закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Волгоградская область

Территории волгоградского Поволжья и Подонья с раннего времени находились в числе определяющих узлов мировой политики и истории. В более ранние периоды истории это было связано с Гуннским и Хазарским каганатами.

 

Первоначальные этапы распространения ислама в данном регионе также связаны с хазарской эпохой. Согласно одной из версий, Марван Второй дошел до лесистых областей Самарской луки, и предполагаемый маршрут его продвижения пролегал через территорию современной Волгоградской области. Но дело в том, что и другой маршрут (указанный в другой версии)с конечной точкой в верховьях Дона (Воронежская обл.) также должен был переходить через современную Волгоградскую обл., а, точнее, через Переволоку - место максимального сближения Волги и Дона, издавна используемое в торговых путях.

 

В  Волгоградской области насчитывается немало городищ хазарской эпохи (в т.ч. из-за Переволоки),  и, т.к. в последнее время сильно меняется взгляд на роль ислама в Хазарии, и придается новый импульс исследованиям в данном направлении, то можно ожидать и нахождения остатков мечетей в этих городах. По крайней мере, очевидно, что Переволока связывала три крупных основных района расселения мусульман в Хазарии - Нижнее Поволжье, Среднее Поволжье и Подонье.

 

После краха Хазарии в этом регионе на три столетия установилось правление кочевых племен. В X-XI на смену мусульманам-гузам, населившим эти земли после падения каганата, приходят кыпчаки. Вопрос исламизации кыпчаков в домонгольский период остается отчасти открытым. Известно о наличии кыпчаков - мусульман,  христиан, но большая часть считается язычниками. Во многом на процесс исламизации степняков, в т.ч. кыпчаков, накладывало отпечаток  наличие поблизости государств с мощной религиозной традицией. В данном регионе был только один такой пример - город-государство Саксин, где "мусульмане все - и булгар, и араб, и огуз и хазар" (предполагаемое место его расположения - Самосдельское городище на юге Астраханской области). На севере же находилась Волжская Булгария, но она также находилась не близко.

 

Опять зацвела городская жизнь в этом регионе лишь в ордынское время, когда эти земли оказались в центре огромного урбанистического центра, протянувшегося от побережья Каспия до Саратова.  Именно здесь цвели Гюлистан и Бельджамен. Представляете, как надо любить свой город. чтобы назвать его - Гюлистан - Страна цветов или Цветочный город. По мнению многих специалистов, сегодня  это - Царевское городище недалеко от границ с Астраханской областью.

 

Величие этих городов до сих пор потрясает воображение. Снабженные всеми благами цивилизации своего времени (водопровод, канализация, отопление канами), украшенные изразцами и майоликами, вместо городских стен утопавшие в садах, они вырастали из сухих степей, как тюльпаны после зимы. Несмотря на то, что в них было множество храмов различных конфессий, главным украшением все же были мечети. Построенные по хорезмийским, малоазиатским, иранским и закавказским образцам, с принесением чего-то нового, своего, золотоордынского, они радовали глаз каждого путешественника, будь то искушенный в искусствах житель Бухары, Египта или простой кочевник.

 

После религиозной реформы Узбек-хана, продолженной его сыном Джанибеком, эти самые кочевники принимали ислам целыми селениями, что подтверждается археологическими находками. Также известно о произошедшей аккультурации славянских поселков на территории Водянского городища.  Одно из таких городищ находится и в самом Волгограде – это  Мечетное городище, которое относятся к числу крупных.

После полутора столетий опустошительных гражданских войн, города Золотой Орды обезлюдели, хотя следы их былого великолепия видны и сегодня, а в XIX в. их новое население четко знало, куда оно поселяется (Царево городище и т.д.).

 

Большая Ногайская Орда, которая расположилась на землях Волгоградского Поволжья, быстро пришла в упадок и не смогла удержать свою независимость. Уже в конце XVI века на Переволоке произошло новое знаменательное событие в истории нашей страны, связанное с мусульманами. Османский султан Селим Второй решил предпринять поход с целью возврата Астрахани (один из последних астраханских ханов подчинялись крымским Гиреям, в свою очередь бывших вассалами Османской империи). В ходе подготовки этого похода по совету главного визиря Мехмета Соколлу была предпринята первая попытка строительства Волго-Донского канала. Эта попытка не удалась, историки до сих пор расходятся в причинах этого фиаско, а Волго-Донской канал был построен лишь в ХХ в.

 

Среди нового населения мусульмане были представлены достаточно слабо. Это были татары - переселенцы преимущественно из Пензенской области и казахи Букеевской Орды. И те и другие в основном поселились здесь в XIX в., но самое интересное здесь другое. Казалось бы, какое отношение имеют татары - переселенцы из других регионов страны к золотордынским городам? Но в ряде татарских аулов Волгоградской области среди их населения распространено мнение, что они не просто пришли сюда, но вернулись на места, покинутые их предками. Учитывая историю тех сел, выходцами откуда они являются, возможно, что так оно и есть. Во многом аналогичная ситуация и у казахов, славящихся щепетильным отношением к наследию своих предков и исторической памяти.

 

Ахмад Макаров

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.