закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Красноярский край / История региона
    

Красноярский край

Мусульманское население Красноярского края: история

Исламизация края связана с процессами его промышленного освоения. Первой была мечеть в краевом центре, еще дореволюционной постройки, и связана она была как с самим городом Красноярском, так и с маршрутом торговли, прежде всего чайной, пролегавшим из Китая в Центральные регионы страны.

Известно о наличии мусульман в Минусинской котловине в XVIII-XIX вв. это были ссыльные из числа участников башкирских восстаний, а также татары и кавказцы. Крупный массив мусульманского (татарского) населения возник в 1920-1930-х гг. в районе Новоенисейска – Лесосибирска, а также Большемуртинского и Казачинско-Ленского районов. Как утверждает местное татарское население, их предков переселили сюда из Поволжья после революции. При промышленном освоении Норильского и Талнахского полиметаллических месторождений сюда прибыло немало представителей мусульманских народов.

Ахмад Макаров

 

Ислам в Красноярском крае на современном этапе

На сегодняшний день одной из религий, вызывающей наибольший интерес у общественности является ислам. Ислам является традиционной религией более чем 30 коренных этносов современной России, а также значительной части мигрантов, прибывающих в нашу страну на постоянное и временное жительство. Мусульманские общины находятся практически во всех регионах нашей страны, в частности и в Красноярском крае.

Одним из поводов интереса к исламу со стороны общественности по праву можно назвать демографический рост мусульманского населения. На фоне естественного прироста немусульманского населения в регионах России увеличение численности исповедующих ислам заметен, так, например, в Красноярском крае с 1989 г. мусульманское население возросло с 2,6 % до 3 % общей численности населения края. Следует обратить внимание на то, что численность конных этносов снизилась на 10 %, а выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии увеличись в несколько раз, так таджики — в 3 раза, а киргизы — в 2 раза [Рафиков 2004].

Большинство мусульман Красноярского края проживает в крупных городах: Красноярск, Норильск, Ачинск. В 2002 г. было создано Единое Духовное Управление Мусульман Красноярского края под председательством Гаяза Фаткулина. В последнее десятилетие основная деятельность мусульманских общин направлена на возрождение религиозных и связанных с ними культурно-национальными традиций, на принятие мер для сближения мусульман, мусульманских групп и организаций, в частности обмен информацией, опытом работы, выявления и устранения факторов, способствующих разобщению мусульман, организация мероприятия по разъяснению истинной сущности ислама. Так на территории Красноярского края для осуществления такой работы созданы Совет мусульман края, Красноярский муфтият, а с 2007 г. стали проводиться ежегодные съезды мусульман края с привлечением представителей из других областей. На съездах проводиться конкретная работа и намечаются пути решения существующих проблем.

На I съезде мусульман Красноярского края, состоявшимся в марте 2007 г., участники вынесли обращения к приверженцам ислама: преподавание минимума необходимых знаний по основам ислама, обеспечение информацией о жизни мусульман в России, координация информационного взаимодействия различных религиозно-национальных организаций, обеспечение и распространение периодической литературы.

Темой II съезда мусульман Красноярского края, проводившегося в апреле 2008 г. было проблема единства исламского народа и объединения мусульман в ходе совместного решения насущных и наболевших проблем. Оживленную дискуссию вызвала проблема смешанных браков, обсуждение типичных ошибок в подобных браках и проблемы семьи; воспитание детей в духе ислама, пропаганда семейных ценностей среди мусульманской молодежи, а также возможность совершения хаджа и паломничества в Мекку всей семьей.

III съезд, прошедший в апреле 2009 г. Темой этого года стала «Молодежь современной России и религия». В ходе съезда было принято обращение к мусульманам Красноярского края, содержащие намеченные пути развития: привлечение молодежи во все сферы жизни мусульманского общества, создание молодежной организации, проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения.

Мусульманские организации принимают участие в общественной жизни региона в зависимости от своих возможностей и направлений деятельности. Их основными целями являются возрождение религиозно-национальных традиций и ценностей, выработка путей взаимоотношения с представителями государственных служб, определение перспективы сотрудничества с представителями различных религиозных конфессий, формирование толерантного отношения к исламу среди населения. В основном эту деятельность осуществляют национально-общественные организации Красноярского края. Например. «Вайнах» - чеченская общественная организация, которая проводила в 2001 г. акцию «Дети Чечни — ради мира», а в 2004 и круглые столы, посвященные «чеченской теме».

Мусульманские организации активно сотрудничают с представителями других конфессий. В 2003 г. в Красноярском края был создан Межрелигиозный Совет Красноярского крае, учредителями которого стали лидеры муфтията, епархии и организаций иудаизма на территории края. Но есть ряд неразрешенных проблем. В частности остаются не полностью урегулированными отношения с РПЦ МП на нетрадиционных исламу территориях, часто это вызвано земельными вопросами. Так в Ачинске настоятель Казанского собора протоиерей Евгений Фролов предпринял меры борьбы с «исламской экспансией» на сибирских просторах. Собрав своих прихожан, отец Евгений освятил выделенную под мечеть землю [Победила справедливость - в Ачинске заложили первый камень мечети [http://www.islamnews.ru/news-6689.html].

Кроме того, большинство мусульман сталкиваются с негативной реакцией по отношению к себе со стороны представителей других конфессий в бытовой сфере и при общении с силовыми структурами. Для решения этой проблемы многие мусульманские организации Красноярского края проводят мероприятия, цель которых разъяснение основ своего вероисповедания среди журналистов, студентов учебных заведений, служащих государственных учреждений и военнослужащих. Например, красноярский муфтий Гаяз Фаткуллин в сентябре 2007 г. проводил одну из таких лекций для студентов исторического факультета КГПУ. Решению данной проблемы способствует деятельность Совета мусульман Красноярского края, созданного в 2002 г. при комитете администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений. Вследствие этой деятельности удалось предотвратить проникновение в сообщество мусульман края представителей ортодоксально жестких и экстремистских исламских организаций.

Еще одной проблемой является нехватка подготовленных имамов, специалистов в области ислама и преподавателей мусульманских дисциплин. Подавляющее большинство мусульман имеет низкий уровень образования. Лишь небольшой процент мусульман имеет высшее образование, в том числе и духовное, при этом нужно отметить, что значительное количество имамов получает образование за рубежом, следовательно - несет в себе иностранное влияние Хайретдинов [http://www.islam.ru/pressclub/tema/sovrubo].

Исламское образование на сегодняшний день оторвано от единого российского интеллектуально-образовательного пространства, оно извивается по пути самоизоляции. Основная цель, к которой должны продвигаться мусульманские общины - организация высокопродуктивного, патриотического, лишенного националистических, местнических, изоляционистских настроений исламского образования, необходимо задать вектор единства в этой сфере. Также вызывает озабоченность отсутствие инициативы среди самих мусульман, знаний об исламе, интереса к своим религиозным ценностям. Особое внимание вызывает прозападная ориентация. заключающаяся в заимствовании элементов культуры и смене мировоззрения, особенно среди мусульманской молодежи. Помимо всего этого большинство общин сталкиваются с земельными проблемами, предоставления со стороны местных районных администраций земельных участков мусульманским общинам под строительство мечети и кладбища. Например, в Ачинске мусульманская община долгое время не могла получить землю под строительство мечети. В Красноярском крае, как констатировал муфтий, уровень социальной и религиозной активности мусульман пока очень низок [Овчаренко http://www.vecherka.ru/forumparrent/3524].

Ислам — это не застывшая структура, культура и мировоззрение, он развивается и видоизменяется в зависимости от времени, географии и существующих проблем. По словам редактора газеты «Муслим-инфо» К. Кабдулвахитова ислам набирает обороты, и исторически сложившаяся форма ислама в России будет претерпевать изменения, узоры, халаты муфтиев и пышные бороды салафитов уйдут в прошлое, и доставшийся наследие от предков ислам будет трансформироваться, подгоняться под истинный замысел Всевышнего, под собственный семантический код [Кабдулвахитов http://www.islam.ru/pressclub/gost/kitocu/]. В течение последних пятнадцати лет мусульманская умма (община) России достигла высоких результатов в деле возрождения и развития культурных, религиозных, общечеловеческих, нравственных ценностей.

Возрождение ислама происходит неравномерно - за Уралом этот процесс лишь начинается, протекает не равномерно и имеет специфику в каждом регионе Сибири в том числе и в Красноярском крае. Этот процесс осуществляется в сотрудничестве с государственной властью, национально-культурными объединениями. Главными проблемами на сегодняшний день являются отсутствие инициативы и активной деятельности со стороны самих мусульман, смешанные браки и воспитание детей, недостаток квалифицированных кадров.

Библиографический список
1. Бекдаир, И. История мечетей Омска / И. Бекдаир. —  http://www.islamrf.ru/articles.php?razdel=5&sid=1101
2. Зорина, И. Ватикан впервые признал, что в мире мусульман больше, чем католиков / И. Зорина. —  http://www.rian.ru/religion/20080330/102530225.html
3. Кабдулвахитов, К. :От суфиев, через Кучума и Ермака к современным СМИ / К. Кабдулвахитов // Ислам в Сибири. — http://www.islam.ru/pressclub/gost/kitocu
4. Овчаренко, В. Как объединить мусульман/В. Овчаренко—http://www.vecherka.ru/forumparrent/3524
5. Победила справедливость - в Ачинске заложили первый камень мечети - http://www.islamnews.ru/1 news-6689.html
6. Рафиков, Р. Г. Этнические мусульмане Красноярского края на современном этапе (2001 —2004гг.) / Р. Г. Рафиков // Информационный бюллетень Совета мусульман. - 2004. - № 4.
7. Хайретдинов, Д. Современное состояние и проблемы развития исламского образования в России/ Д. Хайретдинов. — http://www.islam.ru/pressclub/tema/sovrubo
8. Халилов, Т. Необходим Российский мусульманский совет / Т. Халилов - http://www.islam.ru/press-club/gost/halilov
282

 

Излученко Т.В.

Источник: Ислам на территории Красноярского края. //Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края. Красноярск, 19-21 ноября 2009 г. В 2 томах. Т. 2. - Красноярск, 2009. - 356 с. - С. 279-282.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.