закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Краснодарский край / История региона
    

Краснодарский край

Распространение ислама среди адыгов

Как гласит адыгское предание, Бог отдал адыгам ту землю, которую сначала хотел оставить себе. с тех пор за эти земли пошли непрерывные войны. С незапамятных времен Северо-Западный Кавказ (Краснодарский край, Адыгея) южнее Кубани населяли адыго-абхазские народы, с севера же великой реки на протяжении последних и двух тысячелетий доминировали тюрки – булгары, татары, ногаи. 

Это очень древняя земля, но ислам пришел сюда относительно поздно. Связано это было со многими факторами, одним из которых было очень сильное византийское влияние, позже сменившееся венецианским и генуэзским.

Пожалуй, здесь присутствие Золотой Орды было гораздо слабее, чем в Дагестане, Чечне, Осетии или других регионах. Гораздо сильнее здесь проявилась роль Крымского ханства, Османской империи, и даже Египта.

Что касается распространения ислама среди адыгов, то здесь есть две версии – она – крымская, другая – египетская.

Ведущий из наследников Золотой Орды Крымское ханство прекрасно понимало важность Западного Кавказа. Здесь росли наследники престола – в степи и горах, среди ногайцев и черкесов они вырастали настоящими мужчинами. Сильные, смелые воины адыги (черкесы) были идеальными союзниками крымских ханов, а вместе с ними и османских султанов. Поэтому с XV века Западный Кавказ стал одной из основных опор Крымского ханства. Среди его населения постепенно распространялся ислам, что способствовало укреплению его лояльности. Что касается кабардинцев, доминировавших на Центральном Кавказе после разрушения Кавказской Алании при монгольском завоевании, то приход кабардинской аристократии к исламу был завершен в 16 веке.

Другая версия распространения ислама среди адыгов связана с египетскими мамлюками. Дело в том, что армия этого наиболее крупного и сильного государства Северной Африки формировалась  из рабов-мамлюков, которые в XIII в. пришли к власти. Среди мамлюков доминировали кыпчаки и черкесы, причем последние впоследствии захватили бразды правления Египтом в свои руки. Но известно, что военачальники мамлюки не только поддерживали связи с исторической родиной, но даже выписывали из нее в Египет своих родственников. При этом адыги, проживая на Кавказе, оставались в язычестве, но, попадая в Египет, воспитывались мусульманами. Версия эта гласит, что, видя высокий социальный статус своих земляков и родственников, члены адыгских племен, из которых происходила мамлюкская верхушка, сами начинали принимать ислам.

Так или иначе, уже в XVII в. среди всех адыгских народов ислам распространился и укрепился (исключение – часть моздокских кабардинцев, являющихся христианами), вошел в народную культуру. Более того, за счет военного и политического доминирования этих народов на Западном и особенно Центральном Кавказе именно кабардинская аристократия считается основным проводником ислама осетинам-мусульманам.

Одним из феноменальных явлений истории ислама в России являются османские города на Черноморском побережье Кавказа. Таких городов известно, как минимум, на территории современного Краснодарского края, как минимум, 5  - Анапа, Геленджик, Тамань, Темрюк, Ачуев. Часть из них, как Анапа, непосредственно подчинялись османским наместникам и служили важным очагом распространения этой культуры среди местного населения. Несомненно, что здесь были мечети в османский период. Население этих городов состояло из турок-османов, армян, грузин – христиан и мусульман (лазов), адыгов, татар, ногайцев и представителей других народов. Известно о наличии мечетей в Новороссийске, Краснодаре, Армавире и в имперский период истории. В настоящее время ставится вопрос о строительстве мечети в олимпийском Сочи.

Между прочим, с Краснодарским краем может быть связана и одна древняя легенда о приходе сподвижников пророка Мухаммада к булгарским правителям. Дело в том, что, если в этой легенде и есть рациональное зерно, то эти сподвижники должны были прийти не на территорию Среднего Поволжья, а в расположенную на Таманском полуострове Фанагорию, где располагалась столица Великой Болгарии. Может быть, и найдут мечеть при раскопках древней Фанагории, и тогда она будет соперничать по древности с мечетью Дербента!

 

Ахмад Макаров

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.