закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Ивановская область / История региона
    

Ивановская область

Мусульманская община Ивановской обл. состоит из тесно связанных между собой мус. групп гг. Иваново, Шуя, Кинешма, Тейково, Фурманов, Вичуга, Родники и отдельных мусульман в иных населенных пунктах.

1. История м. о. Среди населения Ивановской обл. сохраняются устойчивые представления о двух деревнях Тейковского р-на как о некогда татарских. Имеются исторические сведения о проживании татар, в т. ч. служилых, в г. Юрьевце, Юрьевецком и Кинешемском р-нах и др. населенных пунктах северо-востока области. В качестве отдельных локально-этнографических групп специалисты выделяют юртовских (в р-не Юрьевца) и мугреевских татар. Обширный пласт тюрко-мус. топонимики также традиционно связывается с татарами.

Интенсивная миграция татарского населения в регион началась в период его бурного промышленного подъема в кон. XIX в. и продолжалась несколькими волнами в 1920–30-е и в 1950-е гг. Основными регионами происхождения татар-мигрантов того периода были Нижегородская обл. (в наибольшей степени села Камкино, Пошатово, Маклаково, а также Урга, Трехозерка, Семеновка, Уразовка и др.), Буинский и Чистопольский р-ны Татарстана, Ульяновская обл. (Старокулаткинский и соседние с ним р-ны). При этом новые переселенцы, приезжая к своим родственникам и землякам, чрезвычайно быстро адаптировались в новой для них обстановке. Большое число татар поселилось в частном секторе, где они собств. силами строили себе жилье. Т. о., в г. Иванове возникло 4 места компактного расселения татар в р-нах: Глинище, Сортировка, Меланжевый, Ленинский путь, наиболее крупными среди них являлись два первых. При этом в р-не Сортировки проживали гл. образом нижегородские, а в Глинище – ульяновские и казанские татары. С 1870-х гг. действовало мус. кладбище в г. Иваново-Вознесенске, в 1910–14 гг. существовал нереализованный проект строительства мечети в г. Иваново-Вознесенске.

В др. городах – Шуе, Кинешме и т. д. – также образовались подобные места компактного расселения татар. В Кинешме по одному из них даже возникла Татарская улица, имелась Татарская слободка в г. Юже.

В ряде школ гг. Иваново, Кинешма и др. в 1920–30-е гг. существовали татарские классы. Особенно много детей обучалось в подобных классах школы № 17 г. Иванова по ул. 10 августа. В этот же период существовали татарские детские сады.

2. Статистика. В 1989 г. в Ивановской обл. насчитывалось 9,9 тыс. татар (0,75% всего населения), они являлись третьим по численности этносом после русских и украинцев. Численность др. традиционно мус. этносов не превышала 1 тыс. чел.

Согласно переписи 2002 г., в области проживало 8,2 тыс. татар (0,72% населения области) и 0,5 тыс. близкородственных им башкир. Некоторое уменьшение численности татар по сравнению с 1989 г. председатель Татарской нац.-культурной автономии Ивановской обл. Ф. У. Ляпин объясняет их частичной ассимиляцией. Есть и иное объяснение: убыль татар почти не выходит за рамки процесса естественной убыли населения, характерного для данного региона. Кроме того, в межпереписной период среди татар области наблюдалась незначительная миграция в Москву, Московскую обл. и Татарстан. Татары обладают устойчиво высоким социальным статусом, обусловленным как хорошей степенью владения русским яз., так и высоким уровнем образованности. Во многом авторитет татар обусловлен наличием в области ряда успешных и популярных лидеров, таких как Ф. У. Ляпин и И. Ф. Салихов. При оценке уровня религиозности татарского населения Ивановской обл. следует учесть прежде всего тот факт, что вся деятельность по организационному оформлению мус. общины в этом регионе велась исключительно татарами. Все без исключения имамы Ивановской обл. являются татарами, за искл. собств. шиитских лидеров у азербайджанцев. Неофициальные муллы советского периода также отмечены только из числа татар.

Общая численность представителей всех мус. народов составила по переписи 2002 г. 16,8 тыс. чел. (1,46% населения области). Кроме того, в последние годы наблюдается процесс прихода к исламу представителей немус. народов. Основной контингент принимающих ислам русских составляют образованные девушки и, значительно реже, юноши с четкой мотивацией жизненных целей, из обеспеченных семей. Причиной, побуждающих их к принятию ислама, является инфернальность окружающего их общества и стремление создать крепкую семью, подчиняющуюся устоявшимся жизненным правилам.

По данным активистов самой м.о., в 2002 г. число мусульман в Ивановской обл. составляло уже 60 тыс. с тенденцией дальнейшего ежегодного роста. Разница с официальными данными может быть объяснена, напр., неучетом в ходе переписи условно-временных и трудовых мигрантов.

3. Жизнь татарской общины. Гл. организацией является Татарская нац.-культурная автономия Ивановской обл., руководимая Ф. У. Ляпиным. Действует также ряд аффилированных структур: Федерация нац. спортивной борьбы «Татарча корэш» Ивановской обл., руководимая Р. М. Хаеровым; ивановская областная организация татарской молодежи «Нур» («Луч», руководитель Ш. Алиакбаров); ивановская татарская женская организация «Ак калфак».

Татары Ивановской обл. активно поддерживают и воспроизводят собств. нац. культуру. В Ивановской обл. вырос народный артист Татарстана Мунир Соколов. С 2003 г. по наст. время в обл. центре действует единственный во всем ЦФО (за искл. Москвы) татарский театр-студия «Миллятем», базирующийся в обл. театральном центре. Руководит им заслуженный артист России Мхамет Баширович Кашаев. Театр давал спектакли в Иванове, Москве, Казани и др. городах. Известно о том, что в городских общинах не прерывались традиции культуры, основанной на исламских традициях. Так, интервьюируемые старших поколений утверждают, что еще в 1970-е гг. среди выходцев из Нижегородской обл. исполнялись мунаджаты, хотя в самой Нижегородчине в этот период они уже почти исчезли.

В 1994 г. в Иванове была открыта первая гос. воскресная татарская школа; преподавательские ставки в ней были выделены областной и городской администрациями. В наст. время в Иванове действует татарская воскресная школа на базе гос. общеобразовательной школы № 18; руководит воскресной школой М. Б. Ляпина. Помимо татарского, в ней преподается арабский яз. факультативно, для желающих – азербайджанский (в азерб. группах) и афганский. На базе воскресной школы проводятся разл. мероприятия, в т. ч. ученические конференции.

Сабантуй регулярно проводится в Иванове с 1994 г. Особо примечательной чертой ивановского сабантуя является то, что на нем не продается и не потребляется спиртное. Отдельно проводится детский сабантуй. Значительную часть финансирования сабантуя берут на себя областная и городская администрации. В настоящее время сабантуй в Ивановской обл. стал праздником общеобластного масштаба и служит пропаганде трезвой мус. культуры.

Все без исключения татары Ивановской обл. являются суннитами, по мазхабной принадлежности – ханафиты. Внемазхабных течений не отмечено.

4. Азербайджанцы. Вторым по численности мус. народом области являются азербайджанцы, которых проживает в регионе 3,2 тыс. чел. (перепись 2002 г.). Большая часть их происходит из Карабахской и Ленкоранской зон, что обуславливает преобладание шиитов. Для азербайджанцев-шиитов Иванова отмечено празднование Ашура; в течение первых дней месяца мухаррам они устраивают собрания, украшением которых являются полутораметровые плакаты с надписью на арабском яз. «О, Хусейн». В ходе собраний ведущий ведет проповедь на азербайджанском яз. (с обильным вкраплением талышских слов) о жизни имама Хусейна. Мероприятие сопровождается чаепитием. Такие собрания до 2008 г. регулярно проводились в частных домах местных азербайджанцев. В январе 2008 г. по согласованию с председателем Мус. религиозного объединения Ивановской обл. Ф. Ляпиным была предпринята попытка провести серию таких собраний в мечети, но ввиду жесткой позиции противодействия представителей некоторых общин подобная практика была прекращена. Фактов проведения траурной процессии в день Ашура, сопровождаемых самоистязанием, в Иванове не отмечено.

Некоторая степень обособленности способствует длительному сохранению языка и культуры. В посл. время наблюдается процесс интеграции азербайджанцев в м.о., а через общину – и во вмещающем социуме. Азербайджанцы с каждым годом принимают все более активное участие в жизни м.о.

В наст. время существует Ивановское областное отделение Всерос. Азербайджанского конгресса. В Иванове бывают высокопоставленные представители Азербайджана. В школе с татарским этнокультурным компонентом № 18 открыты азербайджанские группы.

5. Народы Сев. Кавказа. Крупной надэтнической общностью являются народы Дагестана, общая численность которых в области по переписи 2002 г. составляла 1,8 тыс. чел. Среди них наиболее значительно представлены аварцы и табасаранцы (по 0,5 тыс. чел.), что совершенно не соответствует соотношению этих народов в самом Дагестане. Вообще народы Юж. Дагестана (табасаранцы, лезгины, агулы и рутульцы) больше представлены в дагестанской диаспоре в этом регионе, чем у себя на родине; в совокупности они составляют немногим менее половины дагестанской общины области. Структура занятости ивановских дагестанцев достаточно разнообразна: имеются фермеры, предприниматели, строители, врачи, интеллигенция, руководители хозяйств. Степень религиозности у дагестанцев высокая, в основном на бытовом уровне.

Численность вайнахской этнической общности (чеченцы и ингуши) достигает 0,8 тыс. чел. Сфера их занятости – строительство, фермерство, предпринимательство. Религиозность высокая, на бытовом уровне. Вайнахи принимают активное участие в значимых религиозных мероприятиях, напр., организации ифтаров в соборной мечети.

Представителей коренных этносов Сев.-Зап. Кавказа (кабардинцы, балкарцы, осетины-мусульмане, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и др.) в области сравнительно немного – 0,2 тыс. чел.

6. Др. мус. этносы. Общая численность народов Центр. Азии по переписи 2002 г. достигала 1,6 тыс. чел.: более всего узбеков (0,7 тыс.), далее – таджики, казахи, туркмены и др. В наст. время в связи с усилившимся миграционным притоком из этого региона данные переписи нельзя считать достоверными. Наибольшую религиозную активность проявляют узбеки как представители наиболее (наряду с таджиками) исламизированного этноса в регионе. Именно узбеки ведут преподавание в организованном при мечети в Иванове центре подготовки Коран-хафизов, узбеки и таджики явились и его первыми выпускниками. Представители узбекской общины принимают активное участие и в др. религиозных мероприятиях. В 2007 г. при личной поддержке Ф. У. Ляпина было зарегистрировано узбекское нац. объединение Ивановского регионального отделения Ассамблеи народов России. Народы Центр. Азии имеют наибольший потенциал для дальнейшего прироста в данном регионе.

Из числа мусульман из стран дальнего зарубежья в первую очередь следует отметить афганцев (переписью 2002 г. определяются только пуштуны – 147 чел.). В воскресной школе № 18 существует кружок по изучению афганского языка. Несколько десятков арабов сыграли важную роль в процессах религиозного возрождения в области, занимая в свое время должности преподавателей основ ислама и арабского яз. на курсах при мечети, в детских мус. лагерях и т. д. В области проживают также немногочисленные турки, персы, аджарцы, лазы, курды, крымские татары, таты.

7. Социальная жизнь м. о. Первым официально зарегистрированным религиозным объединением мусульман в современности явилось РОМ «Махалля», выросшее из неофициальных общин сов. периода (существовало в 1992–97 гг., руководитель – А. С. Якупов). После образования в 1997 г. Мус. религиозного объединения (МРО) Ивановской обл. «Махалля» самоликвидировалась и полностью вошла в состав нового объединения, которое в наст. время является единственной зарегистрированной мус. организацией в регионе. В 2003 г. была построена соборная мечеть г. Иванова (имам-хатыб – Т. А. Сайфутдинов). Молельные дома имеются в гг. Кинешма, Шуя, Фурманов, Тейково, Вичуга (см. Мечети и молельные дома Ивановской обл.).

Важным показателем роста религиозности населения служит количество выезжающих совершить паломничество в Мекку. Выезд в хадж из Ивановской обл. начался лишь в 2000 г., когда из региона было отправлено 2 чел. Значительный рост числа паломников, в т. ч. и из районов области – Кинешмы и Фурманова, произошел в 2007 (13 чел.) и 2008 гг. (20 чел.)

М. о. является наиболее социализированной мус. общиной по всему ЦФО. Здесь достигнута высокая степень взаимодействия м. о. с властями всех уровней, что отражается на обществ. жизни региона в целом. Крайне высока также степень интегрированности мусульман как внутри общины, так и во вмещающем сообществе. М. о. служит наиболее мощным институтом интеграции и адаптации новоприбывших мигрантов.

МРО активно сотрудничает с разл. СМИ Ивановской обл., Москвы, Татарстана, Костромы и т. д. С 2008 г. работает сайт ивановских татар ivtat.ru – совместный интернет-ресурс МРО, областной Нац.-культурной автономии татар и Союза татарской молодежи «Нур» Ивановской обл.

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.