Расширенное разъяснение в связи со статусом ДУМ Ивановской области в структуре ДУМ РФ
В связи с появлением в информационном пространстве статей, представляющих ситуацию вокруг ДУМ Ивановской области в ложном свете, без анализа фактов и документов и без предоставления возможности высказать свою позицию всем сторонам дела, пресс-служба Духовного управления мусульман Российской Федерации публикует документальные материалы, дающие объективное представление об этапах деятельности ДУМ ИО в составе ДУМ РФ.
С момента создания в 1990-х гг. Мусульманское религиозное объединение Ивановской области под руководством Ляпина Ф.У. входило в состав ДУМ РФ (до 2014 г. действовало под названием Духовное управление мусульман Европейской части России) и в составе ДУМ РФ построило и открыло в 2003 г. в Иваново Соборную мечеть. По мере расширения деятельности были учреждены МРО и в других населенных пунктах области. В частности, МРО Ивановской области, ММРО г. Тейково и ММРО г. Кинешмы выступили в 2013 г. учредителями ДУМ Ивановской области (Ивановского мухтасибата). В пункте 1.1. этого устава сказано о том, что Ивановский мухтасибат входит в структуру и юрисдикцию ЦРО ДУМЕР (Рис. 1 и Рис. 2 в галерее).
О том, что ДУМ ИО высоко ценит участие и поддержку лично муфтия шейха Равиля Гайнутдина и всего аппарата ДУМ РФ в развитии мусульманских общин Ивановской области, работает в качестве структурной и юридической единицы ДУМ РФ свидетельствуют, например, письма, адресованные председателем Ф.У.Ляпиным на имя муфтия Р.Гайнутдина (Рисунки 3а и 3б).
В январе 2019 г. состоялся отчетно-выборный съезд ДУМ ИО, в котором приняли участие представители аппарата ДУМ РФ. На нем было принято решение о принятии новой редакции устава, но государственной регистрации изменений в учредительные документы ДУМ ИО по итогам январского съезда не состоялось. В ноябре этого же 2019 года ДУМ ИО прошло перерегистрацию, ссылаясь на результаты Съезда от июля 2019 г. Обратим внимание, что информация о повторном съезде не была доведена ни до руководства ДУМ РФ, ни до средств массовой информации и широкой общественности. При подаче документов на внесение изменений в учредительные документы осенью 2019 г. (после июльского съезда) был приложен устав, на титульном листе которого отражена январская дата съезда, о чем свидетельствует выписка из Единого госреестра юридических лиц (Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6).
Поскольку редакция устава, формально вступившая в силу в ноябре 2019 г. и являющаяся действующим уставом ДУМ ИО, никогда не подавалась в канцелярию ДУМ РФ и на подпись муфтию, единственным разумным предположением является использование титульной страницы устава от января 2019 с последующей перешивкой листов.
Здесь необходимо подчеркнуть, что в сентябре 2019 г. в Москве состоялся VII Съезд ДУМ РФ, в котором в качестве делегата принял участие и получил свой мандат Ф.У.Ляпин (Рисунок 6). После ноябрьской перерегистрации устав ДУМ ИО в аппарат ДУМ РФ предоставлен не был, а региональная организация продолжила работу в качестве полноценной и полноправной структурной единицы ДУМ РФ, получая соответствующую помощь и финансовую поддержку от головной организации (Рисунок 7). На многократные обращения о предоставлении устава ДУМ ИО не реагировало и факт наличия устава, противоречащего уставу ДУМ РФ как головной организации и действующему законодательству, равно как и факт проведения июльского (фиктивного?) съезда ДУМ ИО, были обнаружены лишь в мае 2020 г.
После обнаружения этих противоречащих исламской этике, уставу ДУМ РФ и действующему законодательству фактов, до руководства ДУМ ИО было доведено, что дальнейшее получение помощи от головной организации возможно только после приведения учредительных документов в соответствие.
Что касается обвинений в попытке завладеть имуществом ДУМ ИО через принуждение к принятию типового устава, разработанного для региональных ЦРО в составе ДУМ РФ, сообщаем: устав ДУМ Ивановской области в редакции от 2013 г. и нынешний типовой устав региональной Централизованной религиозной организации, утвержденный ДУМ РФ (не принятый ДУМ Ивановской области) не предполагают контроля ДУМ РФ над имуществом региональной ЦРО, о чем в них свидетельствуют глава 8 (Собственность Организации и источники формирования имущества), где о контроле ДУМ РФ над имуществом региональной ЦРО нет ни слова. В главе 11 (Порядок прекращения деятельности организации. Порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности организации), а именно в п.11.6 (устава в редакции 2013 г.) и в п.11.3 (типового устава, не принятого ДУМ Ивановской области) предусматривается лишь, что имущество региональной ЦРО, имущество богослужебного назначения в случае ликвидации может быть передано ДУМ РФ. При этом ликвидация региональной ЦРО может быть инициирована лишь по решению Съезда региональной ЦРО или по решению суда, о чем прописано в данных уставах. ДУМ РФ не может быть инициатором ликвидации региональной ЦРО ни по уставу, ни по действующему законодательству, поэтому ни о каких корыстных целях ДУМ РФ не может быть и речи.
В связи со всем сказанным, делаем выводы:
1. Факт перерегистрации ДУМ ИО с внесением изменений в учредительные документы ДУМ ИО состоялся много ранее его обнаружения в информационном пространстве через официальный сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, не имеющего никакого отношения к внутренним делам ДУМ РФ. Это говорит, во-первых, о его запланированности, во-вторых, о том, что поводом к нему не стали ни действия, ни отношение со стороны руководства ДУМ РФ. Этот шаг был совершен на фоне полной поддержки и доверия со стороны руководства ДУМ РФ и лично муфтия шейха Равиля Гайнутдина и тщательно скрывался на протяжении более чем полугода.
2. Внесение изменений в учредительные документы, в частности, смена устава ДУМ ИО состоялось абсолютно обманным путем, не выдерживающим критики ни с точки зрения исламской этики, ни принятого устава ДУМ РФ (проголосовано единогласно в сентябре 2019 г.), ни действующего российского законодательства и не имеет юридической силы. ДУМ РФ не признает легитимности действий ДУМ ИО по смене устава организации осенью 2019 г.
3. При этом даже согласно нынешнего, нелегитимного, по нашему убеждению, устава ДУМ ИО, оно все еще находится под каноническим началом ДУМ РФ, поэтому и в этой части заявления Ф.У.Ляпина грешат против истины.
4. Мы с сожалением констатируем факт вмешательства во внутреннюю жизнь ДУМ РФ со стороны ЦРО «Духовное управление мусульман Республики Татарстан» и других акторов путем подстрекательства и науськиванию региональных имам-мухтасибов ДУМ РФ против головной организации.
5. Регулярно появляющиеся в СМИ «прогнозы» о желании головной организации завладеть имуществом, в т.ч. недвижимостью региональных организаций, являются преднамеренным введением в заблуждение и не могут быть подтверждены ничем. Все информационные ресурсы, рассуждающие на эту тему, намеренно или ненамеренно, лгут своей аудитории.
Духовное управление мусульман Российской Федерации не отвергает огромных заслуг Ляпина Ф.У. в развитии мусульманских общин и просветительской деятельности, однако подчеркивает, что скрытная, проведенная путем нарушения закона перерегистрация ДУМ ИО противоречит исламской этике и дискредитирует его как лицо, носящее духовное звание, а также наносит вред единству уммы.
Далее приводится справка о несоответствиях между уставами ДУМ ИО в редакциях 2013 и 2019 гг. Из этических соображений полные отсканированные версии уставов не размещаются, однако находятся в распоряжении ДУМ РФ.
Справка: Основополагающие различия в уставах от 2013 и 2019 для сравнения:
Устав в редакции 2013 г.
– п. 1.1. Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Ивановской области «Ивановский Мухтасибат» объединяет на добровольных началах религиозные организации мусульман, находящиеся на территории Ивановской области, и входит в структуру и юрисдикцию Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Европейской части России (Московский Муфтият) (далее по тексту – ДУМЕР) на основе следования призыву Всевышнего Аллаха: «Крепко держитесь за религию Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура 3 «Семейство Имрана», 103 аят).
– п. 1.10. Устав Мухтасибата утверждается Съездом Мухтасибата и подлежит обязательному согласованию с Председателем ДУМЕР.
– п. 5.1.15. В компетенцию Съезда входит:
• избрание Председателя Мухтасибата по согласованию с Председателем ДУМЕР и последующим утверждением в должности после прохождения Аттестационной комиссии при ДУМЕР;
• принятие решения о ликвидации Мухтасибата по согласованию с Председателем ДУМЕР;
• принятие решения о выходе из состава ДУМЕР, данное решение подлежит обязательному утверждению Председателем ДУМЕР;
• внесение изменений в Устав Мухтасибата, утверждение Устава в новой редакции с последующим обязательным согласованием с Председателем ДУМЕР;
– п. 5.3.1. Председатель является главой мусульман Мухтасибата, избирается на Съезде Мухтасибата сроком на 5 (пять) лет. Вступает в должность после прохождения Аттестационной комиссии при ДУМЕР на основании указа Председателя ДУМЕР.
– п. 5.3.5. Председатель Мухтасибата:
• утверждает изменения и дополнения в уставы местных религиозных организаций Мухтасибата по согласованию с ДУМЕР;
– п. 11.6. При ликвидации Мухтасибата имущество, предоставленное ему в пользование, возвращается владельцам. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, принадлежащее Мухтасибату, передается ДУМЕР.
Устав в редакции 2019 г.
– п. 1.1. Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Ивановской области» объединяет на добровольных началах религиозные организации мусульман, находящиеся на территории Ивановской области, и находится под каноническим началом Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (далее по тексту – ДУМ РФ) на основе следования призыву Всевышнего Аллаха: «Крепко держитесь за религию Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура 3 «Семейство Имрана», 103 аят).
– п. 1.9. Устав Муфтията утверждается Съездом Муфтията.
– п. 5.1.15. В компетенцию Съезда входит:
• избрание Председателя Муфтията;
• принятие решения о ликвидации Муфтията;
• внесение изменений в Устав Муфтията, утверждение Устава в новой редакции;
– п. 5.3.1. Председатель является главой мусульман Муфтията, избирается на Съезде Муфтията сроком на 5 (пять) лет.
– п. 5.3.5. Председатель Муфтията:
• утверждает изменения и дополнения в уставы местных религиозных организаций Муфтията;
– п. 11.6. При ликвидации Муфтията имущество, предоставленное ему в пользование, возвращается владельцам. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, принадлежащее Муфтияту, передается другой мусульманской религиозной организации.