеет молитвенный дом) и при колонии строгого режима в поселке Табага (мечеть открылась в 2011 году) в пригороде республиканского центра.
В настоящее время около 15 процентов населения Якутии составляют мусульмане. В столице республики действуют такие общественные объединения народов-приверженцев ислама, как татаро-башкирский культурный центр "Якташ", казахская общественная организация "Алатау", землячество уроженцев Узбекистана "Ватан", таджикская община "Сомониён", общественная организация “Ингушская община”, добровольная общественная организация кыргызов Якутска.
Калиль Кабдулвахитов