закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


18 сентября 2014 14:49   Республика Татарстан 

Имам Булат Ишмухаметов: Татары Австралии приняли меня как родного

В 2014 году исполняется 20 лет со дня официальной регистрации Ассоциации татар Южной Австралии, а впервые татарские семьи переселились на Зеленый континент еще в середине ХХ века из Китая. Татарская община Южной Австралии – это сравнительно немногочисленная группа. Тем большее уважение вызывает тот факт, что за целый век проживания вне своей исторической родины в инокультурном и инорелигиозном окружении, они сохранили и язык, и религию, и свою идентичность. Летом 2013 года у татар города Аделаида появился свой общинный дом, который служит и для проведения пятничных и праздничных молитв, и для национальных собраний. По просьбе татарской общины Аделаиды (которая, к слову, была озвучена непосредственно президенту Татарстана Р. Минниханову во время его визита в Австралию) в качестве духовного наставника в общину был направлен Булат Ишмухаметов. Нужно подчеркнуть, что до того момента Булат-хазрат был известен в Татарстане как талантливый журналист и телеведущий, а о том, что он в 2002 году окончил исламский университет в Киеве, знали немногие. Мы побеседовали с имамом по прошествии года его работы на новой стезе и другом континенте.

– Булат-хазрат, расскажите о том, в чем заключается духовная жизнь татарской общины Австралии и какую роль играет ислам в самосознании татар Зеленого континента.
– Татарская община Аделаиды довольно религиозна, здешние наши соплеменники никогда не забывали о том, что они – татары и мусульмане. Приехав сюда, мне никого не пришлось, условно говоря, обучать суре «Фатиха».  Пять столпов ислама, шесть столпов имана здесь знают все, от мала до велика.

Всегда в истории татарской эмиграции община, обосновавшись на новом месте, первым делом строила мечеть и медресе. Мечеть всегда для татарской диаспоры была центром и духовной, и национальной, и культурной жизни. Вопрос о том, чтобы привезти в Аделаиду имама для своей общины, стоял здесь давно, и Всевышний распорядился так, что этим имамом стал я. Имам для такой небольшой махали, как наша – это человек, который помогает поддерживать и сохранять и религиозную, и национальную идентичность. В этом смысле в моей работе очень сложно отделить, где заканчивается религиозное и начинается национальное, так же как и невозможно провести грань между работой, служением имама и частной жизнью.

– За практически вековое существование далеко за пределами исторической родины татары Австралии наверняка выработали свои собственные рецепты и механизмы сохранения. Можно предположить что и менталитет их отличается от менталитета постсоветских российских татар…
– Мои слова, возможно, удивят имамов мегаполисов, но будут близки и понятны имамам сельской местности. Наша община, несмотря на то, что живем мы в городе-миллионнике, словно одна большая семья или деревенская община – все знают друг друга и воспринимают как близких людей. Недавно один из наших соплеменников угодил в больницу, навестить его там пришел практически каждый член махалли. Меня и мою семью здесь также приняли как родственников.

У здешних татар есть, к примеру, такая традиция – «гаетлэп чыгу». Члены общины в течение нескольких дней или даже недель после двух крупнейших мусульманских праздников – гаитов, навещают всех родственников старшего возраста. И когда я приезжаю один, хозяева удивляются – почему приехал без супруги и сына, то есть воспринимают меня как члена семьи, а не как работника, выполняющего роль имама.

Если к кому-либо из общины приезжает гость – наш соплеменник, все татары считают своим долгом прийти и познакомиться с ним, выразить свое уважение или пригласить к себе на чай. Это называется «кунакны хормэтлэу». А если кто-то уезжает далеко – то к нему наведываются в гости, делают небольшие презенты – юллы. Женщины обычно дарят конфеты, а мужчины – деньги.

Национальное и религиозное воспитание, в основном, дается в семье. К примеру, во многих семьях за правило установлено разговаривать в кругу семьи только на родном языке.

А что касается менталитета, здесь я особых трудностей не почувствовал. Основатели здешней общины родились и выросли в коммунистическом Китае, а я – в коммунистическом Советском Союзе, возможно поэтому никаких сложностей с адаптацией на новом месте, достойных упоминания, я не почувствовал, хотя смена места жительства, естественно, была сопряжена с определенными особенностями.

– Насколько татарская общины Аделаиды встроена в общемусульманский контекст города?
– В Аделаиде, население которого более миллиона жителей, проживает 20 тысяч мусульман, по сути, очень незначительное количество. Однако здесь открыто десять мечетей и молельных домов мусульман разных национальностей. Молельные дома организуются по принципу страны происхождения с тем, чтобы вести проповедь на родном для прихожан языке. Но между собой мы общаемся и поддерживаем друг друга. К примеру, в сборе и подготовке документов, чтобы я смог приехать и начать работу в Австралии, помогала турецкая община. Общность языков и культуры способствует тому, что некоторые татары Аделаиды на пятничную молитву могут заехать в турецкую мечеть или в мусаллю выходцев из Средней Азии – узбеков, уйгуров. Не так давно по случаю Ураза-байрама у нас был общий для всех мусульман праздник.

Региональное правительство и парламент старается уделять равное внимание всем общинам. Во время священного месяца Рамадан, нас, к примеру, пригласили в парламент для встречи с министрами.

– У вас очень необычная биография: после окончания исламского университета в Киеве вы не пошли по религиозной стезе и стали журналистом, причем добились в этой профессии успеха. Много лет ваша карьера шла в гору, но на каком-то этапе вы ее оставили для религиозного служения. Значит ли это, что вы однажды разочаровались в перспективе служения имамом, однако впоследствии изменили свое мнение?
– После окончания университета я один год проработал в казанской мечети «Булгар» преподавателем основ ислама. Разочарования не было, но было желание расти и меняться, преодолевая какие-то собственные страхи и неумение. Мне в этом смысле очень нравятся проповеди Шамиля Аляутдинова, которые заряжают на то, чтобы найти свое место в жизни, расти ментально и профессионально.

Журналистика стала для меня большой школой – она учит умению общаться с людьми, доносить свои мысли, понимать чаяния людей, а в работе имама это очень важно. Но в журналистике я прошел все основные этапы – корреспондента, ведущего, продюсера, руководителя программы, попробовал свои силы на разных телеканалах. В определенный момент наступило понимание, что нужно идти дальше, расти и меняться. Я направил в Духовное управление мусульман Татарстана свое резюме. И пригодился в Австралии. Думаю, что если бы в тот конкретный момент не был нужен имам в Аделаиде, я все равно нашел бы себе применение в религиозной среде, то есть с моей стороны это было обдуманное, осмысленное решение.

– Вы окончили исламский вуз, а также исторический факультет Казанского государственного педагогического университета (ныне в составе Казанского федерального университета), а сейчас работаете в довольно экзотичной, по российским меркам, местности. Что бы вы могли сказать о требованиях и стандартах к современному имаму, исходя из своего опыта?
– Самое первое требование – имам должен понимать суть религии, не просто соблюдать обряды, но осознавать их глубинный смысл. Светское образование настоятельно рекомендуется, а общий кругозор, познания в истории, литературе – просто обязательны. Немаловажно и иметь определенные познания в области психологии. Если рассматривать имама как врачевателя душ, логично предположить, что он не сможет врачевать души, не поставив диагноза. А ставить диагноз учит практическая психология.

– Каковы ближайшие планы татарской общины Аделаиды?
– В начале года мы провели общее собрание с участием всех членов общины. Каждый мог внести свое предложение, высказать замечания и предложения. Это я считаю очень важным моментом для того, чтобы каждый член махалли почувствовал свою сопричастность и ответственность. Мы приняли и утвердили годовой план работы, согласно которому и движемся. Проводятся занятия по исламу в трех возрастных группах – для детей, молодежи и людей старшего возраста. Кроме джума и религиозных праздников собираемся и на Лейлят аль-Кадр и другие благословенные ночи, в Рамадан мы проводили ифтары. Был вечер, посвященный творчеству Габдуллы Тукая, работает татарский киноклуб. В декабре планируем проводить Сабантуй.

– Спасибо вам за беседу и успехов в ваших начинаниях!

Беседовала Диляра Ахметова

Источник: Всероссийская газета мусульман "Ислам минбаре" № 9 (227), сентябрь 2014 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.