Презентация издания «Заветная мечта Хусаина Фаизханова.Повесть о жизни и деятельности» на Всероссийском научном форуме «Татары и исламский мир»
18 мая в рамках Всероссийского научного форума «Татары и исламский мир», приуроченного к 200-летию со дня рождения российского теолога-востоковеда Хусаина Фаизханова, состоялась презентация книги «Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности» Миркасыма Усманова. Книга выпущена ИД «Медина».
Издание входит в серию «Наследие Хусаина Фаизханова» и «Наследие Хусаина и Абделалляма Фаизхановых», которые основаны по инициативе первого заместителя председателя ДУМ РФ, ректора МИИ, директора Центра исламских исследований СПбГУ доктора теологии профессора Дамира Мухетдинова, которого с полным правом можно считать и главным инициатором и организатором исследований жизни и творчества Хусаина Фаизханова. В течение почти 20 лет профессор Мухетдинов курирует проведение Фаизхановских чтений. В год 200-летия со дня рождения Фаизханова в Санкт-Петербурге пройдут юбилейные двадцатые по счету чтения. Одним из соорганизаторов XX Фаизхановских чтений выступит Санкт-Петербургский государственный университет, и они совпадут с очередной годовщиной создания Восточного факультета, в стенах которого вместе с профессором Александром (Мирзой) Казембеком трудился Хусаин Фаизханов. Об этом, а также о проводимых исследованиях, новых изданиях по фаизхановской тематике в своем выступлении на пленарном заседании VIII Чтений имени Шигабутдина Марджани говорил Дамир Мухетдинов.
Рассказывая о новом современном издании книги «Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности» выдающегося советского и российского историка доктора исторических наук Миркасыма Усманова, впервые вышедшей в свет в далеком 1980 году, профессор Мухетдинов отметил: «Это был первый фундаментальный труд, благодаря которому советские мусульмане, советские граждане могли познакомиться с личностью Хусаина Фаизханова. Мы воспринимаем Хусаина Фаизханова по тем оценкам, которые дал Миркасым Усманов, таким, как он нам его показал… Но наука идет вперед. За прошедшие сорок лет мы нашли новые источники – новые рукописи».
«Мы воспринимаем Хусаина Фаизханова прежде всего как востоковеда, как историка, как археолога. Он не был имамом, не возглавлял мечеть, не проводил пятничные молитвы. (Оренбургское магометанское духовное собрание выпустило приказ о назначении его имам-хатыбом). Но, тем не менее, в академической среде его называли именно «мулла Хусейн», - подчеркнул первый заместитель председателя ДУМ РФ. Он напомнил, что теологическое образование Хусаин Фаизханов получил в медресе родного села Сафаджай. Он был знатоком фикха и его основ и прекрасно владел хадисами. Источником информации о Фаизханове-теологе служит его рукописное наследие, хотя каких-то отдельных трудов по теологии нет. Вращаясь в академической среде, перенял европейскую методологию, критический взгляд, методику работы с источниками. «Личность Фаизханова с одной стороны объединяет мусульманских теологов, с другой стороны – выдающихся востоковедов-тюркологов своего времени. Такой симбиоз позволяет нам говорить, что Хусаин Фаизханов – первый мусульманский теолог и востоковед, который трудился в стенах Императорского Санкт-Петербургского университета в эпоху плеяды ярких российских ученых-востоковедов», – отметил Дамир Мухетдинов.