закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Республика Северная Осетия

Ислам в Алании

Религиозная история Осетии является одной из самых парадоксальных в нашей стране. Осетины считаются потомками северокавказских алан – ираноязычного народа, начавшего заселять предгорья Кавказа в начале I тыс. н.э. Отчасти это так, хотя они и не единственные потомки алан, также как и в этногенезе осетин приняли участие не только аланы, но и автохтонные племена. Государство же Алания возникло лишь в V - VI вв. н.э. и охватывало гораздо большие территории Горной части Кавказа и Предкавказья – Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию, частично Ставрополье, Чечню и Ингушетию. 

Поэтому мы не знаем, относить ли известия о переселении алан-мусульман в Закавказье в домонгольский период только лишь к осетинам, или же разделять его с другими претендентами на аланское наследство. Факт остается фактом – предки осетин издавна контактировали с мусульманами, и среди них самих могли быть представители этой религии.

Документально доказано распространение ислама в Осетии и среди осетин в золотоордынское время. Именно в этой республике находился один из немногих сохранившихся памятников храмовой золотоордынской архитектуры – Татартупский минарет в 3 км. от станицы Змейская.  Время не разрушило его, да и вражеские нашествия – от Тамерлана до гитлеровцев обошли стороной. Памятник истории и культуры оказался разрушен в наши дни – в начале 1980-х гг.  Об интенсивности межэтнических контактов в ордынское время говорит наличие в Сарае асских  кварталов. Многие исследователи усматривают в этих асах (другое название аланов) предков осетин, хотя возможно, что здесь имеются в виду другие некавказские группы аланов.

С разрушением Золотой Орды исламизация осетин только усилилась, но знамя татар и ногаев перехватили кабардинские князья. Создав самое государство на Центральном Кавказе, они подчинили своему влиянию большую часть осетинских обществ, часть ингушских и чеченских. Но к XV-XVI веку значительная часть кабардинских князей принимает ислам, и их примеру следует также и осетинская аристократия. К XVIII в. большинство аристократических фамилий Осетии было мусульманами. Как писал грузинский автор XVIII в. Вахушти Багратиони, «Главари и знатные – суть магометане, а простые крестьяне – христиане».  Кроме того, немало мусульман насчитывалось среди простонародья. Считается, что к XIX  в. мусульманами были почти все феодальные фамилии осетин, большая часть дигорцев, независимо о социального положения, фактически во всех горных обществах, за исключением Алагирского и Туальского, имелись мусульманские семьи. Усиливались контакты с мусульманами – чеченцами и ингушами. Нередки были брачные связи с последними. Многие фамилии стали общими для ингушей и осетин-мусульман (Плиевы, Дударовы и т.д.).

Ситуацию изменила Кавказская война и последовавшее за ней мохаджирское движение. Немало мусульман-осетин покинуло свои земли и переселилось в Османскую империю. Внесло свою лепту в распространение ислама в Осетии и особое положение Владикавказа. Этот город, ставший одним из форпостов России на Кавказе, занял особое положение в истории ислама. Заселенный преимущественно русскими, но со значительной мусульманской округой (ингуши и осетины-мусульмане), он внес  новые краски в палитру населения республики. В его мусульманском населении значительную долю составляли татары и азербайджанцы. Здесь же располагались городские усадьбы осетинской знати. Подобные условия не могли не способствовать рождению чего-то нового. 

 

Суннитская мечеть Владикавказа построена в 1908 г.; архитектура и декоративное убранство носит подражательный характер египетской архитектуры X-XIII в. По своему прямому назначению мечеть действовала до 1933 г., затем превращена в филиал государственного музея краеведения Северной Осетии.  В 1966-69 г. группой художников из Ленинграда проводилась реставрация здания мечети. Во время реставрации часть деталей внутреннего интерьера была нарушена, например, перевернуты в зеркальном отображении некоторые надписи по-арабски. Мечеть является федеральным памятником I категории. В 1992 г. мусульмане вернули себе здание при поддержке федеральных органов власти.

Ахмад Макаров

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.