закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Астраханская область

Ислам в Нижнем Поволжье

Нижнее Поволжье стало вторым (после Южного Дагестана) на территории современной России регионом распространения ислама. При этом вызывает особый интерес тот факт, что основными мусульманскими этносами здесь всегда были тюрки. В свою очередь, в формировании тюрков западно-хуннской ветви колоссальную роль сыграли их ираноязычные предшественники – сармато-аланы, хорезмийцы, дахо-массагеты, именно от этого круга народов, считается, унаследовали современные тюрки свою европеоидную составляющую и многие иранские параллели в культуре.

После развала Гуннской державы здесь же проживали и их наследники – их сыновья и внуки – булгары, тюркюты, хазары. Настоящего же рассвета средневековая цивилизация в Нижнем Поволжье достигла в эпоху Хазарского каганата и Золотой Орды. Хазарский каганат являлся одним из осколков державы тюркютов. В ходе своего развития он поглотил множество других государств, в том числе и Великую Булгарию Кубрат-хана.

О хазарах существует множество совершенно мифических представлений, одни из них – отсутствие городов у хазар, их дикость, грубость и невежественность. Все эти мифы, мягко говоря, не соответствуют реальности. На территории Хазарии уже обнаружено немало городов, воздвигнутых хазарами, или же их ближайшими родственниками – булгарами и аланами. Среди них достойное место занимают  города, на месте которых находятся современные Самосдельское и Машаикское городища на территории Астраханской области. При раскопках этих городищ обнаружены прекрасная гончарная посуда, оружие, ювелирные украшения, другие  изделия хазарских мастеров и предметы импорта.

Другой миф гласит о якобы дикости хазарских воинов. Но, как свидетельствуют археологи, хазарский воин отнюдь не был «диким созданием в звериных шкурах». Напротив, в его «джентльменский набор», помимо высокотехнологичного по тем временам оружейного комплекса, входили всевозможные ногтечистки , копоушки и прочие предметы личной гигиены. Мечи и боевые топоры хазар, а также подчинявшихся им булгар и алан покорили власти кагана все народы лесостепной и юга лесной зоны Восточной Европы.

Бытует также представление об исключительно кочевом хозяйстве хазар. Опять же, оно неверно. Известно о превосходно развитом не только скотоводстве и военном деле, но также растениеводстве, градостроительстве и разнообразных ремеслах. Чего стоят белокаменные двухпанцирные стены знаменитого Маяцкого городища в Воронежской области, возвышавшиеся над местностью подобно облаку, оседлавшему гору. И таких городов и крепостей было множество. Самое же удивительное в том же Маяцком городище – это надписи тюркскими рунами, нанесенные на его стенах … скучающими караульными. И это в то время, когда далеко не каждый монарх в Европе умел читать и писать. К сожалению, доордынский период в Нижнем Поволжье изучен не так хорошо, как в Подонье, и кто знает, какие еще доказательства высокого уровня культуры наших предков найдут на берегах дельты Волги.

И наконец, самый последний миф – о том, что хазары якобы были сплошь иудеями. Сказка эта не подтверждается ни археологическими данными, ни свидетельствами современников. Конечно, иудаизм присутствовал среди части хазарской верхушки (далеко не всей), но его влияние на народные массы вовсе не прослеживается на массовом уровне, да и большинство аристократии к нему не принадлежало.

Напротив, именно в Хазарском каганате наши тюркские предки впервые настолько плотно соприкоснулись с исламом, что начали принимать его. Конечно, процесс проникновения ислама в любую этническую среду не является быстрым и одномоментным, и тюрки здесь не были исключением.

Относительно того, как и когда тюрки Хазарского каганата (хазары, булгары) начали принимать ислам, существуют разные мнения. Одни утверждают, что в результате победоносного похода арабского полководца Марвана ибн Мухаммада, впоследствии ставшего последним омейядским халифом, против Хазарии в 737 году. Причем в некоторых источниках даже утверждается, что якобы хазарский каган тогда принял ислам (по другим данным, факт принятия ислама каганом не подтверждается). Другие источники говорят о том же 8 веке, но при этом движение ислама шло со стороны Хорезма. Хотя точно об этом знает только Аллах, но, по-видимому, первыми мусульманами в Хазарии действительно были хорезмийцы. Подтверждается это целым рядом имеющихся сегодня данных.

Вскоре ислам начал активно распространяться по всей Хазарской державе. Следы исламизации ее населения находят в Подонье и Среднем Поволжье, но главным центром все же было Поволжье Нижнее. Известно, что в новой столице Итиле (находилась на берегу Каспия в устье Волги)  треть населения составляли мусульмане. Это были купцы и ремесленники, а также воины-гвардейцы – аль-арсия. Хорезмийцы по происхождению, они составляли профессиональное войско и обладали значительным весом в государстве. Именно они потребовали уничтожить скандинавов-русов, возвращавшихся из похода на мусульманское южное побережье Каспия в 913 г. И каган пошел на этот шаг, дав возможность войску отомстить за убийства и грабеж своих единоверцев. Известно о наличии в Итили мечетей, муадзинов, а также судей-казыев. Один из муадзинов был казнен после принятия в 922 г. Волжской Булгарией ислама в качестве государственной религии, и отделения ее таким образом от Хазарии.  Но никакие казни не могли остановить движения общества, и уже в конце 10 века арабские путешественники отмечают доминирование ислама как религии его жителей.

Вот что пишет арабский путешественник из Испании XII века аль-Гарнати: «На огромной реке, - в стране хазар находится город Саксин, в котором живут хазары и гузы. У каждого из гузских племен – собственный эмир. У них большие дворы, а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек…. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба – тысячи, не счесть их числа. И есть в нем соборные мечети, в которых совершают пятничное моление хазары… А в середине города живет эмир жителей Булгара, у которых тоже есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгары. И есть еще другая соборная мечеть, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна».

Между прочим,  с X- XI века появляются в Нижнем Поволжье и новые тюркские жители – кыпчаки. Зачастую процесс миграции новых волн кочевого населения представляют таким образом, как будто оно приходит, полностью истребляя старое и сменяя его. Но, как доказано данными археологии, этнографии и ряда других наук, это представление не соответствует истине. Именно поэтому среди нового населения выделяются старые родоплеменные подразделения (ыруглар, ру), издавна проживавшие на этих землях,  и они несут в себе смешанную кровь как тех, кто веками жил на этой земле, так и тех, кто пришел сюда в более поздний период.

Кыпчакские племена объединялись в  межплеменные союзы, находившиеся в постоянной конфронтации между собой. Рабов-воинов из числа кыпчаков на Ближнем Востоке называли мамлюками, и большинство из них было тюрками и кавказцами.  В 1250 году произошел переворот, в результате которого к власти пришел первый мамлюкский султан Муызз Изз-ад-дин Айбек. Самым известным же мамлюкским султаном являлся правивший с 1260 по 1277 г. Захир Рукн ад-дин Бейбарс Бундукдари. Мамлюкские султаны оставили после себя великолепную архитектуру и независимость мусульманского мира. Официально власть при мамлюкских султанах принадлежала халифу из династии Аббасидов.

Несмотря на то, что тюрки Дешт-и Кыпчака смогли отбиться от монголов в Палестине и Египте, свою собственную родину они не уберегли. В 1223 году происходит знаменитый поход Субудая и Джебэ в донские и волжские степи, где они на Калке разбили соединенные силы русских князей и кыпчакских ханов под общим руководством Котяна. Окончательной победы в Поволжье монголы добиваются лишь в 1240-1242 гг. после разгрома Волжской Булгарии, а также восстаний Бачмана, Качир-Укуле,  Баяна и Джику. Бачман был кыпчаком из племени олбурлик (эльбурлик), происходящими из его рода считаются арские князья. Качир-Укуле – асом, Баян и Джику – булгарами.

Но, как бы там ни было, в этих войнах Монгольская империя победила и прочно утвердилась на землях Нижнего Поволжья. И, если в самые первые года существования Улуса Джучи (северо-западная часть империи, отданная во владение старшему сыну Темучжина-Чингисхана) столица находилась в Шахри Булгаре (совр. Татарстан), то с 1254 г. она находилась в Нижнем Поволжье. Среди археологов идут споры, основан Сарай-Бату (на месте с.Селитренное Харабалинского р-на Астраханской обл.) уже в 1254 году или несколько позже, но одно несомненно – уже в конце XIII- начале XIV века этот великий город относится к числу наиболее величественных городов мира. 

В Улус Джучи (Золотую Орду) - государство, до сих пор непревзойденное по размеру и военной мощи, вошла большая часть Евразийского материка, включая такие великие цивилизации, как Китай, государство Хорезмшахов, Волжская Булгария, удельная РусьСын и наследник Джучи - Бату не только восстановил величие городов, существовавших здесь ранее, но также и построил  свою, новую столицу – Сарай-Бату. В переводе с современных тюркских языков это слово означает Дворец Бату, другим же названием было арабское Сарай аль-Махруса – Дворец Сохраняемый, находящийся под защитой Всевышнего.

Сарай – Бату, будучи на протяжении двух столетий столицей великой империи, вобрал в себя лучшие достижения инженерной и научной мысли своего времени. Например, в 13-14 веках в городе были великолепно отлаженные водопровод и канализация, отсутствовавшие в то время в Европе даже в городах Италии и Франции. Дома имели систему отопления канами, заимствованную в Китае. Как и все иные города Золотой Орды, Сарай-Бату не имел городских стен, зато утопал в садах и зелени. Со всех концов мира в него стекались самые разнообразные товары и идеи. Мечети соседствовали с кирхами, пагодами и православными храмами. Солнечные блики играли на изразцах и майоликах, которыми были украшены крыши и стены домов.  В городе и стране существовало развитые не только ремесленное, но и промышленное производство, подчинявшееся жестким стандартам.  Здесь стоит напомнить, что в Европе того времени водопровод и канализация были неизвестны, а в Париже XIV века королевский гонец застрял в нечистотах.

Кроме Сарай-Бату, в Нижнем Поволжье существовало множество других городов, все они сегодня находятся под толщей песка или воды, скрывая свои тайны, и кто знает, может, наши потомки откроют их взорам уже своих современников. Что касается развития городов Улуса Джучи, то достаточно сказать, что только монету чеканили в более чем двадцати крупных городских центрах, не говоря уже о более мелких из них. Культура Золотой Орды вобрала в себя традиции оседлого населения Нижнего Поволжья, Булгара, Хорезма, Ирана, Закавказья, элементы Китая и Египта. В кочевой же культуре господствовало не монгольское, а кыпчакское начало, ибо, как написал египетский хронист аль – Омари, «земля эта подчинила своих завоевателей». Государственным языком был именно кыпчакский язык. Наиболее высокопоставленными родами считались те, из которых происходили карачибеки – Ширин, Аргын, Кыпчак, Барын. В некоторых местностях вперед выдвигались Мангыт и Джалаир. 

Величайшее государство Евразии – Золотая Орда – Улус Джучи погибло результате продолжавшихся в течение более ста пятидесяти лет кровопролитных гражданских войн. Постепенно пришла в упадок и ее столица – Сарай. Начиная с 15 века его население начинает сокращаться, наиболее активная часть жителей уходит, переселяется в Среднее Поволжье, в Бухару, Египет, в другие места, придав новый импульс развитию городской цивилизации в этих странах. Сарай же заносило песком пустынь и людского забвения, хотя, как свидетельствуют некоторые данные, население его никогда полностью не покидало.

На месте некогда великой Золотой Орды возникает ряд государств, унаследовавших его социальные и правовые институты  - Большая Орда, ханства Крымское, Казанское. Позже из них выделяются Ногайская Орда (разделилась на Большую и Малую), Астраханское ханство, Тарковское шамхальство, великие княжества Московское и Литовское, ханства Казахское и Сибирское. Все они находились между собой в сложных взаимоотношениях, враждуя между собой и заключая союзы друг против друга. Часть из них попали в зависимость от других государств. В бесконечной гонке за лидерство Москва смогла победить, но потеряла свое лицо, утратив как парадигму власти, так и идентичность правящей династии. Между прочим, в титулатуре ее правителей значилось: великий князь Московский, царь Казанский, Астраханский и Сибирский. При этом в период с 1562 года двуглавый орел был увенчан всего 2 венцами, и лишь с покорением Ермаком Сибири российский герб получил третью корону и законченный вид. 

При этом надо отметить, что Астраханское ханство – не просто одно из многих государств, на которые раскололась Золотая Орда, а ее непосредственный наследник и правопреемник, ее центральный и ключевой юрт (аналог Российской Федерации после распада СССР). Таким образом, царствие как таковое, идентифицируемое на Руси с ордынским правлением, символически заключалось не где-либо еще, а именно в Астраханском царстве. Герб его, окружавший Малый герб Российской империи вслед за гербом Казанского царства (первым по счету) увенчан Астраханской шапкой – одной из корон Российской империи. 

Но с присоединением Нижнего Поволжья к Руси, ставшей Россией, его мусульманская  история не прекратилась. Здесь продолжали жить татары и ногаи, казахи и хорезмийцы, персы и азербайджанцы. Более того, этнические процессы, происходившие в мусульманской среде Астрахани, до сих пор слабо отражены в исследованиях и абсолютно не известны широкой публике.

Астрахань была особым городом царской России. Русская крепость Астрахань была построена несколько в другом месте, нежели ордынский Хаджитархан (он сейчас входит в городскую черту), но вместе с тем отнюдь не на пустом месте. Пригородом Астрахани является Машаик, чье заселение не прерывалось с хазарских времен, а на территории морского порта было первоначальное место захоронение Баба-Туклеса – учителя в исламе самого Узбек-хана. На территории же самого астраханского кремля находится захоронение Кара-Дауда.

Именно через Астрахань шла почти вся торговля с такими странами, как Иран, Азербайджан, часть торговли с Бухарой и Хивой. Ее можно с уверенностью назвать одними из основных ворот России на Восток. И во многом этот факт обусловил и то, что с середины XVI и почти до конца XVIII в. Астрахань была одним из 4 очагов, где воспроизводилась  мусульманская городская культура в России (остальные – Старотатарская слобода Казани, Касимов, Тобольск, до конца XVII в. – Темников, и с середины XVIII в. – Сеитов Посад в Оренбургской области). В городе насчитывалось несколько иноверческих слобод, в которых изначально проживали представители различных этносов – татары – юртовские, средневолжские, карагаши ногайского происхождения, бухарцы (узбеки, таджики), гилянцы (выходцы из Ирана – одни считают их персами, другие – татами-христианами), и индийцы. В результате этнических процессов к XX в. население всех этих слобод окончательно отатарилось, причем в двух последних случаях это произошло со сменой религии.

Известно, что астраханский кремль, а позже и белый город был построен из кирпичей Хаджитархана и Сарая («татарских развалин», согласно указу Федора Иоанновича). При этом время основания части городских мечетей нам неизвестен и датируется формулировкой «не позднее XVII в». К их числу относятся самая старая Ак-мечеть (Белая мечеть), Кара-мечеть (Черная мечеть), и другие.

По утверждению известного турецкого путешественника и дипломата Эвлия Челеби, в 1666 г. в Земляном городе  Астрахани было 7 мечетей, а по мнению академика С.Г.Гмелина, в 1769-1770 в Агрыжанской, Бухарской и Гилянской слободах Земляного города  было 4 мечети, а в Царевской слободе (Тияке) – еще 15. К 1910 г. в Астрахани насчитывалось 18 мечетей.

Ахмад Макаров

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.