закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Воронежская область / История региона
    

Воронежская область

История ислама в Воронежской обл. – неизученное явление. Самым древним периодом И. и. следует считать эпоху Хазарского каганата (VII–X вв.), поскольку в соседних областях Украины были найдены и идентифицированы как мус. поселения и захоронения, родственные салтово-маяцкой археологической культуре (см. Распространение ислама в городских центрах зап. части Хазарского каганата). Автохтонное мус. население северо-востока Украины и юга России не исчезло в период после падения каганата (960-е гг.), как считалось ранее, а продолжало оседлый образ жизни на тех же самых землях вплоть до эпохи Золотой Орды. В частности, на тер. области известны Новохарьковский могильник и синхронное ему поселение, оставленные аланами – наследниками салтово-маяцкой культуры. Данные могильника свидетельствуют о том, что исламизация постсалтовского населения, значительно растянутая по времени, в период Улуса Джучи активизировалась.

Ордынская эпоха (XIII–XV вв.) оставила на тер. области такие археологические памятники, как золотоордынские мечети-мавзолеи у пос. Красный, которые наряду с синхронным им поселением XIV в. маркировали центр кочевого улуса; могильник «Олень-Колодезь» с погребенными там представителями кочевой золотоордынской аристократии; Таганский грунтовый могильник и др. В ту же эпоху зародилось и малоизученное административно-политич. образование в р-не русско-ордынского пограничья в Ср. Подонье (тер. Воронежской, Тамбовской и ряда др. соседних областей) – Червленый Яр.

После распада Улуса Джучи на землях нынешней Воронежской обл. происходило противостояние постордынских гос-в. В 1501 г. сначала правитель Большой Орды хан Шейх-Ахмед построил крепость в устье р. Тихой Сосны (ныне Лискинский р-н), затем крымский хан Менгли-Гирей поставил свою «крепость» на др. берегу Тихой Сосны. После разгрома Большой Орды в 1502 г. на эти земли претендовало Крымское ханство в качестве наследника Золотой Орды. Только в XVII в. эта тер. вошла в состав Московского гос-ва; тогда же, вероятно, все кочевое мус. население покинуло тер. совр. Воронежской обл. – в частности, предполагается родство между татарами Червленого Яра и более поздними цненскими служилыми татарами (XVI в.) на границе совр. Тамбовщины и Рязанщины. Обрусевшие потомки татар Червленого Яра проживали в сев. и др. частях нынешней Воронежской обл.; так, память о татарах в Бутурлиновке на р. Осередь сохранялась до 1740-х гг., когда там поселились первые украинцы. Изредка в документах XVII в. упоминаются воронежские служилые татары, но достоверной информации о них нет. В 1784–86 гг. в Воронеже проживал посл. крымский хан Шахин-Гирей.

Новый этап И. и. связан с Михайловским кадетским корпусом в Воронеже. По планам российских властей, это военное училище должно было готовить кадры (в т. ч. из мус. народов Кавказа и Крыма, вошедших в состав империи) для дальнейшего обучения в столичных военно-учебных заведениях. Указом от 12.02.1839 г. министр внутренних дел обязывался приписать Кавказские области к числу губерний, причисленных к этому корпусу; а указом от 7.03.1839 г. командир Отдельного Кавказского корпуса – определить в кадетские корпуса «детей азиатцев не старше 10 лет». Корпус был открыт в кон. 1845 г.; одним из первых мусульман, обучавшихся в нем, стал Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914) – будущий лидер российского ислама, выдающийся обществ. деятель и публицист, основоположник идеологии джадидизма. Он учился здесь в период 15.10.1863–11.01.1965 гг. (затем переведен во 2-ю Московскую военную гимназию); в своей газете «Тарджеман» он писал по случаю 50-летия кадетского корпуса (1895 г.), что «был единственным в нем мусульманином». Эти сведения вполне историчны, т. к. во всем Воронеже в 1865 г. проживало всего 6 мужчин «магометанского исповедания».

Ориентировочно в кон. 1860-х гг. здесь же учился будущий генерал от артиллерии, первый генерал-чеченец, верховный правитель Чечни в 1919 г. Алиев Эрис-Хан Султан-Гирей (1855–1920), хотя этот факт не отражен в известных его биографиях. В 1878–80 гг. здесь учились дети сосланного в Калугу опального премьер-министра Хивинского ханства Мухаммад-Мурада: Шейх-Назар-Есаулбаши и Хусайн-Мухаммад В сер. 1880-х гг. в корпусе обучался будущий генерал-майор Э. А. Мистулов.

Помимо кадетов-мусульман Михайловского корпуса, в кон. XIX в. на тер. области были войсковые соединения, где служили последователи ислама. Так, в 1887 г. в Богучарском уезде стояло управление 6-й бригады кавалерийского запаса, начальником которого был генерал-майор Агаси-Бек-Авшаров.

Численность кадетов-мусульман Михайловского корпуса значительно возросла в нач. ХХ в. В 1905–12 гг. здесь учился уроженец с. Хапцевки 1-го Сунженского отдела Терской обл. Мистулов Гена Асланбекович (р. 27.05.1895) С 1908 г. в корпусе проходил обучение сын помощника командира 3-й сотни Терской постоянной милиции Мальсагов Орцко Артаганович (р. 1897), который в 1918 г. в Назрани был избран военным комиссаром Ингушетии и принял активное участие в организации красных отрядов, артиллерийских, пулеметных и бомбометных команд; в 1955 г. явился создателем первого ингушского театра; участвовал в составлении ингушского алфавита, работал ст. н. с. Чечено-Ингушского научно-исследовательского ин-та истории, языка и литературы. В 1908–18 гг. здесь учился сын полковника, выходец из сев.-кавказского Назаровского общества Албаков Керим-Хан-Магомедович (р. 10.01.1898), в 1911–17 гг. – сын ротмистра Дагестанского конного полка Котиев Умалат Бек Асланович (р. 12.01.1900), в 1912 г. окончил учебу брат Мальсагова О.А. – Сосерко Артаганович (р. 17.06.1895), и др.

Рост численности военнослужащих-мусульман в Воронежской губ. наблюдается также после 1910 г. Т. к. они были приписаны к Московскому военному округу (МВО), то их религиозные потребности находились в ведении военного ахуна МВО Х. Сеид-Бурхана, имама Тверской соборной мечети. В ГАВО сохранились приказы начальника Воронежского гарнизона о предоставлении увольнений военнослужащим-магометанам по случаю разл. мус. праздников и памятных дней в марте, июне и сентябре 1910 г.; все они были сделаны на основании рапортов военного муллы МВО. Соотв. для исполнения коллективных намазов в казармах периодически отводились помещения «под временные молельни», как это видно из аналогичного приказа от 3.05.1915 г. В документах от 1916 г. фиксируется уже и собств. воронежский мулла, который вступал в переписку с военным начальством по таким поводам в 1916–17 гг., но имя его не указано. Из приказа начальника Воронежского гарнизона от 18.01.1916 г. становится очевидным и существование предназначенного для военнослужащих мус. участка на кладбище.

Октябрьская революция 1917 г. и последовавшие за ней события надолго прервали И. и. Совр. мус. община Воронежской обл. сложилась только в конце сов. эпохи и в постсоветское время.

 

Мусульманская община Воронежской области. Согласно данным переписи 2002 г., мус. население Воронежской обл. находится на 4-м месте по ЦФО, уступая лишь Москве, Московской и Тверской областям. Богата и уходящая в более чем тысячелетнюю древность ее история (см. История ислама в Воронежской обл.).

Согласно переписи 1989 г., в области проживали: азербайджанцы – 3,2 тыс. чел. (0,13% всего населения, 6-е место по области); татары – 1,9 тыс.; чеченцы – 1,6 тыс.; узбеки – 1,1 тыс. По итогам переписи 2002 г. отмечено увеличение числа представителей всех этих этносов, за исключением узбеков. Общая численность всей м.о. в 2002 г. составляла 20,4 тыс. чел. (0,86% населения области). Увеличение мус. населения происходит на фоне депопуляции в области, зафиксированной в межпереписной период на уровне 87,9 тыс. чел. (3,6% к уровню 1989 г.).

Азербайджанцы, чья численность выросла на 31% (4,2 тыс. по переписи 2002 г.), составили уже 0,18% населения области. Впрочем, по оценке СМИ, их численность достигает в наст. время уже 40 тыс. чел. Увеличение численности происходило как за счет естественного, так и миграционного прироста. Регионов компактного проживания азербайджанцев в области не выявлено. Представители этого этноса заняты в основном в розничной торговле, преимущественно продуктами питания (некоторые рынки Воронежа в большинстве своем обслуживаются азербайджанцами). Гендерная составляющая – преимущественно мужская (65%); браки в большей степени эндогамные. Религиозная активность в общине достаточно высокая, но в пределах собств. моноэтничных религиозных групп, которые обслуживаются своими неофициальными муллами. Воронежские азербайджанцы – преимущественно шииты. Организации: отделение Всерос. азербайджанского конгресса (централизованная, оказывает поддержку на федеральном уровне); «Хазар» (местная, общекультурного характера, возглавлял имам Эльдар Алиса Оглы Садыгов, который пользуется авторитетом среди азербайджанского населения); «Единение-Бирлик» во главе с братьями Ровшаном и Мехти Иншааллах Оглы Мехтиевыми. Эти организации сотрудничают между собой, и в них работают одни и те же лица. Усилиями азербайджанской общины проводится навруз, но отдельными группами без выхода на общегородской уровень. Э. Садыгов достаточно известен как в области, так и на федеральном уровне, но, несмотря на его неоднократные попытки, организовать мус. религиозную организацию ему не удалось. На определенном этапе в м.о. создалась не имеющая прецедента нигде более в ЦФО ситуация, когда азербайджанцы-шииты обслуживали религиозные потребности татар-суннитов.

Для татар также был характерен прирост, выходящий за рамки естественного прироста населения, – на 87%, и в итоге число татар в Воронежской обл. составило 3,5 тыс. чел. К ним следует также добавить 0,4 тыс. близкородственных башкир, тесно ассоциированных с татарами в регионе. Столь значительный рост численности произошел гл. образом за счет миграции из республик быв. СССР в 1990-е гг., а также северокавказского региона России в период ведшихся в Чечне войн. Места компактного расселения отсутствуют. По роду занятий среди воронежских татар много преподавателей, инженеров, специалистов, строителей, предпринимателей, преимущественно с высшим образованием; социальный статус общины в целом высокий. В наст. время в общине широко распространены экзогамные браки. Религиозная активность татарского населения в сов. время была слабой, но в посл. время усилилась; инициаторами создания мус. организации были татары (интересно, что дореволюционная община в Воронеже, хотя состояла в значительной степени не из татар, руководилась исключительно татарами). Среди нац. организаций присутствуют лишь обществ. благотв. организация «Янарыш – Созидание» и Нац.-культурная автономия. С 2006 г. проводится общегородской сабантуй, организатором которого выступил М. Р. Газиев; до того с 2004 г. проводился отдельными группами по 30–50 чел. в кафе и ресторанах; организатором выступала «Янарыш» (руководитель – Олег Юрьевич Орехов). В общине весомы позиции татар-переселенцев из Центр. Азии, которые в посл. время начинают занимать лидирующие роли в татарских и мус. общинах Центр. Черноземья. Будучи достаточно социализированными в российском обществе, они помогают адаптироваться в нем своим быв. соседям – представителям народов Центр. Азии.

На 3-е место в м.о. переместись представители этнической группы, не отмеченной переписью 1989 г., – турки: 3,5 тыс. чел. В действительности это турки-месхетинцы (были эвакуированы в область из Узбекистана после столкновений на межэтнической почве, произошедших в Ферганской долине; часть переселилась в область позже, самостоятельно переехав сюда из Киргизии и Азербайджана), а также этнически близкие к ним потомки депортированных из Абхазии и Аджарии турок-османов. Турки в Воронежской обл. расселены в сельской местности, где заняты в с/х, преимущественно огородничеством; компактно проживают в Бобровском, Грибановском и некоторых др. р-нах. Характерны эндогамные браки.

Вместе с ними следует учитывать малочисленную этническую группу хемшилов (0,3 тыс. чел.) – армян-мусульман, депортированных вместе с турками из Грузии в 1944 г.; послевоенными переписями они не учитывались. Все воронежские хемшилы переехали на руб. 1980–90-х гг. из Ошской обл. Киргизии. Группа компактно проживает в пос. Ниж. и Ср. Карачан и Мал. Алабухи Грибановского р-на. Заняты преимущественно в сфере с/х (животноводство и огородничество), в посл. время сильно развилось отходничество, гл. образом в строительстве. Хемшилы в целом хорошо контактируют с турками-месхетинцами (многие семьи дружат еще со времен совм. проживания в Ошской обл.), а также с курдами-мусульманами. Браки в этих общинах эндогамные. Среди старшего и среднего поколения (старше 30 лет) турок и хемшилов наряду с родным и русским яз. распространено знание узбекского и киргизского яз.

Все турецкие труппы по мазхабной принадлежности являются ханафитами, в местах компактного проживания наличествуют собств. имамы. Турки-месхетинцы Воронежской обл. считаются мало контактирующими с представителями др. мус. этносов, хотя есть примеры, когда турки Грибановского р-на неоднократно приглашали для обслуживания своих религиозных потребностей Р. Курамшина, имама с. Энгуразово соседней Тамбовской обл. Сейчас ситуация в области с интеграцией месхетинцев несколько меняется в связи с приглашением выпускника Московского высшего исламского колледжа хемшила Саида Косо-оглы на должность имам-хатыба Воронежа.

Сравнительно новыми поселенцами на воронежской земле являются дагестанцы численностью 2,8 тыс. чел.: лезгины (0,6 тыс.), даргинцы и аварцы (по 0,5 тыс.), табасаранцы (0,4 тыс.), кумыки, ногайцы, агулы и др. Налицо диспропорция (относительно этнической карты Дагестана) в пользу народов Юж. Дагестана. Род занятий – торговля, бизнес, строительство, фермерство. Имеются компактные поселения, напр. в Семилукском р-не: пос. Семилуки и в близлежащих селах. Для воронежских дагестанцев более характерны эндогамные браки. Лидером дагестанской общины является Г. О. Магомедов.

Из числа представителей коренных народов Центр. Азии по переписи 2002 г. зарегистрированы: узбеки (1 тыс., уменьшение численности по сравнению с 1989 г. на 13% – вероятно, имел место кратковременный выезд в Узбекистан, однако после 2002 г. наблюдается бурный рост численности); таджики (0,8 тыс.), казахи (0,4 тыс.), туркмены, киргизы и др. На сегодня данные цифры не соответствуют реальности, т. к. в 2000-х гг. произошел колоссальный рост числа узбеков, таджиков и киргизов. Много уроженцев Узбекистана (от 0,5 тыс. чел., но не все узбеки) работают в представительстве компании Uzdaewoo по продаже автомобилей среднего класса марки Daewoo. В Воронеже и области имеется немало узбекских кафе, пользующихся популярностью. Помимо этого, выходцы из Центр. Азии работают в строительстве, сервисе, техобслуживании. Из организаций проявляет активность киргизское общество «Манас» во главе с Т. н. Намазбековым, с которой сотрудничают также и не имеющие собств. обществ. ин-тов казахи; и таджикский культурный центр «Навруз» во главе с председателем Х. К. Мустофакуловым. Лидером узбекской общины является Н. О. Гулмирзоев. У таджиков и узбеков наблюдается преимущественно мужская миграция, хотя есть и семьи; для туркмен характерна этническая экзогамия. В отношении религиозности все эти народы проявляют небольшую активность, наблюдается значительное разобщение по этническим или социальным группам.

Общая численность представителей вайнахской этнической общности в области достигает 2 тыс. чел. Прирост численности чеченцев составил между 1989 и 2002 гг. 13,5%, что вполне сопоставимо со средними данными естественного прироста в этой этнической общине. Социальный статус и род занятий – предприниматели, фермеры, (преимущественно ингуши). Религиозность слабая, характерно образование параллельных моноэтничных общин, в основном для фермеров-ингушей по месту расселения. Члены общины образовали воронежскую региональную обществ. организацию «Вайнах» во главе с А. Ю. Носаевым. В общине распространены эндогамные браки.

Интересным представляется наличие в области большого числа выходцев из дальнего зарубежья, учтенное по переписи 2002 г., – 0,4 тыс. чел. (из них арабы – 0,3 тыс., пуштуны, персы). Подобная высокая концентрация связана с большим количество вузов в Воронеже, где обучалось и обучается много иностранных студентов. Часть из них, окончив обучение, остается в России. Для них характерны высокий уровень образования, экзогамные браки. Соц. статус – студенты, предприниматели, интеллигенция. Присутствуют студенческие организации. Религиозная активность высокая.

Общую численность мусульман из Сев.-Зап. Кавказа условно можно оценить в 0,4 тыс. чел.: осетины-мусульмане, карачаевцы (по 0,1 тыс. чел.), кабардинцы, черкесы и др. В религиозном плане они себя не обнаруживают, социальная активность низкая.

По переписи 2002 г. отмечены также курды (0,3 тыс., без езидов, учитываемых отдельно). Традиционная культура этноса является исламской, хотя представителей этой общности в целом отличает религиозная индифферентность. Тем не менее среди них отмечены случаи проведения религиозных обрядов (никах и т. д.) в Грибановском р-не.

На совр. этапе мус. религиозная организация Воронежа была зарегистрирована лишь в январе 2008 г.; ею руководит М. Газиев, функции имама выполняет С. Косо-оглы. МРОМ Воронежа организовала сайт «Мусульмане Воронежа».

Мус. участок на кладбище Воронежа, несмотря на документально зафиксированные факты отдельного захоронения мусульман в дореволюционный период, выделен лишь в последние годы (в Левобережном р-не города). В сельской местности имеются отдельные мус. кладбища в местах компактного проживания гл. образом турок.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.